Осуществляет деятельность не указанную в уставе что будет

Содержание
  1. Какой ОКВЭД указать при регистрации ИП
  2. Зачем нужно выбирать основной и дополнительный виды деятельности?
  3. Что зависит от основного кода ОКВЭД, кроме взносов на травматизм?
  4. Какие ограничения существуют для ИП?
  5. Как можно вычислить подозрительного контрагента по кодам ОКВЭД?
  6. Можно ли вызвать подозрение у банка, если ты занимаешься не той деятельностью, которую указывал при открытии счета?
  7. Что будет, если указать слишком много видов деятельности?
  8. В каких случаях необходимо менять код ОКВЭД? Что делать предпринимателю, если он решил сменить вид деятельности?
  9. Как связаны коды ОКВЭД с лицензированием?
  10. Чем отличаются коды ОКВЭД, внесенные и не внесенные в ЕГРИП?
  11. К чему может привести неправильное указание или неправильный выбор кода ОКВЭД? Какие штрафы предусмотрены и за что их начисляют?
  12. Чем отличается новая редакция классификатора ОКВЭД?
  13. Зачем нужно подтверждать код ОКВЭД в ФСС? Как это сделать?
  14. Как сообщить в налоговую об изменении вида деятельности?
  15. Ответственность за деятельность, не предусмотренную уставом
  16. Вс не разрешил ликвидировать нко за невключение в реестр иноагентов

Какой ОКВЭД указать при регистрации ИП

Осуществляет деятельность не указанную в уставе что будет</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Подходящий код можно выбрать в последней редакции классификатора. Эксперты объясняют, что делать дальше.</p><h3>Что такое коды ОКВЭД? Зачем они нужны? По каким принципам они отбираются? Почему они регулярно обновляются?</h3><p>Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) разработан Минэкономразвития и входит в систему национальной стандартизации РФ.</p><p>Без ОКВЭД государству сложно определять размер налоговой ставки, собирать и анализировать информацию по статистике о каждом виде предпринимательской деятельности. С помощью кодов легче систематизировать, классифицировать и шифровать любой вид работ, разрабатывать нормативные акты и регулировать экономическую деятельность.</p><p>Разработка обновлений в ОКВЭД обеспечивается Минэкономразвития согласно Правилами стандартизации ПР 50.1.</p><blockquote class=

024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».

Обновления в ОКВЭД вносятся с учетом актуальных изменений в законодательстве, технических регламентах, национальных стандартах, изменений в международных классификациях и других нормативно-правовых актах.

Зачем нужно выбирать основной и дополнительный виды деятельности?

Хозяйствующий субъект может осуществлять один или несколько видов экономической деятельности, описанных в одном или нескольких разделах ОКВЭД (Приказ Росстата от 31.12.

2014 № 742 «О методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора (ОКВЭД 2) для формирования сводной официальной статистической информации»).

Основной вид экономической деятельности создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости юрлица или ИП. Второстепенный вид экономической деятельности — это любая другая дополнительная деятельность по производству товаров и услуг.

На основе выписок из ЕГРЮЛ органы государственной статистики ведут учет юридических лиц в Статистическом регистре Росстата и их идентификацию по кодам общероссийских классификаторов.

В составе сведений из ЕГРЮЛ предоставляются коды по ОКВЭД, которые определяются субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно и указываются в заявлении при государственной регистрации.

При этом первый код из заявленных считается основным.

Что зависит от основного кода ОКВЭД, кроме взносов на травматизм?

Особое внимание при выборе основного кода ОКВЭД необходимо обратить ИП, которые планируют нанимать работников, так как с зарплат сотрудников отчисляются страховые взносы в различные фонды. Фонд социального страхования назначает ставку взносов «на травматизм» исходя из основной деятельности. Чем более рискованным будет вид деятельности по ОКВЭД, тем выше окажется тариф взносов.

Какие ограничения существуют для ИП?

В России существуют запрещенные виды деятельности для ИП — это экономическая, оборонная, военная и финансовая сферы.

