Нива2121 трудно пееключаются передачи что делать

Плохо переключаются передачи: причины, способы устранения

Нива2121 трудно пееключаются передачи что делать</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Когда плохо переключаются передачи, вождение авто становится не только неприятным, но и небезопасным. Рассмотрим основные причины того, почему плохо переключаются передачи или совсем не переключаются. А так как коробка автомат и мкпп слишком сильно различаются, будем рассматривать их раздельно.</p><h3>Если у вас механика</h3><p>Плохо переключаются передачи на автомобиле с МКПП по трем причинам. Первая из них неисправность сцепления, когда оно не полностью выключается (ведет). Первая примета этой неисправности – задняя передача включается с характерным треском. Задняя реагирует на эту аномалию заметнее остальных передач, потому что она единственная не оснащена синхронизатором.</p><p>Вторая причина — дефект механизма выбора передач КПП. И, наконец, третья – чрезмерный износ синхронизаторов КПП.</p><p>Неисправностей сцепления, при которых плохо переключаются передачи мкпп тоже несколько:</p><ul><li>Завоздушивание гидропривода выключения сцепления или подтекание из него жидкости. Устраняется неисправность заменой вышедших из строя узлов гидравлической системы и ее прокачиванием.</li><li>Износ или надлом вилки выключения сцепления. Требует замену или ремонт детали.</li><li>Коробление (биение более 0,5 мм) или слишком большая толщина нового ведомого диска.</li><li>Выход из строя корзины (температурная деформация нажимного диска или его перекос).</li><li>Потеря подвижности опорного подшипника первичного вала КПП (в торце коленвала, к которому крепится маховик).</li><li>Заклинивание ступицы ведомого диска сцепления на шлицах первичного вала КПП. Для устранения дефекта прочистите шлицы ступицы и первичного вала КПП. Не помешает и немного смазать их литолом.</li><li>Слишком большой свободный ход вилки выключения сцепления. Его величину нужно уточнять у производителя, так как для разных авто она несколько отличается. Пока не узнали величину этого параметра для своего автомобиля, установите ее от 5 до 8 мм. Слишком маленький свободной ход вилки тоже нежелателен, так как он приводит к пробуксовке сцепления и повышенному износу выжимного подшипника.</li></ul><p>Чрезмерный износ синхронизаторов преимущественно бывает на тех передачах, которые включают чаще: это обычно первая, вторая и третяя. Задняя в этот список не попадает, так как не имеет синхронизатора.</p><p> Когда у вас плохо переключаются передачи, а вы предполагаете, что причина тому износ синхронизаторов, во-первых, трудности с этим у вас должны быть только на ходу.</p><p> Во-вторых, переключается в этом случае лучше, если использовать двойной выжим.</p><p>Тем, кто не знает что такое двойной выжим. Для переключения на повышенную передачу: выжать сцепление, включить нейтраль, отпустить и снова выжать сцепление, включить передачу.</p><p>Люфт в так званом “вертолете” – одна из причин нечеткого включения передач</p><blockquote class=

Чтобы перейти на пониженную: двойной выжим нужно совмещать с перегазовкой, то есть когда педаль сцепления отпущена, а коробка на нейтрали, нужно нажать и отпустить педаль акселератора.

Так переключают передачи на авто коробка которых не имеет синхронизаторов.

Если коробка будет переключаться легче с использованием двойного выжима, то виноваты в том, что плохо переключаются передачи, скорее всего, изношенные синхронизаторы.

Если плохо переключаются передачи, когда автомобиль стоит на месте с заглушенным двигателем неисправность может быть только в механизме выбора передач КПП.

Ищите в нем поломку или проверяйте правильность его регулировки. На сцепление и синхронизаторы даже не думайте.

Для тех, у кого автомат

Если у вашей машины КПП автомат. Вам не помешает знание режимов, в которых может работать ваш автомат:

  • P – Для парковки и пуска двигателя. Переключение в этот режим возможно только после полной остановки машины.
  • R – Для движения назад. Переключение в этот режим так же возможно только после остановки машины и с нажатой педалью тормоза.
  • N – Нейтраль. Когда двигатель полностью отключен от КПП.
  • D – Движение вперед без ограничений переключения передач (чаще всего используемый режим работы КПП автомата).
  • D3(S) – Пониженные передачи для преодоления подъемов и торможения двигателям на спусках.
  • D2 – Режим для тяжелых условий (скользкая или горная дорога). Не переключаются передачи выше второй, то есть включаются только первая и вторая передачи.
  • D1(L) – Движение происходит только на 1 передаче, используется на бездорожье по грязи, по снегу или льду, там где нужно ехать без перегазовок, а также для преодоления крутых подъемов.

КПП автомат имеет елще кнопочку на рычаге переключения режимов с надписью O/D OFF. При ее включении наступает запрет включения, повышающий передачи аналога 5 передачи мкпп. То есть если ваш автомат имеет 4 передачи для движения вперед, то для более динамичного разгона он будет использовать только три низшие передачи.

