Ответственность несет централизованная бухгалтерия

Содержание
  1. Ответственность бухгалтерской фирмы за ведение учета
  2. Отказ исполнителя от ответственности
  3. Кто несет ответственность при бухгалтерском аутсорсинге
  4. Ответственность бухгалтерской фирмы
  5. Может ли бухгалтерская фирма отказаться нести ответственность?
  6. Письмо Минфина России от 18 января 2017 г. N 02-08-05/1949 Об особенностях передачи ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии
  7. Проверка деятельности централизованных бухгалтерий, обслуживающих учреждения — Audit-it.ru
  8. Лица, наделенные правом подписания первичных учетных документов
  9. Лица, наделенные правом подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности
  10. Проверка деятельности централизованной бухгалтерии
  11. Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года
  12. Основополагающие документы
  13. Бухгалтерский аутсорсинг: кто и как несет ответственность
  14. За что исполнитель несет ответственность при частичном аутсорсинге
  15. Может ли аутсорсер отказаться нести ответственность
  16. В качестве заключения

Ответственность бухгалтерской фирмы за ведение учета

Ответственность несет централизованная бухгалтерия</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /><br /> 08.06.2018</p><p>Аутсорсинг бухучета имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, он позволяет значительно снизить затраты на организацию, ведение учета, содержание непродуктивного персонала. Во-вторых, обеспечивает профессиональный подход к решению актуальных учетных задач. В-третьих, аутсорсинг бухгалтерии снимает с повестки дня вопрос подготовки, сдачи отчетов.</p><p>Но, как и в любой другой деятельности, здесь не обходится без рисков. Руководители компаний, передавая бухучет на аутсорсинг, опасаются ошибок, которые может совершить исполнитель, и, конечно, связанных с ними расходов. Давайте разберемся в вопросе ответственности аутсорсера и в том, кому и за что придется платить в случае возникновения учетной ошибки.</p><p>Ответственность бухгалтерской фирмы может быть разной. Определяется она прежде всего форматом обслуживания и объемом оказываемых услуг.</p><p>При полном аутсорсинге (сопровождении бухучета, абонентском бухгалтерском обслуживании) оказание услуг осуществляется в три этапа. Первый предусматривает первичную обработку информации о финансово-хозяйственных операциях компании-заказчика. Второй этап является аналитическим. Третий включает расчет налоговых обязательств. Фактически последний этап определяет качество аутсорсинговых услуг.</p><p>На каждом из указанных выше этапов бухгалтерская фирма несет ответственность за:</p><ul><li><b> соблюдение сроков реализации функций (несвоевременное выполнение, невыполнение, ошибочное выполнение взятых на себя обязательств);</b></li><li><b>правильность отражения фактов хозяйственной деятельности компании-заказчика в учете;</b></li><li><b>соблюдение сроков представления отчетности в контролирующие организации;</b></li><li><b>сохранность полученной документации (бухгалтерской первички, налоговых документов, писем и предписаний от ФНС и т.п.).</b></li></ul><p>Согласно условиям типового договора с аутсорсером, если его действия или бездействие нанесли компании-заказчику ущерб, этот ущерб должен быть компенсирован.</p><p> Иными словами, за ошибки в учете, отчетности, нарушение правил коммуникации с контролирующими структурами юридически и материально отвечает исполнитель.</p><p> Компенсируются все без исключения санкции (пени, штрафы), если они возникли по вине бухгалтерской фирмы.</p><blockquote class=

Рассмотрим ситуацию на примере. Компания передает бухучет на аутсорсинг. Аутсорсер, обрабатывая первичку, допускает ошибку. Эта ошибка отражается в отчетности. Налоговая при проведении камеральной проверки выявляет ошибку, выставляет налогоплательщику штраф. Расходы по его погашению ложатся на бухгалтерскую компанию. Заказчик не несет дополнительных расходов.

Что делать, если вам позвонили из налоговой с претензиями на предмет достоверности, полноты данных в отчетах, несдачи деклараций или несвоевременной их сдачи? Переадресовывайте претензии аутсорсеру. Бухгалтерская компания, по условиям договора, обязана дать объяснения и компенсировать все санкции.

