Как оспорить налоговое требование

Содержание
  1. Как обжаловать решение налогового органа
  2. Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
  3. Подача жалобы или апелляционной жалобы
  4. Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу
  5. Зачем нужно подавать жалобу
  6. Как составить жалобу
  7. Подача иска в суд
  8. Информацию, которую нужно указать в иске
  9. Что приложить к заявлению
  10. Обжалование требования об уплате налога
  11. Право на обжалование требования
  12. Порядок обжалования требования об уплате налога
  13. Требование об уплате недоимки: как его оспорить с учетом нового разъяснения Пленума ВАС РФ
  14. Если в требовании указаны недостоверные сведения
  15. Налоговые войны: как отстоять свои права и оспорить доначисления?
  16. Как оспорить результат налоговой проверки?
  17. Права налогоплательщика
  18. Подготовка возражений при выездной проверке
  19. Апелляционная жалоба
  20. Судебное разбирательство
  21. Рекомендации для предотвращения налоговых споров
  22. Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
  23. Все о налоговых проверках и не только: первый выпуск спецпроекта

Как обжаловать решение налогового органа

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»183″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.</p><p> При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.</p><p> Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.</p><p>В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.</p><p>Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.</p><p>Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.</p><h3>Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки</h3><p>Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.</p><p>Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.</p><p> Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.</p><p><p>В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.</p><blockquote class=

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

Обжалование требования об уплате налога

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»248″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>По результатам налоговой проверки декларации, если контролеры обнаружили в ней неточности, приведшие к занижению размера налоговой базы, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Аналогичный документ компания или индивидуальный предприниматель может получить и при наличии недоимок за прошедшие периоды, в том числе, если речь идет о задолженности по штрафам и пеням.</p><h3>Требование об уплате налога</h3><p>Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179@. В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням.</p><p> В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм.</p><p> Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.</p><p><iframe title=

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов.

Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам.

Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию.

Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса.

В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать.

Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен.

Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.

При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено.

Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности.

С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени. 

Источник: https://spmag.ru/articles/obzhalovanie-trebovaniya-ob-uplate-naloga

Требование об уплате недоимки: как его оспорить с учетом нового разъяснения Пленума ВАС РФ

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»203″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Форма требования об уплате налога утверждена приказом ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@ (далее — приказ № ММВ-7-8/662@).</p><p> Казалось бы, чего проще — заполни все необходимые данные в этом документе и отошли его налогоплательщику.</p><p> Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что инспекторы постоянно допускают ошибки при составлении требования. И эти ошибки позволяют налогоплательщикам такие требования не выполнять.</p><p>Недавно Пленум ВАС РФ высказал свое мнение по данной ситуации.</p><p> В постановлении № 57 судьи указали, что требование об уплате налога, оформленное с нарушением установленных правил, признается действительным, если недостающие сведения имеются в тех документах, на основании которых оно вынесено, а само требование содержит ссылку на эти документы (п. 52 постановления).</p><p> При этом Пленум ВАС РФ уточнил, что основанием для направления требования об уплате налога могут быть три документа: решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, представленная налогоплательщиком налоговая декларация или налоговое уведомление.</p><p>Таким образом, Пленум ВАС РФ существенно ограничил возможности обжалования требования об уплате налога по процедурным моментам.</p><p> Теперь, собираясь обжаловать данный документ, нужно не только установить, что при его составлении инспекторы не выполнили положения Налогового кодекса и приказа ФНС России № ММВ-7-8/662@, но и удостовериться, что в требовании нет ссылки на документ, восполняющий такие пробелы. А если такая ссылка есть, то придется изучить еще и этот «первоисточник» на предмет того, восполняет ли он допущенные пробелы.</p><h3>Какие требования не удастся оспорить</h3><p>Что же на практике означает новый подход к оформлению требования об уплате налога? Он делает невозможным обжалование данного документа в тех ситуациях, в которых ранее налогоплательщики с легкостью добивались его отмены.</p><p> Например, по причине некорректного — то есть не в точном соответствии с Налоговым кодексом — указания в требовании налога, по которому имеется недоимка.</p><p> Раньше суды признавали такие документы незаконными, отмечая, что решение, на основании которого выставлено требование об уплате налога, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11.10.07 № КА-А40/10293-07).</p><blockquote class=

Также теперь будет сложно добиться отмены требования, в котором не приведены нормы Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Дело в том, что ссылки на соответствующие нормы наверняка будут содержаться в решении по результатам налоговой проверки или в налоговом уведомлении. Так что шансы оспорить требование об уплате налога по данному основанию остаются разве что в отношении требований, выставленных на основе налоговой декларации.

В этом случае налогоплательщик может сослаться на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79 (далее — информационное письмо № 79).

В пункте 13 этого информационного письма сказано, что требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. А в декларации эти сведения отсутствуют.

Если в требовании указаны недостоверные сведения

Тем не менее, новый подход Пленума ВАС РФ не делает невозможным обжалование такого документа как требование об уплате налога. Однако теперь надежнее использовать не только процедурные нарушения налоговиков, но и обжаловать требование по существу. Поясним, что имеется в виду.

Итак, компания получила требование об уплате налога (пеней). Прежде всего, нужно удостовериться в том, что этот документ имеет под собой реальную основу, т.е.

у налогоплательщика действительно имеется недоимка по налогу или по пеням.

Кстати, о том, что требование, в котором содержится недостоверная информация о недоимке, является недействительным, говорится в уже упомянутом информационном письме Президиума ВАС РФ (п. 13 информационного письма № 79).

Несмотря на то, что это письмо посвящено вопросам обязательного пенсионного страхования, арбитражные суды руководствуются данным подходом и при рассмотрении налоговых споров.

Так, ФАС Московского округа признал незаконным требование, в котором содержалась не соответствующая действительности информация о сумме недоимки.

Дело в том, что на момент получения этого документа, решение по результатам налоговой проверки в части налога (пеней, штрафа), на сумму которого выставлялось требование, было отменено (см. постановление ФАС Московского округа от 23.01.13 № А40-12057/12-90-57).

Также часто бывает, что в требовании об уплате налога появляются суммы, которые в решении по результатам налоговой проверки не указаны. В таком случае требование признается судом недействительным (см.

, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.12 № А27-13595/2011). А бывает и так, что указанная в требовании задолженность уже погашена путем проведения зачета (см.

постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.12 № А19-7442/2012).

Во всех этих ситуациях требование об уплате налога, наверняка, будет признано недействительным и теперь, после появления разъяснений Пленума ВАС РФ. Ведь речь в них идет не о технических нарушениях, а о самой сути требования — недоимке.

Обжалование требования об уплате налога по существу, а не по процедурным моментам, позволит налогоплательщику «защитить» себя от нового подхода Пленума ВАС РФ, и усложнит жизнь налоговикам.