Также сюда включают все виды предпринимательства, которые могут нанести вред здоровью и жизни населения: продажа и разработка продукции военного назначения, наркотических и ядовитых веществ, взрывоопасных элементов и смесей, содержащих алкоголь напитков и т.д. Этот запрещенный список постоянно пересматривается и дополняется.

Как можно вычислить подозрительного контрагента по кодам ОКВЭД?

Благонадежность или неблагонадежность контрагента можно проверить самостоятельно на сайтах государственных органов или посредством письменного запроса в ФНС.

Если компания заключает договор с контрагентом, у которого в ЕГРЮЛ отсутствует код ОКВЭД, соответствующий договору, то инспекция может расценить его как неблагонадежного. С компании могут быть сняты выставленные к уменьшению налогооблагаемой базы расходы и вычеты, а также вменено то, что проверка контрагента была осуществлена не должным образом.

Можно ли вызвать подозрение у банка, если ты занимаешься не той деятельностью, которую указывал при открытии счета?

Банки также могут заподозрить клиента в неблагонадежности в случае, если он провел сомнительную операцию, не соответствующую своим видам деятельности по ОКВЭД. В таком случае банк, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, имеет право заблокировать расчетный счет или внести компанию в черный список.

Что будет, если указать слишком много видов деятельности?

Законодательство не ограничивает количество кодов ОКВЭД, которые можно указать при регистрации юридического лица или ИП.

Если индивидуальный предприниматель принял решение о внесении изменений в виды деятельности, то в регистрирующий орган необходимо подать форму Р24001 в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В каких случаях необходимо менять код ОКВЭД? Что делать предпринимателю, если он решил сменить вид деятельности?

Изменение кодов ОКВЭД — это обычное явление для бизнеса, смена кодов может быть обусловлена расширением бизнеса, корректировкой текущей деятельности для повышения конкурентоспособности на рынке (в таком случае вносится новый дополнительный ОКВЭД в уже содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП), либо юрлицо или ИП может принять решение полностью поменять сферу деятельности (в таком случае происходит изменение основного ОКВЭД).

Как связаны коды ОКВЭД с лицензированием?

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями, требований, установленных Федеральным законом от 04.05.

2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими федеральными законами. Ст.

12 содержит 52 вида деятельности, попадающих под лицензирование: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, деятельность по технической защите конфиденциальной информации, разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, деятельность по хранению и уничтожению химического оружия и др.

Не всегда лицензируемые виды деятельности совпадают с кодами ОКВЭД, некоторые виды деятельности, например, фармацевтическая деятельность, попадают сразу под несколько кодов по ОКВЭД.

Есть и другая сторона «взаимоотношений» ОКВЭД с лицензированием. Например, в ОКВЭД нет термина «конфиденциальная информация», но в законе № 99-ФЗ есть несколько лицензируемых видов деятельности в этой сфере, а в Классификаторе это совсем другие направления.

При осуществлении реальной деятельности по этим кодам ОКВЭД можно как иметь, так и не иметь доступа к конфиденциальной информации. В таких неоднозначных случаях ответить на вопрос, нужна ли юрлицу лицензия, смогут только лицензирующие органы после анализа конкретной ситуации, и желательно, чтобы полученный ответ ведомства был дан в письменной форме.

Это может защитить компанию от возможного штрафа. В любом случае в таких неоднозначных ситуациях нужно внимательно подходить к выбору кодов ОКВЭД.

Чем отличаются коды ОКВЭД, внесенные и не внесенные в ЕГРИП?

ЕГРИП содержит информацию о предпринимателе, в том числе сведения о кодах ОКВЭД, внесенных в Реестр. В случае изменения кодов возникает обязанность сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения в течение трех рабочих дней с момента изменения (п. 5 ст.

5 Закона о государственной регистрации).

Несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях, когда такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

К чему может привести неправильное указание или неправильный выбор кода ОКВЭД? Какие штрафы предусмотрены и за что их начисляют?

Неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ или об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию, в размере от 1 000 до 2 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Коды ОКВЭД в Реестрах должны четко соответствовать проводимым сделкам. К налоговым последствиям могут привести как недостающие виды деятельности, так и лишние.

Если код ОКВЭД не соответствует виду закупаемых товаров, то инспекторы могут снять вычет НДС. К примеру, у компании в собственности есть транспортное средство, но заявленные коды ОКВЭД не предполагают использование или продажу транспорта.

Другой вариант, если компания работает на ЕНВД, но кроме видов деятельности, попадающих под этот налоговый режим, за компанией в ЕГРЮЛ закреплены и другие коды, попадающие под общий режим налогообложения.

В этом случае налоговые инспекторы могут потребовать декларации по всем основным налогам, помимо отчета по ЕНВД. Таким образом, компании придется ежеквартально представлять нулевые отчеты по НДС и налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Непредставление налоговых деклараций влечет за собой наложение штрафа в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Кроме того, от указанного основного вида деятельности организации или ИП зависит тариф взносов на травматизм — ФСС определяет класс профессионального риска компании. Каждому классу соответствует свой тариф взносов на травматизм, и чем выше класс риска, тем больше будет ставка страхового тарифа.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Узнать больше

Чем отличается новая редакция классификатора ОКВЭД?

В настоящий момент действует одна редакция классификатора видов экономической деятельности – ОКВЭД 2 (КДЕС Ред. 2), предыдущие редакции утратили свою силу с 1 января 2017 года.

Новая редакция ОКВЭД 2 применяется налоговыми органами при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 11 июля 2016 года. По формам отчетности ОКВЭД 2 стал применяться с января 2017 года.

Новый классификатор ОКВЭД 2 заметно отличается от своего предшественника: он более подробный, что позволяет точнее определить вид деятельности компании или индивидуального предпринимателя.

Зачем нужно подтверждать код ОКВЭД в ФСС? Как это сделать?

Компании обязаны подтверждать свой основной вид деятельности в ФСС. На основании данных сведений ФСС определяет класс профессионального риска, а также устанавливает тариф взносов на травматизм.

Основной вид деятельности необходимо было подтвердить не позднее 15 апреля года, на который ФСС устанавливает тариф.

Так как в 2018 году 15 апреля был выходным, крайний срок подтверждения по правилам был перенесен на ближайший рабочий день — 16 апреля.

На основании расчетов в территориальное подразделение ФСС подается справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, а также заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности.

Вид деятельности будет признан основным на текущий год, если ему соответствует наибольший удельный вес в доходах компании.

В том случае если наибольший вес имеют несколько видов деятельности, то основным видом деятельности будет тот, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска.

Как сообщить в налоговую об изменении вида деятельности?

Индивидуальные предприниматели сообщают налоговым органам о добавление или исключении видов деятельности по форме P24001.

Компаниям, прежде чем вносить изменения, необходимо проверить Устав. Если перечень видов деятельности в Уставе является открытым, то вносить изменения в Устав нет необходимости. В этом случае компания сообщает об изменениях по форме P14001.

Если же новые коды ОКВЭД не подходят к указанным в уставе видам деятельности, а устав не содержит указание на то, что общество вправе осуществлять иные незапрещенные законом виды деятельности, то в этом случае необходимо внести изменения в устав по форме P13001, также необходимо уплатить пошлину в размере 800 руб.