Частичный аутсорсинг сегодня тоже широко распространен. Передавая на внешнее управление отдельные участки бухучета, необходимо четко понимать, за что и как будет нести ответственность исполнитель.

Чаще всего бухгалтерской компании передаются:

  •  обработка первички;
  • начисление зарплаты и расчет зарплатных налогов;
  • составление, сдача отчетности.

Если у налоговой возникают претензии к налогоплательщику, последнему необходимо разобраться в том, по чьей вине возникли ошибки в учете. Если они касаются участков, переданных на внешнее управление, претензии переадресовываются аутсорсеру.

Следует отметить, что процессинговый (частичный) аутсорсинг учета не включает аналитическую функцию.

То есть в обязанности исполнителя не входит проверка законности, правильности оформления финансово-хозяйственных операций и отражения их в учете.

Также аутсорсер не уполномочен квалифицировать факты хозяйственной жизни организации. Он не сопоставляет экономический смысл таких фактов с учетной первичкой.

Приведем простой пример. Компания передала на аутсорсинг сдачу отчетности. При этом она оставила за собой функцию обработки первичной документации. В сданной отчетности обнаружилась ошибка.

И эта ошибка возникла по причине неправильной обработки первичных данных. Проверка этой информации в функции исполнителя не входила.

Соответственно, ответственность за ошибку ложится на заказчика бухгалтерских услуг, то есть на самого налогоплательщика.

Другой пример на тему процессингового аутсорсинга. Налоговая предъявляет претензии к качеству отчета. При детальном рассмотрении ситуации выясняется, что первичные данные были правильными.

А при составлении отчета аутсорсер допустил ошибку. Здесь ответственность – за исполнителем.

Он обязан компенсировать все санкции, примененные налоговиками к налогоплательщику (заказчику бухгалтерской услуги).

Отказ исполнителя от ответственности

Каждого заказчика бухгалтерских услуг волнует вопрос: может ли исполнитель отказаться нести ответственность за ошибки в учете? Практика показывает, что такие случаи – большая редкость. Конечно, если речь идет о секторе профессионального бухгалтерского аутсорсинга и компаниях, которые дорожат своей репутацией.

Но от возникновения спорных ситуаций не застрахован никто. Что делать, если исполнитель не признает своей вины, а вы считаете, что он однозначно должен компенсировать санкции налоговой? Начните разрешение спора в претензионном порядке. Если претензия не удовлетворена, обращайтесь в суд.

Передача бухучета на аутсорсинг не отменяет юридической ответственности заказчика как налогоплательщика, работодателя. Выделяют 4 зоны такой ответственности. Прежде всего, это обеспечение законности хозяйственной деятельности.

То есть оформление бизнеса и способ его ведения должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

Если в законности деятельности заказчика бухгалтерских услуг у аутсорсера возникают сомнения, он имеет полное право отказать в процессинговом или абонентском обслуживании.

Также заказчик несет ответственность за организацию бухучета, налогового и кадрового учета. В практической плоскости это означает, что отвечать перед контролирующими структурами будет налогоплательщик, работодатель. Но если функции организации и/или ведения учетов переданы сторонней организации и с ней заключен грамотный договор, то аутсорсер несет ответственность перед заказчиком.

Третья зона ответственности заказчика бухгалтерских услуг – исполнение обязательств налогоплательщика. Аутсорсер может рассчитать, исчислить налоги. Но он не несет ответственности за то, уплачивает их заказчик услуг или нет.

Еще одна зона ответственности – хранение документов. Если функция передается на аутсорсинг, важно получить соответствующие гарантии от компании-исполнителя.