Поскольку именно им придется доказывать не только законность направленного налогоплательщику документа, но и сам факт наличия недоимки. А сделать это, как показывает практика, не так уж просто.

В Налоговом кодексе нет каких-либо пояснений о том, какой документ подтверждает, что у налогоплательщика имеется недоимка. Пленум ВАС РФ в одном из своих постановлений указал, что недоимку можно подтвердить актом сверки по лицевому счету (п.

 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 25). А вот сама карточка лицевого счета, по мнению судей, таким доказательством не является (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.03 № 8156/02, постановление ФАС Московского округа от 15.01.

13 № А40-57014/12-20-316).

* Разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся других положений части первой Налогового кодекса, были рассмотрены в материалах:

«Налоговая недоимка, нереальная ко взысканию: разъяснения Высшего арбитражного суда»;

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2013/10/7916

Налоговые войны: как отстоять свои права и оспорить доначисления?

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»228″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Почему не нужно бояться спорить с инспекторами</p><p>В последнее время практически ни одна налоговая проверка не заканчивается без доначислений. Что происходит дальше? Арест имущества, заморозка счетов, выдергивание значительных сумм из оборота налогоплательщика.</p><p> О том, что делать, когда на руках решение инспекции, с которым вы не согласны, какие приемы помогут защитить свои права и отбиться от надуманных претензий, читайте в новом блоге для «БИЗНЕС Online» от партнеров АНП «Зенит» Юлии Заздравной и Гузель Валеевой.</p><p> ©Михаил Мордасов, РИА «Новости»</p><p><strong>ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ </strong></p><p>Выездные налоговые проверки оборачиваются серьезными доначислениями, и исключения редки. Согласиться с незаконными доначислениями значит отдать заработанные непростым трудом деньги, поставить под угрозу само существование бизнеса, а порой и личную свободу.</p><p>Но нередко налогоплательщик отказывается от совершенно законных способов защиты своих прав и интересов. Почему? Чаще всего боятся «разозлить», «испортить отношения», «налоговой вендетты».</p><p>Доводы, скажем так, неубедительные.</p><p>Во-первых, разозлить. Если вы ведете себя корректно и профессионально, не переходите на личности, то риск излишней негативной эмоциональности значительно сокращается.</p><p>Во-вторых, «испортить отношения». Если кратко, то здоровые отношения всегда подразумевают взаимность. Налоговая боялась испортить с вами отношения, производя, по вашему мнению, незаконные доначисления? Боюсь, что нет.</p><blockquote class=

В-третьих, «налоговая вендетта». Это скорее фобии десятилетней давности. В последние годы профессиональный уровень налоговых инспекторов неизменно повышается, а налоговые отношения становятся более определенными.

Поэтому в проведении «налоговой вендетты» нет никакой целесообразности. Сотруднику выгоднее не «мстить», а выйти на следующую проверку, произвести новые доначисления и получить долгожданную премию СМС (средства материального стимулирования).

Понимаете, это налоговая инспекция для вас единственная, а у нее таких, как вы, очень много.

НЮАНСЫ ЗАЩИТЫ

Но чтобы качественно защитить свои интересы, надо максимально использовать предусмотренные законом возможности.

Для начала разберемся, когда можно считать проверку оконченной.

Если говорить о выездной налоговой проверке, окончанием считается день вручения справки. После этого находиться на территории налогоплательщика и проводить проверку налоговые органы не вправе (исключение — проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, но об этом чуть позже).

Что касается камеральных налоговых проверок, их окончанием является истечение трехмесячного срока со дня подачи декларации.

На практике случается, что налоговые органы не выдерживают этот срок.

Так, в одном деле налогоплательщик подал декларацию и уже, вероятно, забыл про это. Каково было его удивление, когда через 11 месяцев пришло требование представить документы и пояснения.

Налогоплательщик дошел до ВАС РФ, и высшая на тот момент судебная инстанция поддержала компанию.

Таким образом, если по истечении трех месяцев со дня подачи декларации (+15 — 20 рабочих дней — столько отводится на составление и вручение/направление акта) налогоплательщик не получил акт камеральной налоговой проверки, он вправе рассчитывать, что нарушений нет.

Итак, налоговая проверка закончилась, и вы получили акт проверки, с которым не согласны.

Дальнейшее обжалование результатов проверки условно проходит в три этапа.

I. Подача возражений на акт проверки, участие в рассмотрении материалов проверки.

II. Апелляционное обжалование.

III. Судебное обжалование.

Рассмотрим нюансы каждого из этапов.

ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ ПРОВЕРКИ

На подачу возражений налогоплательщику отводится один месяц.

Ключевые правила при подготовке возражений следующие.

1. Тщательно перепроверить все расчеты в акте (включая расчеты недоимки, пеней, штрафов).

Да, налоговые инспектора такие же, как и мы с вами, люди, и им свойственно ошибаться.

Так, в одном акте при расчете суммы по пяти столбцам таблицы налоговый орган последнюю графу попросту не учел — «не протянул» до конца формулу в Excel.

В итоге получилось: 1+1+1+1=5

Это кардинально отразилось на результате — при правильном расчете у налогоплательщика должна быть переплата 1,6 млн. рублей, а так — недоимка 12,6 млн. рублей.

2. Представить с возражениями дополнительные документы.

Особенно в ситуации, когда в ходе налогового аудита вы выявили налоговые переплаты (неучтенные расходы, неиспользование льгот, ошибки в расчетах и т. д.) и хотите, чтобы налоговый орган их учел при вынесении решения. Если представить такие документы на последующих этапах обжалования — вышестоящий налоговый орган и суды их попросту не примут во внимание.

В нашей практике был случай, когда налоговая доначислила 7 млн. рублей. В ходе подготовки возражений мы провели налоговый аудит и выявили переплаты. По результатам судебного рассмотрения начисления налоговой были признаны незаконными, а переплата подтверждена. В итоге проверка для налогоплательщика закончилась не взысканием недоимки, а возвратом 1,6 млн. рублей переплаты.

3. Акцент делать на нарушениях материального права, арифметических и логических ошибках.

4. При наличии смягчающих обстоятельств — указать в возражениях.

К таковым относят тяжелое материальное положение компании, социальная значимость предприятия, несоразмерность штрафа тяжести совершенного правонарушения и пр. Это позволяет снизить размер штрафа минимум в два раза.

ПРОЦЕДУРНЫЕ НАРУШЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ

Процедура проведения налоговой проверки и оформления ее результатов достаточно четко регламентирована. Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа взаимосвязаны, коррелируют между собой.

Ключевое право налогоплательщика — возможность участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и давать свои объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Если налоговый орган не обеспечил налогоплательщику такую возможность, решение подлежит отмене по процедурным основаниям.

Безусловным основанием для отмены решения являются следующие нарушения.