Источник: https://kontur.ru/articles/5121

Ответственность за деятельность, не предусмотренную уставом

Осуществляет деятельность не указанную в уставе что будет</span>» width=»300″ height=»131″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Ответственность за деятельность, не предусмотренную уставом</p><p>Какая ответственность предусмотрена для налогоплательщика за осуществления деятельности, не предусмотренной уставом юрлица?</p><p>Правда ли, что это будет одним из оснований для вынесения судом решения о прекращении юридического лица?</p><p>Вопрос поступил на редакционную почту</p><p>ОТВЕТ: На первый взгляд, все вроде бы так. Такая норма на самом деле содержится в абз. 3 ч. 2 ст. 38 Закона о госрегистрации. Вместе с тем, по нашему мнению, такой грустный финал, как прекращение юрлица по указанному основанию, за редкими исключениями, практически невозможен. Объясним почему.</p><p>На практике под деятельностью, противоречащей учредительным документам, как правило, принято понимать один из двух вариантов: или предприятие (другое юрлицо) занимается деятельностью, не предусмотренной в уставе (другом учредительном документе), или же его деятельность не приносит прибыли (есть убытки или нет текущей деятельности вообще), вопреки указанию в уставе такой цели, как получение прибыли.</p><p>Сначала общее замечание: нормативка содержит не одну норму, которая отстаивает право на свободу хоздеятельности. Так, в ч. 1 ст. 19 ХКУ определено: субъекты хозяйствования имеют право без ограничений осуществлять хоздеятельность, не противоречащую законодательству.</p><p>Но при этом перечня запрещенной законодательством хоздеятельности не существует в целостном виде как единого списка.</p><blockquote><p> Можно условно считать, что к нему относятся те виды деятельности, за которые установлены санкции в КоАП и УКУ Понятно, что эти акты предусматривают ответственность конкретных физлиц, но из них же можем почерпнуть и то.</p></blockquote><p> что при случае расценят как нарушение в сфере хоздеятельности. А за пределами соответствующих табу — вольному воля.</p><p>Подчеркнем: вопреки довольно распространенному стереотипу неправомерно, по нашему мнению, говорить, что субъект хозяйствования должен заниматься только теми видами деятельности, которые названы в его учредительных документах. А если, мол, хочет делать что-то новое, то должен прежде всего внести изменения в устав и справку органов статистики.</p><p> Хотим заверить: действующее законодательство для преимущественного большинства юрлиц такого требования не содержит. Этого не требуют ни ГКУ ни ХКУ а также нет такого императива в Законах о хозобществах и госрегистрации.</p><blockquote class=

Тем более что в уставах предприятий часто прописывают свое право «заниматься другими видами деятельности, не запрещенными законодательством».

Исключений будет два. Во-первых, это будет кооператив. Ведь в его уставе должен быть исчерпывающий перечень видов его деятельности (абз. 3 ч. 2 ст. 8 Закона о кооперации). Во-вторых, на практике положения ч. 2 ст. 5 Закона о ВЭД1 трактуют как обязательное требование о закреплении внешнеэкономической деятельности в уставе предприятия, которое хочет ею заниматься.

Теперь непосредственно о прекращении юрлица из-за его деятельности, выходящей за рамки закона. Согласно ст. 247 ХКУ при осуществлении субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей закону или учредительным документам, к нему может быть применена административно-хозяйственная санкция в виде отмены госрегистрации этого субъекта и его ликвидации.

Применение данной санкции согласно ч. 1 ст. 238 ХКУ направлено на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хоздеятельности.

То есть инициатору наказания для предприятия следует не ограничиваться общими фразами, а обоснованно доказать, что имел место факт нарушения правил осуществления хоздеятельности.

Но на самом деле не окончательно понятно даже то, кто именно может подавать соответствующие иски: органы доходов и сборов, местные органы исполнительной власти (райгосадминистрации) или органы местного самоуправления (исполкомы сельских, поселковых, городских советов), или прокуратура в интересах кого-то из названных субъектов. В судебной практике встречаем каждый из этих вариантов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.

110 ГКУ юрлицо ликвидируется по решению суда о признании судом недействительной его госрегистрации из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

Требование о ликвидации юрлица на этих основаниях может предъявить в суд орган, осуществляющий госрегистрацию, участник юрлица, соответствующий орган госвласти в случаях, установленных законодательством.

Вынуждены отметить: судебная практика по данному вопросу довольно непостоянная и неоднозначная.