О неисправности КПП автомат  гораздо сложнее тех, что встречаются с МКПП,  и шансы отремонтировать ее в своем гараже невелики. Но несмотря на это кое-что знать о ней все же нужно хотя бы для того, чтобы не навредить ей неправильной эксплуатацией.

КПП автомат гораздо требовательнее к точности поддержания в ней уровня масла, чем механика. Ей очень вреден как слишком низкий, так и чрезмерно высокий уровень масла. И то и другое может привести к ее серьезным поломкам. В обоих случаях происходит вспенивание масла.

При недостатке масла из-за того, что маслонасос вместе с маслом начинает захватывать воздух. При избытке масла оно вспенивается вращающимися деталями, которые в этом случае погружены в него. Вспененное масло лучше сжимается и имеет малую теплопроводность.

Поэтому если эксплуатировать автомат с таким маслом давление в его системах управления будет низким. Что приведет к пробуксовке фрикционов и их интенсивному износу. Ухудшившаяся теплопроводность не позволит отводить все избыточное тепло.

Что в совокупности с низким давлением приведет к тому, что автомат выйдет из строя и потребует серьезного ремонта.

Вспененное масло имеет больший объем. Поэтому проверка масла покажет слишком высокий уровень. Если вы обнаружили, что уровень масла поднялся без видимых причин нужно заглушить мотор и дать маслу отстоятся. После этого вновь проверить уровень. Если он окажется низким, нужно без опаски долить требуемую порию и повторить проверку.

Уровень масла в автомате проверяется при помощи щупа или через контрольное отверстие закрытое пробкой.

Как проверить уровень масла при помощи щупа

  • Прогреть масло до рабочей температуры (для этого нужно проехать около 15 км).

Выбрать для измерения ровную горизонтальную площадку. Поставить автомобиль на ручник.

  • Провести рычаг выбор режима работы коробки через все положения, задерживаясь в каждом от 3 до 5 сек, до срабатывания автомата.
  • Оставить селектор режимов в положении P, и в этом положении определять уровень масла.
  • Не глуша двигателя вынуть масляный щуп, вытереть насухо и вновь вставить его в трубку до упора, после чего вытащить и считать показания. Верхняя граница следов масла на сухом щупе должна быть у отметки с надписью hot или на участке с перекрещивающимися насечками.

Долить масло в случае недостаточного уровня можно через трубочку, в которую вставляется щуп. Не забывайте, что акпп боится грязи, поэтому доливайте только чистое новое масло. Протирайте щуп чистой ветошью, из которой не выпадают нитки.

Проверяя уровень масла, обратите внимание на его вид. Темная с запахом гари жидкость говорит о том, что в агрегате далеко не все в порядке. Для начала попробуйте поменять в АКПП масло и фильтр. Молочный цвет ATF говорит о попадании в коробку охлаждающий жидкости. Охлаждающая жидкость размягчает и раздувает материал, из которого сделаны фрикционы.

Не медлите с заменой такого масла, предварительно устранив причину попадания антифриза в коробку, иначе автомату будет нанесен значительный урон. Охлаждающая жидкость может попадать в коробку из-за негерметичности масляной секции в радиаторе системы охлаждения. В таком случае эмульсия будет наблюдаться и в коробке, и в системе охлаждения двигателя.

Наиболее распространенные неисправности автомата

  • Автомобиль не едет вперед движение назад в норме. Возможные причины: износ фрикционов муфты переднего хода, дефект поршня этой муфты, поломка колец той же муфты, заклинивание клапанов гидроблока.
  • Нет задней скорости, вперед есть только 1 и 2. Вероятные причины: износ фрикционов муфты заднего хода, неисправность поршня этой муфты, повреждение шлицевого соединения в корпусе барабана, другой дефект этого барабана.
  • Нет задней, вперед все работает. Причины: износ тормозной ленты, неисправность поршня этой ленты или поломка его штока, дефекты пакета торможения.
  • Нет движения ни вперед, ни назад при включении любого режима есть толчок переключения, но машина стоит на месте. Причины: неисправность гидротрансформатора, недостаток масла, забит фильтр.
  • Включаются только задняя, 1 и 2 передачи. Причины: заклинивание клапана в гидроблоке, низкий уровень масла, общий износ поршней и фрикционов муфт передач, которые не включаются.