1. Не вручили акт налоговой проверки, приложения к акту.

Очевидно, в таком случае налогоплательщик лишен возможности представить какие-то объяснения в свою защиту.

Отдельно надо сказать про приложения к акту. Налоговый орган обязан раскрыть свою доказательственную базу уже на этом этапе.

Однако ситуации, когда налоговый орган вручает акт без каких-либо приложений (материалов встречных проверок, протоколов осмотра, допросов, экспертных заключений и т. д.), далеко не редкость.

В таких случаях не всегда помогают даже письменные обращения в инспекцию с просьбой представить материалы проверки. Подготовить качественные возражения в таких случаях крайне проблематично.

Ситуация обещает измениться в ближайшее время. Дело в том, что с 1 июня 2016 право налогоплательщика знакомиться с материалами налоговой проверки зафиксировано в п. 2 ст. 101 НК РФ. Для реализации такого права необходимо подать письменное заявление в инспекцию (в течение месяца, отведенного на представление возражений на акт).

Налоговый орган, в свою очередь, обязан предоставить такую возможность не позднее двух дней с момента получения заявления. Материалы проверки разрешается осматривать, делать с них выписки, снимать копии. По окончании ознакомления будет составляться протокол.

Правда, новшество действует лишь в отношении проверок, оконченных после 1 июня.

2. Не пригласили на рассмотрение акта налоговой проверки.

Одна из вариаций нарушения — когда налоговый орган вручает соответствующее уведомление ненадлежащему представителю налогоплательщика.

Предприимчивые налогоплательщики долгое время попросту не забирали письма с почты. Без тени сомнения можно сказать, что сегодня такие действия будут квалифицированы судом как злоупотребление правом.

Ведь именно в обязанности компании входит своевременное получение корреспонденции, направленной по юридическому адресу. Кроме того, в этом случае компания рискует получить блокировку счета инспекцией.

3. Не ознакомили с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК), не пригласили на их рассмотрение.

К слову, на днях заработала полезная для налогоплательщика норма. Компания вправе ознакомиться с результатами ДМНК и представить свои возражения по ним в течение 10 рабочих дней по истечении срока проведения ДМНК, указанного в решении.

Срок, конечно, недостаточный, ведь очень часто основную доказательную базу налоговые органы собирают именно на этой стадии.

Но раньше и этого срока не было, что на практике приводило к ущемлению прав налогоплательщика (к примеру, знакомили с материалами в день рассмотрения).

4. Не учли возражения налогоплательщика.

Мы вели подобное дело. Предприниматель в надежде быть услышанным направил в инспекцию увесистые возражения, приложив пакет документов. Однако в решении обнаружил короткую фразу «Налогоплательщик возражения на акт не представил».

И это несмотря на то, что возражения поступили в инспекцию за два дня до рассмотрения материалов проверки (был сделан запрос на почту). Иными словами, налоговый орган имел возможность ознакомиться с возражениями. Суды отменили решение.

5. Не допустили представителя налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки.

В нашей практике был примечательный случай. Анализируя материалы проверки на предмет процедурных нарушений, внимание упало на дату рассмотрения акта и вынесения решения.

Все мы знаем, что 12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник — День России. А по правилам переноса в тот год 13 июня (день рассмотрения акта и вынесения решения) был выходным.

В суде мы сумели доказать, что налоговый орган лишил налогоплательщика права привлечь на рассмотрение материалов проверки квалифицированного представителя.

6. Решение принято лицом, не рассматривающим материалы налоговой проверки.

Например, на рассмотрении возражений присутствовал заместитель начальника ИФНС, а решение вынес начальник. Логика простая: в такой ситуации налогоплательщик остается неуслышанным.

7. В решении указаны новые основания для доначисления налогов (не описанные в акте); суммы доначислений превышают прежние.

Исключение — результаты ДМНК, их по понятным причинам в акте быть не может.

Несмотря на рост профессионализма работников налоговых органов и «хрестоматийность» нарушений, подобные случаи отнюдь не редкость.

КАК НАЛОГОВИКИ ПОДДЕЛАЛИ ПОДПИСЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

С грустью приходится констатировать, что недобросовестные представители встречаются как в рядах налогоплательщиков, так и контролирующих органов.

К примеру, в одном из дел, рассмотренных АС Поволжского округа, налогоплательщик с опозданием подал декларацию по земельному налогу за 2011 год. Инспекция решила оштрафовать предпринимателя. При этом камеральную проверку проводил один инспектор, а акт по итогам проверки подписал другой.

И не просто подписал, а попытался сымитировать подпись коллеги. Как пишут эксперты в таких случаях, «выполнена с подражанием подписи». В суд инспектора предоставили другую версию акта, оформленного и подписанного по всем правилам. Но суды не приняли новый акт и отменили решение по проверке.

В другом деле проверяющие подделали подпись налогоплательщика в протоколе об ознакомлении с назначенной экспертизой и в уведомлении о времени и месте рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля. Подлог инспекторов выявила почерковедческая экспертиза, инициированная бдительным налогоплательщиком в суде.

В своей практике мы сталкивались с дописками в акте налоговой проверки (запись о получении приложений к акту), а также с попыткой сфальсифицировать требование о представлении документов, от получения которого директор, по заверению инспекторов, отказался (в действительности требование «вручалось» в день, когда директор находился за границей).

Своевременное выявление недобросовестных действий налоговых органов в этих делах позволило отменить незаконные решения по проверкам.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ

С 2014 года действует обязательный досудебный порядок обжалования по любым налоговым спорам. Ранее такой порядок работал лишь в отношении решений, принятых по итогам налоговых проверок. Это означает, что налогоплательщик не может обратиться в суд, если не попробовал урегулировать спор с инспекцией в вышестоящем налоговом органе.

Для территориальной инспекции вышестоящим налоговым органом является управление (в Татарстане — УФНС по Республике Татарстан), для управления — ФНС. Выше ФНС в ведомстве никого нет, поэтому их решения обжалуются напрямую в суде.

С одной стороны, досудебный порядок отсекает откровенные нарушения инспекции. По нашему опыту, до 40 процентов споров разрешаются уже на этой стадии. Это экономит время и деньги налогоплательщика.

Вместе с тем, апелляционное обжалование увеличивает сроки восстановления прав налогоплательщика.

Взять, к примеру, ситуацию с незаконной блокировкой счета компании. Раньше была возможность обратиться напрямую в суд, получить в считанные дни обеспечительные меры и тем самым приостановить действие обжалуемого решения.

Теперь надо сначала обратиться с жалобой в вышестоящую инспекцию и дожидаться ответа в течение месяца.

Открывать в такой ситуации новые счета банки не вправе (к слову, принятые налоговым органом решения о блокировке счета находятся в открытом доступе на сайте ФНС).