Скажем, Высший административный суд Украины в одном случае вообще заявил, что: налоговые органы вправе обращаться с требованием о прекращении субъектов хозяйствования только в случае, если основанием для иска является непредоставление таким субъектом в течение года налоговых деклараций, документов финотчетности по законодательству (определение от 24. 01. 12 г. № К-57941/ 09-С). То есть если согласиться с этим аргументом, орган доходов и сборов не может просить суд ликвидировать предприятие из-за осуществления деятельности, противоречащей законодательству.

По состоянию на сегодня имеем пп. 20. 1. 37 НКУ который дает органам доходов и сборов право обращаться в суд относительно прекращения юрлица и/или о признании недействительными учредительных (учредительских) документов субъектов хозяйствования. Но, как видите, слуги Фемиды по-разному решают вопросы, когда же такое право налоговики могут применять.

Интересно, что до сих пор не отменены и не отозваны Методические рекомендации относительно взаимодействия (ориентировочного алгоритма действий) органов государственной налоговой службы при отмене государственной регистрации субъектов хозяйствования, аннулировании свидетельства плательщика НДС (в т. ч.

путем процедуры банкротства и/или отмены государственной регистрации), которые были направлены в органы доходов и сборов письмом ГНАУ от 30. 07. 10 г. № 15371/7/10-3017. Из них можем узнать, как именно налоговики будут аргументировать незаконность или неуставность деятельности предприятия.

В частности, эти Методрекомендации советуют предъявлять суду документы, которые подтверждают постоянное ведение деятельности, противоречащей учредительным документам или запрещенной законом.

А именно — соглашения, документальные подтверждения их реализации, письменные пояснения участников юрлица, справки (письма) органов государственной власти или управления, акты проверки, судебные решения, которыми установлен факт недействительности заключенных и реализованных соглашений по основаниям противоречия закону или учредительным документам (при их наличии) и т. п.

Что же делать, если налоговики таки отважатся атаковать ваше предприятие иском о прекращении, мотивируя это «неправильной» деятельностью? Если не усматриваете за собой ничего противозаконного — защищайтесь. В частности, подайте возражение против административного иска налоговиков.

Аргументами в защиту субъекта хозяйствования от обвинений в осуществлении не предусмотренной уставом деятельности послужат, в частности, получение им лицензий, других необходимых разрешений уполномоченных органов государственной власти и/или местного самоуправления, прохождение проверок (других мероприятий госнадзора) и т. п.

Если же к предприятию будут выдвигать претензию относительно отсутствия прибыли, то всегда можно отбиваться, ссылаясь на то, что этот факт является лишь недостижением в определенный период цели деятельности предприятия, а не доказательством осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам, или противоречащей закону.

Не лишним будет напомнить, что налоговые декларации предусматривают возможность получения субъектом хозяйствования как положительного, так и отрицательного объекта налогообложения. То есть государству априори известно, что при осуществлении хоздеятельности соответствующий субъект может понести убытки.

Остальные аргументы будут зависеть от того, что именно указал фискальный орган в своем иске.

А ключевое в данном вопросе — будьте уверены, что в осуществлении прямо не запрещенной деятельности нет ничего плохого, а значит, ее под силу отстоять от предъявления претензий контролеров.

Богдан СВИРЖСКИЙ, юрист газеты «Все о бухгалтерском учете»

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины.

2. КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.

3. УКУ — Уголовный кодекс Украины.

4. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины.

5. Закон о ВЭД — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16. 04. 91 г. № 959-ХН.

6. Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15. 05. 03 г. № 755-ІУ

7. Закон о кооперации — Закон Украины «О кооперации» от 10. 07. 03 г. № 1087-ІУ

8. Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19. 09. 91 г. № 1576-ХІІ.

1 Согласно ему юрлица вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии со своими учредительными документами с момента обретения ими статуса юрлица.