Источник: https://xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai/articles/bukhgalterskiy-autsorsing/otvetstvennost-bukhgalterskoy-firmy-za-vedenie-ucheta/

Кто несет ответственность при бухгалтерском аутсорсинге

Ответственность несет централизованная бухгалтерия</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Задумываетесь о том, чтобы сконцентрироваться на бизнесе, а непрофильные функции, в частности бухгалтерский учет выделить на аутсорсинг? Это решение, требующее перестройки части бизнес-процессов вашей компании и в некоторых случаях предоставляющее ей существенные преимущества.</p><p>Прежде чем сделать этот важный шаг руководитель должен выяснить, кто несет ответственность за неточности, ошибки в бухгалтерском учете, и кто будет покрывать расходы, связанные с этими ошибками. Об этом расскажем в нашем материале.</p><h3> Кто несет ответственность за бухгалтерский учет в компании</h3><p>Напомним, в первую очередь ответственность за ведение бухучета в компании ложится на плечи руководителя.</p><p> И уже потом спросят с финдира, главбуха, бухгалтерской компании, которой передан учет, и иных лиц, причастных к ситуации.</p><p> Поэтому и санкции фискальные органы прежде всего предъявляют юридическому лицу и генеральному директору лично. Данное положение предусмотрено п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ и п. 6 приказа Минфина от 29 июля 1998 года № 34н.</p><blockquote><p>К слову, санкции могут быть различными: от штрафа до реального срока. Что грозит руководителю компании, зависит от масштабов и продолжительности деяния.</p></blockquote><p> Конечно, законодательство предусмотрело, что и главбух отвечает за свои ошибки, подробнее об этом мы рассказывали здесь.</p><p> Но статистика последних лет свидетельствует о том, что количество возбужденных дел за налоговые правонарушения растет, доля же привлеченных главбухов все так же ничтожна.</p><h3> Можно ли переложить всю ответственность на аутсорсера</h3><p>По закону за ошибки в учете отвечает непосредственно сама организация. Другой вопрос: как снизить «градус» этой самой ответственности? При каком способе организации учета генеральный директор может максимально себя обезопасить: штатная бухслужба, бухгалтер-фрилансер, бухгалтер по договору ГПХ или специализированная компания?</p><p>Оптимальным представляется вариант аутсорсинга. Но даже в случае передачи учета в полном объеме вовсе не означает, что весь груз ответственности переложен на провайдера.</p><p><iframe title=

Ответственность клиента бухгалтерской компании предусмотрена за невыполнение/ некорректное выполнение ряда обязанностей:

  • правильность регламентированного учета налогов;
  • своевременное перечисление налоговых платежей (напомним, за неуплату налогов и сборов установлена административная ответственность, при особо крупной недоимке виновному лицу грозит уголовная ответственность. Отвечать за придется не только руководителю компании, но и бухгалтеру, финансовому директору или иному лицу, чья вина будет доказана. Бухгалтерская компания не несет ответственность за неуплату налогов клиентом);
  • обеспечение надлежащего хранения бухгалтерских документов (документация может храниться у в офисе компании, либо в офисе аутсорсинговой или архивной организации. В любом случае ответственность за документы компании несет сама компания).

Таким образом, даже при заключенном договоре с бухгалтерской организацией (обычный договор возмездного оказания услуг (п. 2 ст.

779 ГК РФ), в случае обнаружения ошибок в бухгалтерском учете, штрафы и пени придется платить компании, в чьей отчетности была обнаружена ошибка.

Именно поэтому в договоре с бухгалтерской компанией нужно обратить особое внимание на пункт о компенсациях и учитывать при выборе аутсорсера наличие полиса страхования.

Ответственность бухгалтерской фирмы

Бухгалтер на аутсорсинге можно призвать к ответственности в нескольких случаях. Среди них:

  • несоблюдение сроков сдачи отчетности;
  • некорректное исчисление налогов;
  • потеря или нарушение целостности документа в результате неправильного архивирования.

Большинство бухгалтерских фирм заявляют, что несут ответственность за результат своей работы. Однако объемы этой ответственности сильно различаются.

Профессиональная ответственность 1С-WiseAdvice застрахована по расширенному перечню рисков и закреплена Договором. Мы — единственная компания на рынке, которая финансово отвечает перед клиентами в течение трех лет после сдачи последнего отчета. Даже в случае, если действие Договора на обслуживание уже закончилось.

Ответственность бухгалтерской компании за ошибки в учете, которые привели к претензиям ФНС, может быть ограничена в случае, если эти неточности были допущены по вине клиента. Привлечь к ответственности аутсорсинговую фирму не выйдет, если:

  • компанией-клиентом были предоставлены подложные документы;
  • предоставлены не все первичные документы;
  • клиент поздно перечислил налоги, хотя информация была доведена до него своевременно.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

На аутсорсинг передана подготовка и сдача отчетности. Бухгалтерской компанией был сделан неверный расчет налогов.