Для бизнеса это очень большой, порой губительный срок. Единственная оперативная мера в таких случаях — подача жалобы в прокуратуру.

Справедливости ради стоит сказать, что возможность получить обеспечительные меры предусмотрена и при досудебном обжаловании.

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛОВАТЬСЯ

Итак, вы получили решение по проверке, с которым не согласны.

В зависимости от расторопности существует два варианта:

— подать апелляционную жалобу, если не прошел месяц со дня вручения решения. В этом случае компания получает своего рода отсрочку: решение по проверке вступает в силу лишь после принятия решения вышестоящей инспекцией;

— подать жалобу на вступившее в силу решение инспекции (в течение года с момента вручения).

Буквально на днях разбирали забавный случай.

Компания решила обжаловать решение управления об отказе признать налог уплаченным, привлекла юриста. Однако суд обездвижил заявление, поскольку не был соблюден досудебный порядок. Недолго думая, представитель направил (!) в территориальную инспекцию (!) претензию. Видимо, по аналогии с гражданским спором. Представляю удивление налоговиков на местах.

К таким курьезам приводит ситуация, когда юрист «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Ключевые правила при составлении апелляционной жалобы.

1. Просим отменить решение полностью.

Даже если на этой стадии аргументов по отдельным эпизодам проверки у вас нет, они могут появиться на стадии судебного обжалования. Правильная просительная часть поможет избежать необходимости обращаться с дополнительной жалобой в управление.

2. Раскрываем процедурные нарушения территориальной инспекции.

Раньше многие налогоплательщики применяли следующий тактический прием — процедурные нарушения инспекции берегли для суда. Логика простая — не дать вышестоящей инспекции «переиграть» ситуацию. ВАС РФ пресек эту практику — суды примут подобные доводы налогоплательщика лишь при указании на них в апелляционной жалобе (п. 68 постановления пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013).

До недавнего времени вышестоящий налоговый орган рассматривал жалобу без участия налогоплательщика. Теперь в этом правиле появилось исключение.

Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу с участием ее подателя, если будут выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.

Следует обратить внимание, что вышестоящий налоговый орган проверяет правильность решения территориальной инспекции. И делать работу последней (усиливая доказательственную базу), также как давать указания инспекции провести дополнительные мероприятия налогового контроля не вправе, это будет нарушением.

Другое дело — когда территориальная инспекция допустила процедурные нарушения и управление в состоянии их исправить (например, пригласив налогоплательщика на рассмотрение).

Обжалование в суде.

Ключевые правила подготовки документов как нельзя лучше сформулировал заслуженный юрист России Семен Ария.

Правило №1: простота. «Избегайте сложных фраз с деепричастными и причастными оборотами, с длинной цепью придаточных предложений. Так мог позволить себе писать Лев Толстой, у которого фраза могла быть растянута от начала до конца страницы. Он знал, что фразу эту все равно прочтут с напряженным вниманием, чтобы не упустить движение мысли гения.

Мы не гении, наши документы читают по долгу службы заваленные делами, подчас утомленные люди. Следует облегчить их труд, писать просто и ясно. В идеале текст должен состоять из коротких рубленых фраз, не обремененных сложным построением».

Правило №2: структурность. «Изложение должно складываться из логически последовательных разделов, каждый из которых завершается четким выводом. Иногда словом „вывод“ можно даже выделить концовку раздела».

На сегодняшний день в результате ряда кадровых перестановок налоговый состав суда серьезно усилен и очень квалифицирован.

Предмет спора все чаще перемещается от нюансов применения налогового законодательства в производственную плоскость. Судьи углубляются в технологии, вникают в специфику деятельности налогоплательщика, не ограничиваясь изучением стандартного пакета доказательств.

Сама практика стала жестче. И доводы, что вы не знали (к примеру, о том, что контрагент проблемный), сейчас не работают. Суды ждут раскрытия деловой цели сделок, истинных мотивов налогоплательщика.

К слову, изменение состава по определенным и, к сожалению, неудивительным причинам значительно сказалось на показателях некоторых юридических фирм.

ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ

Важный совет: при изучении материалов дела всегда помните «Дьявол кроется в деталях». При внимательном изучении документов часто выявляются интересные нюансы.

В одном деле, которое мы вели, налоговый орган выяснил, что строительная лицензия получена по поддельному диплому (речь шла о периоде до введения СРО). В качестве доказательств к акту прилагался соответствующий запрос и ответ вуза.

Однако детальная проверка документов показала, что инспекция в запросе неверно указала серию и номер диплома. Соответственно, ответ вуза (о том, что такой диплом не выдавался) не имел отношения к делу.

Суд не принял довод инспекции, что наряду с иными собранными нами доказательствами позволило оспорить решение налогового органа.

Помимо внимательности, глубоких знаний, постоянного отслеживания законодательства и судебной практики налоговые споры требуют творческого подхода и нестандартного мышления.

К примеру, один налогоплательщик измерил требование инспекции в автомобилях марки «Газель». Дело было так. Инспекция выставила в адрес банка обширное требование о представлении копий документов. Банк обжаловал требование и в обоснование своей позиции произвел филигранные расчеты, показав, что оспоренное требование — это:

— 98 529 документов;

— 6 260 000 листов;

— 100 принтеров для снятия копий, при условии работы каждого в течение более двух месяцев;

— 12 520 пачек бумаги (что в пересчете 1,8 млн. рублей);

— 1,4 млн. рублей на приобретение расходных материалов (картриджей, роликов и т. д.);

— 30 тонн груза, для перевозки которого потребуется 20 автомобилей марки «Газель»;

— 90 месяцев для изучения четырьмя проверяющими истребованных документов (при чтении одним сотрудником 100 страниц в час).

Аргументация более чем убедительная, согласитесь?

Уроки математики помогли налогоплательщику и в другом деле. Инспекция утверждала, что направила акт проверки налогоплательщику заказным письмом. По весу конверта налогоплательщик высчитал, что в письме могло находиться не больше 5 листов формата А4, тогда как акт состоял из 30 листов. Суд отменил решение налогового органа.

А вот пример, когда суды не оценили «креатива» налогоплательщика. Инспекция запросила документы у налогоплательщика. Часть документов компания не представила, сославшись на их изъятие представителями правоохранительных органов.

В качестве доказательства представила протокол выемки следователем ОВД, подписанный, к тому же двумя понятыми. Сделав несколько запросов в профильные службы, налоговый орган выяснил, что людей с такими ФИО попросту не существует, а изымавший документы «следователь» никогда в рядах служителей правопорядка не состоял.