Источник: http://advocat-cons.info/index.php?newsid=21333

Вс не разрешил ликвидировать нко за невключение в реестр иноагентов

Осуществляет деятельность не указанную в уставе что будет</span>» width=»300″ height=»204″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Контекст</p><p>Минюст включил «Объединение перевозчиков России» в реестр НКО-иноагентов</p><p>Верховный суд (ВС) РФ объяснил, какие именно нарушения в деятельности общественной организации могут считаться грубыми ошибками и являться причиной для принятия к ней самого сурового решения — ликвидации. Высшая инстанция опубликовала мотивировочное решение по делу об отказе ликвидировать межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА).</p><p>ВС подчеркнул, что несоответствие устава нормам закона или нарушение его положений, невключение организации в реестр иноагентов и другие недостатки в работе общественных объединений не могут сами по себе являться причиной их закрытия.</p><p>Наказание для НКО и профсоюзов должно быть адекватным и соразмерным проступку. Если промахи объединений не привели к негативным и необратимым последствиям для социума, то им нужно дать шанс устранить нарушения, а не применять самую жесткую меру в виде ликвидации, отмечает высшая инстанция.</p><p>Городской суд Санкт-Петербурга 10 января ликвидировал МПРА по иску прокурора города, который, в частности, утверждал, что организация вела политическую деятельность и являлась иностранным агентом.</p><p> Председатель «Рабочей ассоциации» Алексей Этманов заявлял, что в ликвидации профсоюза заинтересованы крупные автопредприятия.</p><p> За объединение вступался Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.</p><p>https://www.youtube.com/watch?v=nAw48X38CF4</p><p>Верховный суд РФ 22 мая отменил решение о ликвидации профсоюза, который объединяет рабочих более 16 автопредприятий, является членской организацией Конфедерации труда России (КТР) и глобального профсоюза IndustriALL. МПРА, в частности, знаменит организацией нескольких забастовок на заводе «Форд» во Всеволожске и борьбой против введения нового дорожного налога «Платон».</p><p><strong>Грубые нарушения</strong></p><p>Высшая инстанция в определении напомнила о положениях своего пленума № 64 от 27 декабря 2016 года, когда она акцентировала внимание судов на том, что они не вправе самостоятельно изменять правовые основания административного искового заявления.</p><p>Например, суд не может сам определять, что нарушения закона были грубыми, если уполномоченный орган их таковыми не расценивал.</p><blockquote class=

ВС указал, что законодатель действительно считает работу юридического лица с нарушениями Конституции либо неоднократными и грубыми нарушениями закона основанием для его ликвидации.

Между тем правовые акты не устанавливают перечень таких грубых нарушений.

Пленум ВС РФ предлагает расценивать таковыми действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти. А также призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубыми нарушениями могут считаться поступки, создающие реальную угрозу или повлёкшие причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства, а также нарушения, которые невозможно устранить законным способом.

Таким образом, несоответствие отдельных положений устава организации требованиям федерального закона не может считаться грубым и неустранимым нарушением, подчеркивает ВС РФ.

«Судебная коллегия, признавая верным вывод суда первой инстанции о несоответствии отдельных положений Устава требованиям федерального законодательства, считает ошибочным позицию об осуществлении административным ответчиком деятельности с грубыми и неустранимыми нарушениями федерального законодательства», — говорится в определении.

Возможность исправить ошибки

ВС также отметил, что суды должны анализировать, являются ли допущенные организациями ошибки неустранимыми, или их можно легко исправить. Если препятствий для устранения нарушений нет, то нельзя и расценивать их как грубые, подчеркивает высшая инстанция.

Например, особенностью профсоюза является объединение граждан, прежде всего связанных общими производственными и профессиональными интересами в конкретных отраслях или видах экономической деятельности. И законодатель обязал их указывать в уставе категории и профессиональные группы объединяемых граждан, а также территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность.

«Рабочая ассоциация» же не указала конкретные отрасли или виды экономической деятельности, которые объединяют ее членов, а также неправильно определила территориальную сферу своей деятельности.

Однако и эти нарушения, по мнению ВС РФ, нельзя расценить как грубые.