Источник: https://autolirika.ru/remont/pochemu-ploho-pereklyuchayutsya-peredachi.html

Chevrolet Niva (2009+). Передачи включаются с трудом

Нива2121 трудно пееключаются передачи что делать</span>» width=»300″ height=»200″ class=»alignleft size-medium» /></p><td><p>содержание      ..     	132      	133      	134     	 	135     ..</p><p>Chevrolet Niva (2009+). Передачи включаются с трудом</p><p>Причины затрудненного включения передач</p><table><tr> Возможные причины неисправности Поиск и устранение неисправности</tr><tr><td>Неисправно сцепление</td><td>Провести диагностику</td></tr><tr><td>Неисправен (оборван, разлохмачен, заедает в оболочке) трос выбора или трос переключения передач</td><td>Замените неисправный трос</td></tr><tr><td>Изношен или поврежден механизм управления коробкой передач</td><td>Замените механизм</td></tr><tr><td>Изношен или поврежден механизм переключения передач</td><td>Отремонтируйте или замените коробку передач</td></tr><tr><td>Изношены синхронизаторы шестерен</td><td>Отремонтируйте или замените коробку передач</td></tr></table><p>-Неисправность сцепления. В данной ситуации передачи будут включаться либо плохо, либо не полностью.</p><p>-Неполадки в приводе механизма переключения. Поломка тяги приводит к тяжелому включению 1-ой и задней передачи. -Неисправна реактивная тяга. -Износ пластиковых деталей в приводе управления коробки. -Неправильно выставлена кулиса. Весомый элемент, неправильная регулировка приводит к неполадкам. -Износ подшипников.</p><p> Достаточно редкое явление, каждый может столкнуться с этим, особенно когда у Вас механика. В такой ситуации обычно тяжело включается первая передача. -Неисправен вал коробки. Сам по себе он не подвержен сильным нагрузками, что могло бы привести к износу. Заводской дефект бывает причиной замены всего агрегата.</p><p> -Неисправность фрикционов. Часто встречается у владельцев автомобилей с коробкой автомат. Устраняется неисправность путем замены фрикционов.</p><p>-Неисправность синхронизаторов – проблема чаще всего встречается среди поломок КПП. Выполнены они за латуни, а данный металл сам по себе достаточно мягкий.</p><p> В ходе эксплуатации он стирается и происходит износ. —-</p><p>-Поломка обычно сопровождается скрежетом при включении другой скорости.<br />  </p><p>Механическая коробка передач (передачи включаются с трудом)</p><p>Неисправностей сцепления, при которых плохо переключаются передачи МКПП тоже несколько: -Завоздушивание гидропривода выключения сцепления или подтекание из него жидкости. Устраняется неисправность заменой вышедших из строя узлов гидравлической системы и ее прокачиванием. -Износ или надлом вилки выключения сцепления. Требует замену или ремонт детали.</p><p> -Коробление (биение более 0,5 мм) или слишком большая толщина нового ведомого диска. -Выход из строя корзины (температурная деформация нажимного диска или его перекос). -Потеря подвижности опорного подшипника первичного вала КПП (в торце коленвала, к которому крепится маховик). -Заклинивание ступицы ведомого диска сцепления на шлицах первичного вала КПП.</p><p> Для устранения дефекта прочистите шлицы ступицы и первичного вала КПП. Не помешает и немного смазать их литолом. -Слишком большой свободный ход вилки выключения сцепления. Его величину нужно уточнять у производителя, так как для разных авто она несколько отличается. Пока не узнали величину этого параметра для своего автомобиля, установите ее от 5 до 8 мм.</p><blockquote class=

Слишком маленький свободной ход вилки тоже нежелателен, так как он приводит к пробуксовке сцепления и повышенному износу выжимного подшипника. -Чрезмерный износ синхронизаторов преимущественно бывает на тех передачах, которые включают чаще: это обычно первая, вторая и третяя. Задняя в этот список не попадает, так как не имеет синхронизатора.

Когда у вас плохо переключаются передачи, а вы предполагаете, что причина тому износ синхронизаторов, во-первых, трудности с этим у вас должны быть только на ходу. Во-вторых, переключается в этом случае лучше, если использовать двойной выжим. (Что такое двойной выжим.

Для переключения на повышенную передачу: выжать сцепление, включить нейтраль, отпустить и снова выжать сцепление, включить передачу)

Чтобы перейти на пониженную: двойной выжим нужно совмещать с перегазовкой, то есть когда педаль сцепления отпущена, а коробка на нейтрали, нужно нажать и отпустить педаль акселератора.

Так переключают передачи на авто коробка которых не имеет синхронизаторов.

Если коробка будет переключаться легче с использованием двойного выжима, то виноваты в том, что плохо переключаются передачи, скорее всего, изношенные синхронизаторы.

Неисправность в механизме сцепления автомобиля также может стать причиной плохого включения передач: -нарушена герметичность гидравлического контура сцепления. В результате чего, при нажатии на педаль сцепления не создается необходимое давление в гидравлическом контуре.

Соответственно диск сцепления не отжимается -полностью, что не позволяет включить необходимую передачу. Места протечки устраняются путем замены резиновых манжет либо дополнительной перетяжкой соединительных гаек гидравлического контура. -надлом или износ вилки выключения сцепления. Проблема решается путем замены вилки.