В случае, если были предоставлены качественные первичные документы, то ответственность за ошибку несет аутсорсер.

Если качественные первичные документы переданы не были, то ответственность за неверный расчет налогов несет клиент.

Наша компания добровольно расширила перечень страховых случаев, финансовая компенсация которых не является страховым случаем и осуществляется из личных средств 1С-WiseAdvice.

Узнайте пять причин передать бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice

Например, если допущены ошибки в платежных реквизитах для уплаты налогов, либо ошибки в статистической отчётности, то мы компенсируем штрафы и пени, возникшие в результате этих ошибок из собственных средств.

Пример 2

Общество с ограниченной ответственностью доверило аутсорсинговой фирме участок учета — расчет заработной платы и кадровое делопроизводство. Рассчитывая зарплату и межрасчетные выплаты сотрудникам клиента, провайдер допустил ошибки. Вина бухгалтерской компании очевидна.

Если возникли ошибки в расчетах заработной платы и зарплатных налогов из-за непредоставления (либо несвоевременного предоставления) клиентом информации о приеме/увольнении сотрудников. командировках, отпусках, больничных листах, то в этом случае очевидна ответственность клиента.

Пример 3

Общество с ограниченной ответственностью передало на аутсориснг бухгалтерский учет в полном объеме. В процессе обработки первичной документации бухгалтер допустил ошибку, которая отразилась на отчетности и была выявлена налоговой инспекцией.

https://www.youtube.com/watch?v=kLAig9aoNrc

В этом случае очевидна ответственность бухгалтерской организации, из-за ошибок которой заказчику были выставлены претензии. Согласно условиям договора аутсорсинговая компания должна компенсировать все санкции, возникшие по ее вине.

Бухгалтерская компания отвечает юридически и материально за неточности и ошибки, результатом которых стали претензии контролирующих органов к заказчику услуг. Она должна будет компенсировать все возникшие по ее вине штрафы и пени.

Может ли бухгалтерская фирма отказаться нести ответственность?

Солидная бухгалтерская компания дорожит своей репутацией и доверительными отношениями с клиентами. И в случае, если к заказчику были применены штрафные санкции по ее вине, она всегда компенсирует убытки.

Конечно, возможна ситуация, когда аутсорсер отказывается возмещать финансовые потери. В таких ситуациях можно попробовать взыскать убытки через суд. Но лучше еще на старте, до начала сотрудничества, получить максимум информации о потенциальном провайдере:

  • каким образом бухфирма намерена возмещать урон, причиненный действиями ее сотрудников/программного обеспечения, в каком объеме;
  • есть ли полис страхования профессиональной ответственности и какие риски он включает;
  • срок действия полиса (да, это важный пункт, ведь может получиться так, что срок действия полиса закончится через неделю после подписания договора);
  • сумма страхового покрытия.

При бухгалтерском аутсорсинге ответственность за корректное ведение учета лежит на самой организации и в случае появления претензий налоговых органов решать вопросы с ними будет сама компания. Однако аутсорсинговая фирма поможет отстоять позицию клиента в контролирующих органах, а также возместит штрафы и пени, которые возникли по ее вине.

Так, договор на ведение учета в нашей организации (передаваемого в наши руки полностью или частично) содержит пункты, указывающие, что мы компенсируем финансовые потери клиента, возникшие по вине специалистов 1C-WiseAdvice. Срок ответственности — три года с даты последнего отчета, даже в случае окончания срока действия договора.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kto-neset-otvetstvennost-pri-bukhgalterskom-autsorsinge/

Письмо Минфина России от 18 января 2017 г. N 02-08-05/1949 Об особенностях передачи ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии

Ответственность несет централизованная бухгалтерия</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.</p><p>В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:</p><p>предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;</p><p>просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;</p><p>жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.</p><p>Содержащийся в обращении вопрос (обращение по пояснению) не соответствует приведенным видам обращений, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.</p><p><iframe title=

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем, Департамент обращает внимание, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), руководитель любого экономического субъекта обязан организовать:

— ведение бухгалтерского учета;

— хранение документов бухгалтерского учета.