Как отреагировали на эту «изобретательность» налогоплательщика сами правоохранительные органы, история умалчивает…

Как видите, важность грамотной подготовки и ведения дела трудно переоценить. Нам известны случаи, когда невыверенность позиции, плохая подготовка налогоплательщика к делу приводили к отрицательному результату — необходимости уплатить десятки и сотни миллионов, банкротству компаний, уголовному преследованию руководителей и учредителей.

И здесь очень важно чувствовать грань между дозволенным и запретным, между законными способами защиты прав налогоплательщика и противоправными. Это тот случай, когда к цели ведут не любые средства.

Гузель Валеева, Юлия Заздравная

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/316978

Как оспорить результат налоговой проверки?

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»208″ class=»alignleft size-medium» /><br /> #ПомощьЮриста #РегистрацияФирм #ЛиквидацияФирм #ooopravoved_yuridicheskieUslugi #ooopravoved_ЮридическийАдрес</p><p>В ходе проведения проверки декларации о доходах или других отчетных бумаг налоговые инспекторы нередко находят различные ошибки и неточности. Для налогоплательщика это грозит доначислением дополнительных сумм налогов или отказом в возмещении НДС. Чтобы понимать, как вести себя в такой ситуации, нужно знать порядок проведения проверки и полномочия инспекции.</p><p>Ниже освещены вопросы, объясняющие, в каких случаях налогоплательщик может обжаловать решение налоговой и отстоять свои права.</p><h3>Основные причины налоговых споров</h3><p>Вступление в действие Федерального закона № 153-ФЗ от 02.08.13 значительно снизило количество споров, доходящих до суда. Однако, несмотря на это, налоговые споры продолжают оставаться самым частым случаем судебных разбирательств в юридической практике.</p><p>Теперь большую часть вопросов можно решить на досудебных этапах: при рассмотрении налоговых документов или при обжаловании решения инспекции. Корме того, налоговые органы стали уделять больше внимания рассмотрению материалов, поэтому снизился процент возникающих ошибок и неточностей.</p><p>Статистика последних лет показывает, что в зал суда попадают только самые запутанные и необычные случаи, не имеющие однозначного решения.</p><p>Среди популярных причин возникновения налоговых споров встречаются:</p><ul><li>отказ в возврате НДС за налоговый период – выносится на основании камеральных проверок;</li><li>доначисление налоговых сумм и/или назначение штрафов по результатам выездных проверок;</li><li>частные случаи споров – блокировка расчетного счета, отказ в зачислении или возврате переплаченных по погашению налогов сумм и пр.</li></ul><p>Если подобные ситуации – ваш случай, то можно начинать оспаривать действия налоговой, обосновывая свою позицию. Собственно, подготовку к защите своих прав и возможному обжалованию несправедливых решений можно проводить уже на стадии, когда компания только подала декларацию о доходах на рассмотрение или получила уведомление о планируемой выездной проверке налоговой инспекции.</p><p>Первый этап оценки налоговой деятельности предприятия начинается с запроса документов, поэтому имеет смысл рассмотреть этот вопрос более подробно.</p><h3>Истребование дополнительных документов</h3><p>Во время проверки предприятия инспектор вправе запросить необходимые документы, касающиеся финансовой деятельности предприятия. Основание – п. 1 статьи 93 НК РФ (№ 146-ФЗ от 31.07.98).</p><p>При выездной проверке у компании могут запросить абсолютно любые бумаги, относящиеся к временным периодам или вопросам, обозначенным в уведомлении о предстоящем инспектировании.</p><p><iframe title=

При камеральной проверке список причин, дающих право проверяющему органу запрашивать бумаги сверх предоставленных или требовать каких-либо пояснений четко оговорен. Основанием для запроса дополнительных данных могут стать:

  • Ошибки в декларации о доходах, нестыковки, отличие указанной в ней информации от данных, содержащихся в других предоставленных бумагах. Согласно п. 3 статьи 88 НК налоговая служба может потребовать исправить декларацию или запросить пояснения по этому вопросу.
  • При заявлении размера возмещения налогов. Если предприятие не предоставило обоснование правильности вычетов по НДС, то налоговая может истребовать соответствующие документы.
  • Предоставление исправленной декларации со сниженной к уплате суммой налога в сравнении с заявленной ранее. Налоговая инспекция вправе требовать, чтобы проверяемая компания пояснила причины изменения этих сумм.
  • Подача уточненной декларации, отличающейся от предыдущего варианта в части увеличения суммы убытков или снижения начисленного к уплате налога. При этом налоговая может как требовать пояснения о причинах возникновения изменений, так и испросить документы для подтверждения корректности расчетов и правомерность увеличения убытков или уменьшения налогов. Это могут быть любые бумаги, включая первичные документы или налоговые регистры.

В других случаях налоговый орган не имеет права испрашивать у проверяемого субъекта дополнительные документы.

Права налогоплательщика

Организации обязаны подавать документы по требованию налоговой службы. Это зафиксировано в п. 3 статьи 93 Налогового Кодекса. Подготовить бумаги нужно в срок до 10ти дней с момента получения запроса.

Нужно учитывать, что отказ в подготовке пакета бумаг или срыв обозначенного срока может стать причиной применения к налогоплательщику штрафных санкций.

По этой причине не стоит игнорировать запросы налоговой или отвечать на них отказными письмами.

Если организация-налогоплательщик по объективным причинам не успевает подготовить пакет документов в установленный законодательством период, то у нее есть возможность попросить передвинуть сроки.

Для этого нужно на следующий день после получения запроса о предоставлении сведений направить в ФНС уведомление о необходимости сдвинуть сроки.

Оно оформляется по утвержденной форме и обязательно содержит информацию о причинах, по которым документы нельзя подготовить в первоначальный срок, и новую дату, к которой налогоплательщик выполнит свои обязательства.

Сложность предоставления документов может быть связана со значительным объемом запрашиваемых материалов. Особенно это актуально для выездных проверок, на которых налоговые инспекторы имеют обыкновение запрашивать аналитические данные за длительные периоды.

Основанием для увеличения периода подготовки документов в налоговую могут считаться большой объем материалов, требующий длительной подготовки, а также отсутствие на рабочем месте ответственных сотрудников (по уважительной причине). Указанные в уведомлении причины должны подтверждаться официальными бумагами – справками, приказами по предприятию и пр.

На основании полученного уведомления НФС может согласовать увеличение срока или отказать в запросе, по этому поводу налоговый орган выносит отдельное решение. Ответ налогоплательщику должен быть направлен в течение 2х дней.

Российское законодательство не обозначает конкретные причины для отказа налоговой службы в продлении срока, поэтому нельзя наверняка предугадать каким будет ответ на уведомление налогоплательщика. Рекомендуется в любом случае начинать собирать документы сразу после получения запроса от инспекции, чтобы не получить неприятный сюрприз в случае отказа в продлении сроков.