В случае отсутствия возможности заменить деталь на новую, старая вилка реставрируется. -биение ведомого диска сцепления (более 0.5мм) в результате перегрева либо заводского брака. -поломка лепестков пружины корзины сцепления или их деформация в результате перегрева (туго включаются передачи МКПП); -выход из строя подшипника первичного вала МКПП.

Устраняется заменой подшипника. -не отрегулирован ход нажатия вилки выключения сцепления, произошел обрыв тросика, соединяющего педаль сцепления с вилкой.

Еще причиной не четкого включения передач может быть неисправность деталей и механизмов в коробке передач: -износ синхронизаторов. Чрезмерный износ синхронизаторов бывает на тех передачах, которые включаются чаще, а именно в городском цикле это первая, вторая и третья передачи.

-подшипники валов МКПП. Поломка встречается в основном на автомобилях с очень большим пробегом или на машинах, которые по роду своей деятельности перевозят тяжелые грузы. В одном и в другом случае подшипники МКПП подвержены повышенному износу.

На начальной стадии износ подшипников проявляется появлением монотонного подвывающего звука из коробки. Если не предпринять никаких мер, тогда далее в изношенном подшипнике появляется выработка, которая приводит к осевому биению подшипника с последующим его заклиниванием.

Части рассыпавшегося подшипника могут попасть в шестерни МКПП и полностью вывести ее из строя.

-разрушение зубьев шестерен коробки передач при физическом износе либо заводском браке. При эксплуатации автомобиля с механикой возможно «выпадение» зубьев одной из шестерен коробки передач с последующим возможным разрушением КПП.
 

Автоматическая коробка передач (передачи включаются с трудом)

КПП автомат гораздо требовательнее к точности поддержания в ней уровня масла, чем механика. Ей очень вреден как слишком низкий, так и чрезмерно высокий уровень масла. И то и другое может привести к ее серьезным поломкам. В обоих случаях происходит вспенивание масла.

При недостатке масла из-за того, что маслонасос вместе с маслом начинает захватывать воздух. При избытке масла оно вспенивается вращающимися деталями, которые в этом случае погружены в него. Вспененное масло лучше сжимается и имеет малую теплопроводность.

Поэтому если эксплуатировать автомат с таким маслом давление в его системах управления будет низким. Что приведет к пробуксовке фрикционов и их интенсивному износу. Ухудшившаяся теплопроводность не позволит отводить все избыточное тепло.

Что в совокупности с низким давлением приведет к тому, что автомат выйдет из строя и потребует серьезного ремонта.
 

содержание      ..     132      133      134      135     ..

Источник: https://zinref.ru/avtomobili/VAZ/005_00_niva_shevrole_2009_za_rulom_kopia/134.htm

Ваз не включается передача: 4 причины

Нива2121 трудно пееключаются передачи что делать</span>» width=»300″ height=»188″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Ваз не включается передача — проблема, с которой может столкнуться каждый автолюбитель. Данная поломка очень распространенна среди некоторых моделей ВАЗ. Обычно, такую поломку имеют механические коробки переключения передач, поэтому именно о них пойдет речь в этой статье.</p><p>Очень важно сохранять механическую коробку переключения передач (коротко МКПП) в идеальном состоянии. Неисправная коробка может причинить вред как автомобилю, так и водителю вместе с пассажирами. Невозможность быстро тронуться с места, может серьезно подвести в ответственный момент, а также создать аварийную ситуацию на опасных участках дороги (например, перекрестках или светофорах).</p><p>Итак, что делать, если некоторые передачи на КПП не включаются? В начале необходимо ознакомиться с источником проблемы. Первое, что нужно сделать — разобрать коробку передач.</p><p> Если все элементы в порядке, нужно приступать к следующему этапу выполнения диагностики. Для этого нужно тщательно изучить каждый элемент трансмиссии.</p><p> По завершению всех работ, важно снова проверить все составляющие системы, и удостовериться в исправности всех элементов.</p><p>Помните, если возникают трудности в починке коробки, или после ремонта ВАЗ отказывается двигаться, не работает или включается с проблемами определенная передача, лучше обратиться в автосервис. Часто починка нетрудной поломки неопытными любителями может привести к более серьезной неисправности, которая требует больших затрат труда и средств.</p><p>https://www.youtube.com/watch?v=tQfnk9jdvWU</p><p>В некоторых случаях «самоделки», могут привести к полной поломке детали, и единственным выходом будет покупка новой детали. Поэтому, если не уверенны, не старайтесь сэкономить, так как можно сделать только хуже, и стоимость на ремонт в разы увеличиться.</p><h3>Причины неисправности коробки передач</h3><p>Основная проблема в том, что не включаться скорость именно в механике коробки передач. На некоторых моделях существует проблема с переключением пятой передачи. Проблема в том, что малая пружина на вилке внутри коробки передач, начинает застревать.</p><p> Данная проблема возникает из-за установленной шайбы внутри механизма, которая со временем начинает стачиваться. Единственное решение — разобрать весь механизм, и заменить испорченную деталь. Интересно, что механизм может работать и без данной шайбы.</p><p>Механика переключения передач довольно простая, и если поломка обнаружена непосредственно в блоке управления, то починка будет не сложной и не займет много времени. Достаточно заменить неработающий элемент, а также прочистить все детали устройства переключения передач.</p><blockquote class=

Самое сложное в данной работе, разборка и сборка всех элементов системы. Важно делать все внимательно и осторожно. Перед тем как закончить ремонт, следует убедиться, что все детали установлены правильно, и корректно выполняют свои функции.