Согласно Закону N 402-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ и Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г.

N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе:

— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

— заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.

При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

Необходимо отметить, что централизованные бухгалтерии могут создаваться в форме бюджетного или казенного государственного (муниципального) учреждения.

Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета.

В настоящее время имеется широкая положительная практика ведения бюджетного (бухгалтерского) учета специализированными бухгалтериями, созданными в форме казенных государственных (муниципальных) учреждений.

В то же время, по мнению Департамента, данное решение должно быть экономически оправданно.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В соглашение следует включить требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ и приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер».

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций.

При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

По вопросу ведения учета на единой программной платформе, Департамент обращает внимание на положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие вопросы государственных закупок на контрактной системе.

Заместитель директор Департаментабюджетной методологиии финансовой отчетностив государственном секторе С.В. Сивец

Минфин России разъяснил, что руководитель любого экономического субъекта обязан организовать ведение бухучета; хранение документов бухучета.

Руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухучета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора. При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах своей компетенции, определяемой учредительными документами и контрактом.

В то же время, по мнению Министерства, данное решение должно быть экономически оправданно.

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством России не предусмотрена передача функций иному учреждению, в т. ч.

централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций.

При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

При ведении учета на единой программной платформе необходимо обращать внимание на положения Закона о контрактной системе, регулирующие вопросы госзакупок на контрактной системе.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71530420/

Проверка деятельности централизованных бухгалтерий, обслуживающих учреждения — Audit-it.ru

Ответственность несет централизованная бухгалтерия</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p><strong>Л. Магурина </strong></p><p>Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 2/2107</p><p>Проанализированы особенности оформления отношений между централизованными бухгалтериями и обслуживаемыми ими учреждениями, а также рассмотрены нарушения законодательства РФ, которые в своей деятельности допускаются централизованными бухгалтериями при ведении бухгалтерского учета обслуживаемых учреждений.</p><p>Любой субъект РФ, а также муниципальное образование вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого являются ведение бухгалтерского учета, формирование отчетности созданных ими учреждений (ст. 31 БК РФ, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184‑ФЗ).</p><p> При этом функции и полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и составлению отчетности государственных (муниципальных) учреждений подлежат передаче указанному специализированному учреждению. Отношения между учреждением и централизованной бухгалтерией регламентируются заключаемыми между ними договорами (соглашениями) (п.</p><p> 5 Инструкции № 157н, ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).</p><p> В рамках данной статьи рассмотрены особенности оформления отношений между централизованными бухгалтериями и обслуживаемыми ими учреждениями, а также нарушения законодательства РФ, которые в своей деятельности допускают централизованные бухгалтерии при ведении бухгалтерского учета обслуживаемых учреждений.</p><p>План мероприятий по передаче функций централизованной бухгалтерии, как правило, включает:</p><ul><li>издание распорядительного акта о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;</li><li>заключение соглашения о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;</li><li>определение лиц, наделенных правом подписания первичных учетных документов и отчетности;</li><li>утверждение правил документооборота между централизованной бухгалтерией и обслуживаемым учреждением;</li><li>назначение контактных лиц обслуживаемого учреждения и куратора учреждения в централизованной бухгалтерии;</li><li>создание копии учетных данных с составлением соответствующего акта передачи;</li><li>оформление доверенностей на представление интересов обслуживаемого учреждения в государственных органах (при необходимости);</li><li>инвентаризацию;</li><li>передачу дел от бухгалтерии обслуживаемого учреждения куратору учреждения централизованной бухгалтерии.</li></ul><p>Деятельность централизованных бухгалтерий является таким же объектом проведения проверок контрольно-ревизионных органов, как и деятельность любых других государственных (муниципальных) учреждений. Работа этих учреждений должна быть организована и проводиться в соответствии с требованиями законодательства РФ.</p><h3>Соглашение о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии</h3><p>Достаточно часто между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми ею учреждениями не заключается соглашение (договор) о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии.</p><p> Ведение бухгалтерского учета производится на основании распоряжения учредителя «О передаче функций по ведению бухгалтерского учета и отчетности муниципальных образовательных учреждений». Однако распоряжения в данном случае недостаточно. Требование о наличие соглашения (договора) о передаче учреждением ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии содержится в п.</p><blockquote class=

 5 Инструкции № 157н, ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Распоряжение органа власти субъекта РФ, муниципалитета о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии является основанием для заключения такого соглашения (договора), а не исключает создание названного документа.