Важно помнить, что штраф за невыполнение запроса налоговой службы напрямую зависит от количества не предоставленных документов. Поэтому лучше хотя бы частично выполнить требование налоговой и подать максимально возможное количество данных.

Подготовка возражений при выездной проверке

После проведения выездной налоговой поверки компания получает соответствующий акт. Для дальнейшего участия в споре необходимо подготовить на него грамотные возражения.

Законодательство устанавливает на подготовку возражений на акт проверки срок в 1 календарный месяц, начиная с момента его получения.

Конкретные возражения и доказательные материалы индивидуальны для каждой организации и рассматриваемой ситуации. Какие аргументы стоит приводить в возражениях решает руководство компании, исходя из внутренней политики и выбранной стратегии ведения спора.

Например, можно оставить самые веские доводы для суда, на случай, если вопрос перейдет в такую плоскость. Однако важно соблюдать меру и не допускать абсолютно не связанных аргументов в тексте возражений, апелляционной жалобе и исковом заявлении – это может иметь негативное влияние на отношение к компании в суде.

Можно привести общие рекомендации для грамотной подготовки возражении по акту проверки:

  • перепроверяйте правильность арифметических расчетов и соответствие цифр первичным документам – так можно выявить ошибки проверяющего по невнимательности;
  • внимательно изучите арбитражную практику – обзоры на судебные разбирательства по налоговым спорам регулярно публикует ФНС РФ;
  • при аргументации возражений ссылайтесь на официальные разъяснения ФНС и Минфина, обязательные для исполнения местными органами, – их можно найти на сайте nalog.ru;
  • в качестве доводов можно использовать примеры из юридической практики по схожим случаям.

При изучении обзоров на судебные рассмотрения налоговых споров обратите внимание на случаи с различными исходами. Среди фактических примеров есть дела, решенные в пользу налогоплательщиков и выигранные налоговыми территориальными органами. Их анализ поможет понять общую тенденцию по конкретному вопросу и объективно взвесить свои шансы на положительное решение.

Получив от налогового органа отказ на возражение по акту проверки, нужно готовиться к следующей стадии решения спора – подаче апелляционной жалобы. Согласно п. 9 статьи 101 Налогового Кодекса, на ее подготовку и направление у налогоплательщика есть 1 месяц со дня получения решения о выездной проверке.

Апелляционная жалоба

Оспаривание решения местной налоговой службы в вышестоящем органе является одним из самых важных и ответственных этапов решения спора. Подача апелляционной жалобы дает организации-налогоплательщику сразу два значительных преимущества:

  1. Есть реальная возможность изменить решение по спору. В соответствии с п. 2 статьи 101.2 НК новое постановление начнет действовать с даты принятия.
  2. Даже если апелляционный орган примет решение не в пользу налогоплательщика, время рассмотрения жалобы отодвинет время вступления в действие постановления нижестоящей инспекции – до даты принятия решения по апелляции. Этот аспект зафиксирован в п. 9 статьи 101 НК. Для организации это означает получение отсрочки по уплате дополнительных налогов, штрафов или пени, предусмотренных в решении по налоговой проверке.

К сожалению, статистика по рассмотрению апелляционных жалоб неутешительна.

Фактический опыт досудебного рассмотрения дел в вышестоящих налоговых органах показывает, что по процентному соотношению количество принятых в пользу налогоплательщиков решений постоянно уменьшается.

Именно поэтому очень важно тщательно подготовить аргументацию своей правоты, дополнив все доводы подтверждающими документами.

Апелляционная жалоба составляется в письменном виде. Ее можно направить как на бумажных носителях (по почте или курьерской службой доставки), так и в электронном формате: с помощью сервиса «личный кабинет» или по электронной почте.

Полезные советы для составления обращения:

  • излагайте аргументы лаконично и четко, структура документа должна быть понятной и читабельной;
  • если в жалобе говорится о нескольких нарушениях со стороны проверяющей налоговой инспекции, то желательно разделить их на отдельные вопросы;
  • по всем претензиям прикладывайте доказательства и приводите ссылки на нарушенные правовые нормы;
  • проверьте правильность составления документов, чтобы к организации не возникло вопросов во время судебного разбирательства (если до него дойдет);
  • если это уместно, ссылайтесь на постановления и разъяснения Минфина и ФНС РФ;
  • можно приводить фактические примеры по судебным делам при рассмотрении похожих споров.

Кроме того, при составлении и подаче жалобы учитывайте некоторые нюансы:

  • Важно выдерживать предусмотренные сроки подачи апелляции. При их нарушении вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения – это указано в пунктах 1.2 и 4 статьи 139.3 НК.
  • Необходимо соблюдать требования пунктов 2-6 статьи 139.2 Налогового Кодекса:
  • Апелляционная жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через инспекцию, которая вынесла первоначальное решение. Именно уполномоченное лицо этой службы (руководитель или заместитель) в течение 3х рабочих дней передает жалобу и все прилагающийся материалы в вышестоящее подразделение (п. 1 статьи 139).
  • Случаи, когда налогоплательщик подает апелляцию самостоятельно (напрямую), в НК РФ не регламентированы. Как правило, такие обращения не рассматривают, но вышестоящий налоговый орган может рассмотреть такую жалобу в обычном порядке (не как апелляцию).

При корректном оформлении и правильной подаче апелляционной жалобы уполномоченный налоговый орган рассматривает ее и выносит одно из 3х возможных решений:

  1. Отмена первоначального решения.
  2. Полный отказ в положительном заключении по жалобе и оставление решения нижестоящей инспекции без изменений.
  3. Отмена или же изменение первоначального решения (в полной мере или частично) и вынесение нового решения.

По уже рассмотренному вопросу в вышестоящий налоговый орган больше обращаться не имеет смысла. Уже принятое апелляционное решение изменяться не будет и повторное обращение останется без рассмотрения (п. 1.4 статьи 139.3 НК).

Также в период до 3х месяцев после принятия апелляционного решения можно оспорить его в ФНС РФ. Это оговорено в п.2 статьи 139 Налогового Кодекса.

В случае, когда апелляционная жалоба не подавалась, решение налогового органа вступит в силу через календарный месяц после его вручения. Вступившее в силу решение можно обжаловать в течение года.

Судебное разбирательство

Если организация и налоговая инспекция не смогли урегулировать споры на досудебной стадии, то решение вопроса можно перенести в судебную плоскость. Не согласный с вынесенным решением налогоплательщик может обжаловать его в соответствии с п. 3 статьи 138 НК и ч. 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно статье 135 АПК и п. 4 статье 138 НК организация должна подать исковое заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции в арбитражный суд по месту регистрации вынесшего решение налогового органа.

Обращаясь в арбитраж, нужно помнить, что в подавляющем большинстве случаев решение выносится в пользу налоговых органов и нужно трезво взвесить свои шансы. Однако справедливости ради отметим, что в юридической практике есть примеры того, как налогоплательщики отстояли ущемленные права.