После чего, следует произвести проверку на холостом ходу.

Кроме КПП, есть еще элементы машины, которые является причиной не включающейся передачи. Причиной поломки могут быть следующие элементы трансмиссии:

  • Элементы сцепления;
  • Натяжные тросики;
  • Кулиса;
  • Синхронизаторы и валы.

Сцепление

Элементов сцепления достаточно много, и довольно проблематично сразу найти поломку. Сцепление — основной элемент трансмиссии автомобиля, а значит поломка может сказаться на других элементах авто. Поэтому, нередко сложности включения передачи, связанны именно с неисправностью элементов сцепления.

Например, если выедет из строя привод или тросик сцепления, то вилка не будет работать, и соответственно скорость перестанет переключаться. Дело в том, что в заднеприводных автомобилях ВАЗ, вилка приводиться в движения посредством гидравлики, и соответственно идет переключение передач.

Если будет утечка гидравлической жидкости, система перестает работать. Все что нужно сделать — устранить течь и залить новую жидкость. В переднеприводных моделях ВАЗ движение вилки происходит посредством тросика.

Если скорости не переключаются, то первым делом нужно проверить целостность тросов.

Следующий элемент, который нужно обязательно проверить — вилка сцепления. И хоть поломка данного элемента случается довольно редко, проверить её целостность будет полезным, и позволит сэкономить время.

Как правило, вилка может работать довольно длительный промежуток времени, если она качественная. Из-за фабричного брака, она может выйти из строя. В случае поломки, поможет только полная замена.

При этом — нужно полностью разобрать и снять все элементы коробки.

Еще одна проблема заключается в том, что со временем корзина сцепления может выработаться и выйти из строя. При долгом использовании лепестки корзины могут сильно изнашиваться и ломаться.

В результате — диск будет очень сложно отжать, и переключение нужной передачи просто не будет работать. Если диск внутри корзины сильно износился, машину вначале движения будет сильно трясти и также возможны проблемы с МКПП.

Решение данной поломки — полная замена запчасти.

Кулиса

Послабленная кулиса является основной причиной неисправности МКПП на ВАЗ. Данная проблема решается довольно просто, для работы подгребаться напарник и смотровая яма или подъемник. Все что нужно от напарника — удерживать кулису в одном положении. Во время удерживания, нужно осторожно затягивать болты. Здесь есть два варианта починки:

  1. если не работают все скорости, то переместить рычаг в нейтральное положение и затянуть болты;
  2. если не включается задняя передача на ВАЗ, то переключить рычаг в данное положение и затягивать болты.

Также можно послабить болт на 13, и осмотреть шестерни. Если есть поломка — устраните, затем установите все обратно и затяните крепежные болты. При поломках нескольких скоростей, всю починку нужно производить на нейтральной скорости. Если проблема с задней передачей, то следует переключиться на заднюю скорость.

Синхронизаторы и валы

Неисправные шестерни, которые обычно изготавливают из мягких металлов, могут быть причиной некорректной работы МКПП.

Так как медь или латунь в шестернях, которые используют для более мягкого переключения передач, со временем стачивается, то может появиться характерный стук или хруст.

При неисправных шестернях, движение рычага передачи может усложниться, а конце и вовсе заклинить! Поэтому, если сейчас включить какую-либо скорость довольно сложно, лучше заменить шестерни, в противном случае — придется полностью заменить сломанный синхронизатор.

Были случаи, что передача не включалась из-за разломанного вала. Хоть данная поломка случается крайне редко, исключать её не стоит. В основном, причиной поломки может способствовать некачественное производство. Если вал синий, значит его сильно перекалили. Исправить неполадку, можно только заменив этот вал.

Починка МКПП занятие несложное, но все же требует опыта и сноровки. Если, не имея опыта пытаться чинить сложные элементы коробки, есть риск окончательно сломать деталь, и повредить соседние элементы.

 Поэтому, если вы не уверены, лучше обратитесь в специальный автосервис. Найти подобный сервис легко, нужно лишь зайти на сайт Uremont.com и оставить заявку на починку МКПП.

 Выбрав в списке нужный автосервис, вы сможете дешево, и самое главное быстро починить свой автомобиль.

Как работает Uremont?