«Несоответствие Устава Федеральному закону № 10-ФЗ, невнесение в Устав данных об изменении места нахождения организации, указание на титульном листе Устава неверной даты его утверждения нельзя расценить как грубые и неустранимые нарушения. Следовательно, эти нарушения не могли повлечь ликвидацию административного ответчика», — говорится в определении.

ВС отмечает, что все эти нарушения могут быть устранены законным способом, а именно путём внесения в устав изменений, объективных препятствий для этого не имеется.

Иноагент и политика

Столь же лояльно высшая инстанция относится и к игнорированию требования о внесении в реестр организаций-иноагентов: суд отмечает, что такое нарушение тоже не является грубым, так как не создаёт реальной угрозы общественному порядку и безопасности.

«Судебная коллегия считает, что такое нарушение, как необращение некоммерческой организации с заявлением о внесении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нельзя признать грубым, влекущим ликвидацию организации, поскольку вопреки утверждению административного истца само по себе неисполнение положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях и части 6 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ не создаёт реальную угрозу общественному порядку и безопасности», — говорится в определении.

Судебная коллегия исходит из правовой позиции Конституционного суда, изложенной в постановлении от 14 апреля 2014 года № 10-П, согласно которой положения абзаца второго пункта 7 статьи 32 закона о некоммерческих организациях и части 6 статьи 29 закона № 82-ФЗ по своему смыслу и предназначению направлены, прежде всего, на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности с целью оказания воздействия на государственную политику и формирование общественного мнения.

При этом закон даёт право уполномоченному органу самому включить организацию в реестр иностранных агентов (пункт 7 статьи 32 ФЗ «О НКО»).

ВС констатировал, что «Рабочая ассоциация» до рассмотрения дела в ВС РФ так и не была включена в реестр иноагентов, а прокуратура не представила доказательств наступления реальных негативных последствий, возникших в результате неисполнения этой обязанности.

Противоречие уставу

Самостоятельным основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица является систематическое осуществление общественной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (подпункт 4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ), напоминает ВС. Уставом МПРА установлены цели его деятельности — представление и защита социальных и трудовых прав и интересов членов профсоюза (пункт 2.1).

Прокурор посчитал нарушением устава три публикации на официальном сайте ответчика: статей «Платон нам не друг», «Импортозамещение превращается в пошлый водевиль», а также петиции в поддержку кампании по внесению поправок в статью 134 Трудового кодекса РФ.

При этом ещё суд первой инстанции счёл, что призыв поддержать петицию уставной деятельности профсоюза не противоречит, а два несоответствия уставу невозможно считать систематическими нарушениями, отмечает ВС. 

«Таким образом, суд первой инстанции установил два факта осуществления Межрегиональным профсоюзом деятельности, не соответствующей целям и задачам общественного объединения. Следовательно, отсутствует такой обязательный признак названного нарушения, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, как систематичность», — говорится в решении. 

Пленум ВС № 64 от 27 декабря 2016 года разъяснил, что под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершённое вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий, за период не более трёх лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (пункт 28), напоминает ВС. 

Адекватность наказания

Судебная коллегия отмечает, что, несмотря на допущенные объединением нарушения законодательства, которые ошибочно судом квалифицированы как грубые и неустранимые, профсоюз не может быть ликвидирован, поскольку сами по себе ошибки в работе не являются безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан.

Наказание должны быть адекватным и соразмерным допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям, указывает ВС.

Он также сослался на позицию КС, который, проверяя конституционность статьи 61 ГК РФ, назвал неоднократность нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов формальным основанием, констатировав, что отсутствие конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что для применения данной санкции достаточно установления только факта неоднократности нарушений.

«Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду — с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц», — указывается в постановлении КС от 18 июля 2003 года № 14-П.

Пленум Верховного суда в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года № 25 также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям, отмечает высшая инстанция.

«При рассмотрении административного иска о ликвидации общественного объединения следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели)», — подчеркивает ВС.

Алиса Фокс 

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20180609/282951380.html

Advokat25
Добавить комментарий