Рекомендации для предотвращения налоговых споров

Чтобы избежать неприятных мероприятий по результатам налоговых проверок, стоит заблаговременно к ним готовиться. Эффективными методами в подготовке к налоговым спорам являются:

  • Плановое проведение налогового аудита для определения слабых мест организации и рисков от будущих проверок.
  • Привлечение грамотных юристов и консультантов для подготовки к приближающейся проверке.
  • Проработка единой грамотной стратегии в общении с налоговиками.
  • Контроль проведения проверки и соблюдения налоговыми инспекторами установленной законом процедуры.
  • Применение взвешенного подхода к выполнению требований налоговой инспекции.
  • Грамотная заблаговременная подготовка к будущим проверкам. Сюда входит сбор и анализ документации предприятия; подготовка ответственных лиц предприятия к даче пояснений инспекции; инвентаризация имущества и осмотр помещений.
  • Проработка аргументации для защиты позиции компании: уточнение данных из акта проверки (сведений, расчетов); подготовка дополнительных бумаг; грамотное и логичное изложение собственных доводов с правильной расстановкой акцентов; изучение и анализ аналогичных случаев из юридической практики.
  • Максимальное использование всех предусмотренных действующим законодательством приемов для защиты своей позиции и ведения спора.

Источник: https://www.pravo-ved.ru/kak-osporit-rezultat-nalogovoj-proverki/

Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Как оспорить решение налоговой</p><p>Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.</p><p>Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).</p><p>Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:</p><ul><li>с начисленным налогом;</li><li>с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;</li><li>с применением штрафов и пени к предприятию.</li></ul><p>Если налоговая служба, по мнению бизнесмена, бездействовала и тем самым нарушила его права, он также имеет право составить жалобу. Например, если ФНС нарушила срок возврата излишков после уплаты налога.</p><p>У предпринимателя есть один год для подачи жалобы, начиная со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если бизнесмен опоздал с подачей жалобы по уважительной причине, например по состоянию здоровья, то УФНС может продлить срок.</p><p><iframe title=

Предприниматель имеет право передумать и отозвать жалобу, но подать её повторно по тем же основаниям уже будет нельзя.

В бумажном виде жалобу можно принести в ФНС или отправить почтой, а в электронном — через ЭДО (оператора электронного документооборота) или личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.

В жалобе на налоговую инспекцию нужно указать следующее:

  • наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • наименование ИФНС, которая нарушила права предпринимателя;
  • сведения о том, что именно хочет обжаловать налогоплательщик, например неправомерно выписанный штраф или другой акт;
  • основания, по которым предприниматель считает, что его права нарушили (ссылки на законодательство);
  • требования — то, чего хочет добиться налогоплательщик, к примеру отмены штрафа и возмещения морального вреда;
  • желаемый способ получить решение УФНС: в бумажном виде, в электронном или в личном кабинете на nalog.ru.

Укажите также свой номер телефона и адрес электронной почты, чтобы сотрудники ФНС могли с вами связаться.

И приложите к жалобе документы, которые, по вашему мнению, подтверждают обоснованность заявления.

Жалобу будет рассматривать управление ФНС региона, к которому относится налоговая инспекция, нарушившая права бизнесмена. Например, если ваша инспекция находится в Адмиралтейском районе Петербурга, заявление попадёт в УФНС по Санкт-Петербургу — указывайте в качестве адресата именно его.

Жалобу нужно отдать в «свою» налоговую, а оттуда в течение 3 рабочих дней её передадут в управление.

У инспекции есть также 3 рабочих дня, чтобы устранить указанные в жалобе нарушения и отчитаться о них перед управлением. В этом случае жалобу предпринимателя не рассмотрят.

Первое нарушение за расчёты без ККТ — штраф от 75 до 100 % от суммы расчёта без ККТ, минимум 30 тысяч рублей.

Налоговая обязана рассмотреть жалобу в течение месяца после подачи. По итогам рассмотрения предприниматель получит уведомление либо о принятом решении, либо о том, что рассмотрение продлили на срок не более месяца (в ряде случаев не более 15 дней).

УФНС может признать нарушения со стороны инспекции, а может оставить жалобу без удовлетворения. Предприниматель имеет право обжаловать любое решение налоговой, подав апелляционную жалобу

П. 3 ст. 140 НК РФ

П. 1 ст. 138 НК РФ

УФНС может оставить жалобу без рассмотрения в следующих случаях:

  • предприниматель не указал, как именно нарушены его права, или не подписал заявление;
  • допустимый срок подачи жалобы истёк или она уже подавалась ранее на тех же основаниях;
  • налоговая инспекция устранила нарушения, указанные в заявлении, до того как УФНС приняло решение.

Если предприниматель не согласен с решением УФНС, он может подать апелляционную жалобу. Требования к ней такие же, как и к первому заявлению.

Подавать апелляцию в УФНС нужно тоже через «свою» налоговую. За месяц в управлении примут решение, и налогоплательщик узнает о нём (или о продлении рассмотрения) в течение 3 дней.

Если предприниматель не согласен с новым решением УФНС, он может в течение 3 месяцев обратиться в арбитражный суд в том же населённом пункте, где находится налоговый орган. При наличии уважительной причины суд продлит срок подачи.

Ст. 35 АПК РФ

П. 4 ст. 198 АПК РФ

В заявлении нужно указать наименование организации, предмет обжалования (акт налоговой инспекции), ссылки на законодательную базу, основания, по которым нарушены права, и требования.

К заявлению нужно приложить документы, указанные в статье 126 АПК РФ.

Источник: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-obzhalovat-reshenie-nalogovogo-organa/

Все о налоговых проверках и не только: первый выпуск спецпроекта

Как оспорить налоговое требование</span>» width=»300″ height=»245″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Как получить налоговые льготы, в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки и что делать, если инспекция затягивает сроки проведения камерального контроля, в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» рассказывает советник омбудсмена Антон Свириденко.</p><p>Каждую среду специалисты и эксперты аппарата бизнес-омбудсмена на примере реальных кейсов делятся законодательными тонкостями и проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам. Первый выпуск спецпроекта посвящен налоговым проверкам.</p><p><strong>— Как получить (оформить) налоговую льготу, если она полагается субъекту по закону?</strong></p><p>Льгота может предоставляться в различных формах: налоговых вычетах, сниженных ставках налога, изъятиях частей объекта налога из облагаемой базы, установлении необлагаемого минимума, рассрочки, отсрочки, налогового кредита, освобождения от уплаты налога, всего в России на разных уровнях налогообложения действует несколько сотен льгот. Алгоритм здесь будет примерно такой: определить, какие виды льгот и за какие налоговые периоды может получить налогоплательщик, ознакомиться с порядком предоставления каждого из видов льгот и впоследствии предпринять действия в соответствии с порядком (например, заявить о возмещении налога в счет льготы, представить налоговую декларацию с указанием вычета и так далее). А налоговый орган уже впоследствии может проверять обоснованность применения льготы – запрашивать документы, проводить анализ и камеральные или выездные проверки.</p><p><strong>— Где и в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки?</strong></p><p>Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.</p><p><iframe title=

Возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней принимается решение – об отказе в привлечении к налоговой ответственности или о привлечении к налоговой ответственности. Могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, им может быть подана апелляционная жалоба. Должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, то есть сначала налогоплательщик должен обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик не согласен с решением по жалобе вышестоящего налогового органа, он может подать жалобу в арбитражный суд.