01

Создаете заявку

с кратким описанием работ и желаемой датой ремонта. Потратите не более 3 минут

02

Получаете предложения

от специализированных автосервисов по SMS или в личном кабинете

03

Сравниваете ответы

наиболее подходящие по стоимости, отзывам, местоположению и другим параметрам

04

Подтверждаете запись

а также все условия ремонта и можно смело ехать в автосервис

Источник: https://uremont.com/publications/articles/vaz-ne-vklyuchaetsya-peredacha

Полезно знать о работе блокировки и понижающей передаче — Лада 4×4 3D, 2.1 л., 2008 года на DRIVE2

Нива2121 трудно пееключаются передачи что делать</span>» width=»300″ height=»200″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Всем доброго вечера, листая разные форумы в поисках нужной мне информации, наткнулся на замечательную статью, о том: Что такое блокировка, как она работает, зачем нам пониженный ряд и в каких ситуациях это правильно применять.<br />Читаем все.</p><p>1. Дифференциалы Нивы2. Блокировка дифференциала3. Понижающий ряд передач4. Полезные советы5. О блокировке на скользкой поверхности6. Блокировка+ручник7. Распределение моментов в раздатке8.</p><p> Переключение повышенная/пониженная «на ходу», автор Васик-НивасикНива отличается от классических ВАЗов (и других одноприводных машин) постоянным полным приводом. Это потребовало введения в трансмиссию (связь между двигателем и колесами) раздаточной коробки (РК, раздатки).</p><p> Отличие порождает у новичков много вопросов и заблуждений. Эта статья — попытка дать простым и понятным для непосвященных языком ответы на такие вопросы.</p><p>1. Дифференциалы Нивы</p><p>Все мало-мальски знакомые с автомобилем, знают, что такое дифференциал. Это механическое устройство, которое распределяет тяговое усилие от двигателя на два колеса, и при этом колеса могут вращаться с разной скоростью.</p><p> Суммарная же скорость колес в мосту с дифференциалом зависит от общей скорости автомобиля и при постоянной скорости движения постоянна.Необходимость установки дифференциала в ведущий мост автомобиля объясняется очень просто: на повороте внутреннее колесо проходит меньший путь (делает меньше оборотов), а внешнее — больше.</p><blockquote class=

Отсутствие дифференциала привело бы к катастрофическому износу резины: либо одно колесо при повороте буксовало, стремясь вращаться быстрее, либо другое терлось об асфальт — тормозило — стремясь вращаться медленнее. Кроме того, пробуксовка колес провоцирует занос.

И, наконец, нагрузка на ось (усилие в ней) была бы чрезвычайно высокой.В трансмиссии Нивы три таких дифференциала: в каждом мосту есть свой (межколесный), чтобы колеса оси могли вращаться с разной скоростью, а третий (межосевой) — в раздаточной коробке — распределяет тяговое усилие между мостами.

Он позволяет колесам осей вращаться с разной суммарной скоростью: сумма скоростей колес передней оси может отличаться от суммы скоростей колес задней оси.При прямолинейном движении автомобиля без пробуксовки все дифференциалы делят тяговое усилие точно пополам, и тяговые усилия на всех колесах равны.

Если же сцепление колес с покрытием недостаточное, возникает пробуксовка, и через дифференциалы все движение, создаваемое двигателем, пойдет на вращение буксующего колеса, а тяговое усилие на остальных уменьшится.

2. Блокировка дифференциала

Одно из типичных заблуждений в отношении Нивы — это назначение передней (малой) ручки раздатки. Почему-то думают, что она «подключает передок». На самом деле «передок», т. е. передний привод у Нивы включен всегда, так же, как и задний — она имеет постоянный полный привод на все четыре колеса. А эта ручка управляет работой дифференциала раздатки.

При нормальном положении — вперед — дифференциал в раздатке работает. Переключение ручки назад блокирует дифференциал.При включенной блокировке выходы раздатки на передний и задний приводы соединяются между собой специальной муфтой. Тем самым принудительно приравниваются скорости этих приводов: сумма скоростей колес передней оси будет равна сумме скоростей колес задней оси.

Распределение тягового усилия при включенной блокировке принципиально меняет свой характер. Теперь оно передается в сторону наибольшего сопротивления: например, если снять передний кардан, при заблокированной раздатке Нива поедет на заднем приводе — все тяговое усилие будет передано на заднюю ось.Если буксует одно колесо — допустим, заднее, нужно включить блокировку.

Тогда в сторону переднего привода будет передана бОльшая доля тягового усилия, и передние колеса могут вытащить машину. Но если забуксовало еще и одно из передних колес — Нива сама выбраться не сможет.Блокировку дифференциала можно включать и выключать при выжатой педали сцепления, как на ходу, так и на стоящей машине.

При некотором навыке это можно делать без выжима сцепления при сбросе газа.Существуют подобные, блокируемые дифференциалы и для мостов, в том числе с автоматической блокировкой. Теоретически с ними застрявшая Нива сможет выбраться в том случае, если хотя бы одно колесо имеет достаточное сцепление с почвой.

Такие устройства довольно дорого стоят, обычно имеют небольшой срок службы и используются преимущественно в спортивных машинах.

3. Понижающий ряд передач

Бытует еще одно заблуждение: якобы переключая заднюю ручку вперед, мы увеличиваем мощность двигателя. Ничего подобного — двигатель будет работать так же, как и раньше. Эта ручка может менять передаточное число трансмиссии между двигателем и колесами. Чем это число больше, тем больше тяговое усилие на колесах (быстрее разгон), но меньше скорость.

Точно так же мы переключаем передачи в КПП — едем медленно, но быстро разгоняемся на низких передачах, едем быстро, но медленно разгоняемся на высоких.Помимо дифференциала в раздатке имеется понижающий редуктор — как бы двухступенчатая коробка передач. Его-то работой и управляет вторая (задняя) ручка раздатки.

В нормальном положении — назад — передаточное число раздатки 1,2. Если ручку переключить вперед до упора, передаточное число будет 2,135 — так называемая пониженная передача. Между этими двумя положениями есть среднее — нейтраль — когда редуктор в раздатке разомкнут и не передает тяговое усилие от двигателя.

Передаточные числа двух редукторов — коробки передач и раздатки — перемножаются. Включая пониженную передачу, мы смещаем передачи в КПП в сторону больших передаточных чисел (пониженный ряд передач). В результате, при той же передаче в КПП скорость будет меньше, а тяговое усилие — больше.

В таблице приведены рассчитанные передаточные числа совокупности КПП и раздатки для нормального и пониженного ряда передач.Передача

КПП+РК (норм.)

КПП+РК (пониж.)

Первая
4,40

7,83

Вторая
2,52

4,48

Третья
1,63

2,90

Четвертая
1,20

2,14

Пятая
0,98

1,75

Задняя
4,24

7,54

Перед бездорожьем, где скорость все равно будет невелика, заблаговременное переключение на пониженный ряд передач позволяет при необходимости повысить тяговое усилие. Максимальная же скорость — на пятой передаче — до 70…80 км/ч.

Включать и выключать пониженную передачу лучше только на стоящей машине при выжатой педали сцепления.

Хотя в Руководстве написано, что переходить с пониженной на повышенную можно и при движении автомобиля, новичку лучше этого не делать: раздатка не имеет таких синхронизаторов, как КПП.

4. Полезные советы

Нормальное положение ручек раздатки: передняя — вперед, задняя — назад. Так должны стоять ручки при движении по дорогам с нормальным покрытием.Блокировку (передняя ручка — назад) рекомендуется включать на дорогах со скользким покрытием (лед, снежный накат, жидкая грязь). Машина при этом ведет себя устойчивее.

Когда скользкий участок закончился — блокировка должна быть немедленно выключена. Подробнее об этом приеме написано в разделе 5. Безусловно, блокировку нужно включать, когда машина застряла, но лучше переключиться заранее — см. п. 7.

На неподвижной машине иногда не удается включить блокировку дифференциала даже при выжатом сцеплении.

Дело в том, что зубья блокирующей муфты упираются в зубья шестерни. Попробуйте включить блокировку при медленном движении в повороте — дифференциал будет проворачиваться, и в какой-то момент против зубьев муфты окажутся впадины между зубьями шестерни.

При затрудненном выключении тоже попробуйте сделать это на ходу, на минимальной скорости, выжав сцепление (для верности — поставьте раздатку в нейтраль). Можно чуть покачивать руль.

Примечание от 19.11.05. Появилась статья Включение и выключение блокировки.Если нужно включить или выключить блокировку «на ходу» используйте следующий прием. Сбрасывая газ, уловите пограничный момент между разгоном и торможением двигателем и мягко, без усилия переключите ручку. Включение блокировки будет легче, если это делать на повороте.

Пониженный ряд передач (задняя ручка — вперед) включается при выезде на тяжелые грунтовые дороги или бездорожье, при буксировке тяжелых прицепов, на очень крутых подъемах (когда на нормальной первой передаче двигатель глохнет). Можно использовать пониженную для очень медленного устойчивого движения.Переключение с пониженной на повышенную и обратно «на ходу» не рекомендуется.

Но при острой необходимости это можно сделать при включенной передаче КПП через нейтраль раздатки с учетом того, что передаточное число меняется примерно в 1,8 раза (2,135/1,2). Переход на пониженную: сбросить газ, переключить ручку в нейтраль, прогазовать и в момент, когда обороты двигателя будут в 1,8 раза выше — включить пониженную.

Переход на повышенную: сбросить газ, нейтраль, когда обороты упадут в 1,8 раза — включить повышенную. При переключении в нейтраль и из нейтрали — кратковременно выжимать сцепление. Все переключения нужно делать мягко (без усилий).Небольшие (до 10-15 м) «засадные» участки (лужи, заболоченные или перепаханные места, полоса глубокого рыхлого песка) лучше преодолевать следующим образом.