Следует отметить то, что многие упускают из виду: с совершенствованием порядка досудебного обжалования у налогоплательщика появилась возможность обжаловать решение регионального управления ФНС в Центральный аппарат ФНС, который является по отношению к первому вышестоящим органом. При этом практика складывается так, что одновременно многие налогоплательщики обращаются на этой стадии и в суд. То есть в две инстанции сразу.

По нашим внутренним оценкам, решения в досудебной и судебной процедурах в пользу/не в пользу налогоплательщиков распределяются в пропорции примерно 30/70% соответственно.

— Как часто ФНС может проводить выездные проверки? Как бороться с необоснованной регулярностью их проведения?

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Бывает, налоговые органы «растягивают» проверку, искусственно доводя ее длительность до даже 15 месяцев (и то это только в случае истребования документов у иностранных государств, в обратном случае максимальный срок 12 месяцев).

По факту, превышение этого порога со всеми приостановками и продлениями абсолютно недопустимо.

Если нарушены данные правила, проведение выездных проверок и действия должностных лиц могут оспариваться как в вышестоящий налоговый орган, так и в органы прокуратуры или судебные инстанции.

— Можно ли оспорить решение (основания) налоговой о проведении выездной проверки?

Выездная проверка проводится по решению руководителя налогового органа. При этом законодательством не определены основания принятия данного решения.

На практике внедрение информационных систем дало налоговым органам широкие возможности консолидированного анализа налогоплательщиков от сравнения со среднеотраслевыми налоговыми показателями до доходов членов семей.

По итогам анализа формируются акты предпроверочного обследования. Если достаточно признаков налоговых правонарушений принимается решение о выездной проверке. Поэтому оспорить правомерность принятия решения о выездной проверке практически нельзя.

Пожалуй, только в случае налогового мониторинга (когда налогоплательщик по соглашению с налоговыми органами осуществляет онлайн обмен налоговыми данными) ни камеральные, ни выездные проверки проводить нельзя.

Однако можно оспорить процессуальные моменты, связанные с решением.

Например, если решение приняла инспекция не по месту деятельности заявителя, были нарушены сроки или процедура вручения решения, в решении заявлены одни налоги, а пришли проверять другие; решение оформлено с нарушениями – тогда правомерность решения о проверке оспаривать можно.

В случае, если признают нарушения, решение отменят. При этом надо соблюдать досудебный порядок обжалования действий налоговых органов, сначала, перед судом, обратившись в вышестоящий налоговый орган с жалобой.

— Куда обращаться, если при проведении проверки (выемке/осмотре) налоговыми органами был нанесён ущерб имуществу?

Если налоговый инспектор умышленно превысил полномочия или допустил халатность, что повлекло нанесение ущерба (вреда), то вопрос может рассматриваться в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Другими словами, Вы можете обратиться в полицию.

Если признаков уголовного деяния не усматривается, но Вы полагаете, что действия инспектора при проверке Вашей организации нанесен вред (ущерб), ущерб надо взыскивать по гражданско-процессуальному законодательству на основании статьи 1069 ГК РФ.

Вообще Налоговым кодексом в статье 103 установлен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Обжаловать действия налоговиков и взыскивать нанесенный ущерб можно в двух инстанциях – вышестоящем налоговом органе и суде.

— Что делать, если инспекции затягивают сроки проведения камерального контроля?

Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца. При этом если по итогам проверки нарушений не выявлено, налоговый орган не обязан об этом сообщать. Поэтому о превышении срока проведения камеральной проверки нужно сначала узнать. Например, когда документы запрашиваются за пределами срока ее проведения или Вам затягивают возмещение НДС, ссылаясь не продолжение камеральной проверки.

В этом случае надо обжаловать действия сначала в вышестоящем налоговом органе, а потом в суде, если первое на дало результатов. При этом в судебной процедуре для того, чтобы Вашу жалобу рассмотрели, необходимо доказать, что действиями налогового органа были нарушены Ваши права.

Однако перспективы спора с налоговыми органами неоднозначны. Несмотря на превышение сроков проверки, суды неоднократно отказывали налогоплательщикам в признании незаконными доначислений по итогам таких растянувшихся проверок, так как признавали, что выход за пределы проверки не нарушал прав заявителя и не отменяет фактов налоговых правонарушений.

— Как избежать блокировки счетов за неуплату незначительных сумм налогов?

Следует отметить, что в соответствии с поправками в НК РФ, вступающими в силу 1 апреля этого года, блокировать счета можно будет только за недоимки больше 3000 рублей а не 50, как сейчас. При этом налоговые органы отмечают, что блокируется только сумма недоимки, а не все деньги на счете.

Чтобы вообще избежать неожиданных небольших «вдруг» возникших долгов по налогам, наличие которых может, например, перекрыть доступ к льготным кредитам МСП, можно предусматривать переплату налогов с зачетом в счет будущих платежей. При этом зачесть можно только платежи по бюджетам одного уровня. Таким образом, лучше иметь переплату по каждой группе налогов.

— В каком случае налоговая по результатам проверки может инициировать возбуждения уголовного дела?

Если в течение двух месяцев со дня истечения требования (то есть при доказанной налоговой недоимке) об уплате налога (сбора) налогоплательщик не погасил долг, налоговый орган обязан в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения о возбуждении уголовного дела.

При этом с 2014 года наличие таких материалов от налоговых органов для возбуждения уголовного дела не обязательно. Дело могут возбуждать и правоохранительные органы самостоятельно.

Чаще всего это делается, когда на основании оперативных данных возможно предполагать, что совершаются умышленные действия по уклонению от уплаты налогов тем или иным лицом, при этом налоговый орган непреднамеренно (или по умыслу должностного лица) не «заметил» таких фактов.

После возбуждения уголовного дела без налогового органа следователь запрашивает заключение вышестоящего налогового органа по отношению к инспекции налогоплательщика о нарушениях налогового законодательства. При этом выводы заключения не являются обязательными для следователя.

Источник: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20200219/305487537.html

Advokat25
Добавить комментарий