Заранее наметьте маршрут (мысленно или пройдите собственными ногами, поставьте вешки) — лучше всего по прямой или по пологой дуге. Включите блокировку и пониженный ряд передач. Вытяните ручку подсоса до 2000 об/мин — чтобы двигатель не заглох. Разгонитесь перед опасным участком так, чтобы ехать на второй пониженной передаче при оборотах двигателя 3000-4000 в минуту.

При проезде участка ни в коем случае не переключайте скорости — давите на газ, поддерживая указанные обороты, и меньше работайте рулем. После проезда не забудьте выключить блокировку и убрать подсос. Для относительно ровных мест рекомендуется третья пониженная передача. Если машина все-таки увязла, не нужно газовать — она только глубже зароется.

Зимой загустевшее от холода масло в КПП можно размешать и немного прогреть во время прогрева двигателя. Для этого раздатка переводится в нейтраль (среднее положение), а в КПП включается первая или вторая передача. При начале движения рекомендуется первые несколько сотен метров ехать на небольшой скорости, чтобы размешать масло в раздатке и мостах.

Раздатка смазывается разбрызгиванием масла при вращении самых нижних валов, которые при таком прогреве не вращаются. Но поскольку подшипники верхнего вала шариковые, в лунках обойм после стоянки останется достаточно масла для вращения валов на холостом ходу.

При проезде извилистых узких мест можно использовать свойство заблокированного дифференциала принудительно делать равными суммарные скорости колес по осям. Если дифференциал работает (блокировка выключена), при повороте задние колеса идут по меньшему радиусу, чем передние, причем разница радиусов достигает 65 см. Включение блокировки уменьшает эту разницу (на асфальте — на 5-10 см).

Не следует злоупотреблять приемом из-за повышенной нагрузки на раздатку и ускоренного износа резины.Не следует ставить на переднюю и заднюю оси Нивы колеса разных типов.

Разные радиусы качения колес (реальные, под нагрузкой) будут постоянно компенсироваться проворачиванием дифференциала, что ускорит износ раздатки, а включение блокировки в таких условиях вызовет просто колоссальные нагрузки в трансмиссии.Если долгое время не пользоваться возможностями раздатки, ее рычаги имеют свойство «закисать», что делает переключение невозможным.

Особенно часто это происходит зимой в городе с ручкой блокировки дифференциала: почищенные и посоленные дороги не требуют включения блокировки, а рассол ускоряет коррозию. Поэтому рекомендуется хотя бы раз в неделю несколько раз передергивать обе ручки.При медленном движении в жаркий летний день (обычно, в пробке) двигатель может сильно перегреться.

Если в системе охлаждения вашей Нивы обычный механический вентилятор (с приводом через ремень генератора), рекомендуется перейти на пониженную передачу. Обороты двигателя возрастут, его охлаждение улучшится. С той же целью рекомендуется немного выдернуть тягу подсоса, чтобы обороты холостого хода возросли до 1500-2000.

Преимущество полного привода: на скользкой дороге Нива может разгоняться примерно в два раза быстрее, чем машина с приводом на одну ось, ведь «гребут» все четыре колеса вместо двух. Если поддерживать газом усилие на колесах на пределе проскальзывания, общее тяговое усилие будет в два раза больше (здесь влияет еще развесовка по осям).

То же преимущество имеет полный привод и при торможении двигателем. Кстати, на скользкой дороге рекомендуется тормозить двигателем с переключением передач вниз и прогазовкой во время каждого переключения. А вот при торможении тормозами такого преимущества нет — они у всех машин стоят на каждом колесе. Обратите также внимание на п. 2.

Наиболее частая причина повышенного шума и вибрации в Ниве — неправильное центрирование раздатки. Тому, как это сделать, посвящена другая статья. Распечатав ее, вы сможете отцентрировать раздатку на любом сервисе, где есть подъемник или сделать это самостоятельно в гараже на яме.

Тем, кто хочет подробнее узнать об особенностях полного привода и его реализации в машинах зарубежного производства, рекомендую почитать статьи «Введение в системы полного привода» и «Различия в системах полного привода», а также ссылки во второй статье. Посмотрите анимированную картинку, иллюстрирующую поведение трансмиссии полноприводной Subaru при разном сцеплении с дорогой; там не все так, как в Ниве, по поиграть с ней интересно и познавательно. Еще одна анимированная картинка иллюстрирует работу дифференциалов Гелендвагена. Советую также почитать статью в журнале «За рулем».Под конец — почитайте статью Привад нивы, которую написал mcden — мне она очень нравится:-)

Я выражаю свою признательность всем участникам Нивской конференции на сервере www.auto.ru. Сейчас уже невозможно установить, кто первым дал тот или иной совет, кому принадлежит то или иное объяснение. И невозможно отделить это от того, что я познал на собственном опыте. В любом случае, эта статья — коллективный опыт конференции.

Источник: https://www.drive2.ru/l/465948564791493070/

Advokat25
Добавить комментарий