Наличие договора (соглашения) о передаче функций ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии обязательно. В нем следует установить (письма Минфина РФ от 11.03.2016 № 02‑07‑05/13954, от 18.02.2016 № 02‑07‑05/9219):

  • регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения;
  • порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией;
  • порядок обмена электронными документами и сведениями;
  • порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
  • регламентацию организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета;
  • ответственность централизованной бухгалтерии за исполнение обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, за подготовку платежных документов и иные функции, предусмотренные переданными полномочиями;
  • требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям (устанавливаются в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»).

При проверке финансово-хозяйственной деятельности централизованной бухгалтерии работники контрольных органов запрашивают соглашения о функциях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии.

Лица, наделенные правом подписания первичных учетных документов

Правом первой подписи первичных учетных документов обладает руководитель учреждения, обслуживаемого централизованной бухгалтерией, поскольку именно он несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за совершение хозяйственных операций и организацию бухгалтерского учета.

Требование о подписании им первичных учетных документов установлено п. 7 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете и п. 8 Инструкции № 157н. Так, из п.

 8 Инструкции № 157н следует, что первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Поскольку законодательством РФ не установлены правила и порядок наделения правом подписи первичных учетных документов иных лиц учреждения, централизованной бухгалтерии, это прописывается:

  • либо в соглашении (договоре) о передаче учреждением ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии;
  • либо в положении о централизованной бухгалтерии (при этом в соглашении (договоре) о передаче учреждением функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии идет отсылка к данному положению).

Отметим, что работа централизованной бухгалтерии регламентируется положением, в котором устанавливаются:

  • задачи и обязанности;
  • функции и структура;
  • права и ответственность;
  • взаимоотношения с обслуживаемыми учреждениями.

Обычно положение о централизованной бухгалтерии содержит следующую информацию:

За руководителями обслуживаемых учреждений сохраняется право:

  • разрешать выдачу зарплаты работникам учреждений, стипендий учащимся;
  • утверждать документы инвентаризации, авансовые отчеты, первичные учетные документы;
  • получать авансы на хозяйственные и другие нужды;
  • расходовать материалы;
  • решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности.

Обслуживаемые учреждения обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые документы по графику документооборота, составленному главным бухгалтером и утвержденному руководителем учреждения.

Требования главного бухгалтера централизованной бухгалтерии в части порядка оформления и представления в бухгалтерию документов являются обязательными для всех работников обслуживаемых учреждений.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель обслуживаемого учреждения по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

Бухгалтерские документы подписываются руководителями обслуживаемых учреждений и иными лицами, уполномоченными на то руководителем учреждения по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

При проведении проверки деятельности централизованной бухгалтерии и выполнения ее работниками норм законодательства в части ведения бухгалтерского учета и составления отчетности работниками контрольных органов, проводящих проверку, обращается внимание на оформление первичных учетных документов и наличие в них подписи руководителя обслуживаемого учреждения и других лиц, перечень которых установлен руководителем обслуживаемого учреждения по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

Лица, наделенные правом подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В соответствии с п. 6 Инструкции № 191н и п.

 5 Инструкции № 33н в случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета, бюджетным (автономным) учреждением полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии бухгалтерская (бюджетная) отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном инструкциями № 191н и 33н и соглашением о передаче полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета. При этом бухгалтерская (бюджетная) отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского (бюджетного) учета (Письмо Минфина РФ от 16.11.2016 № 02‑08‑07/67181).

Проверка деятельности централизованной бухгалтерии

Объекты проверки финансово-хозяйственной деятельности централизованной бухгалтерии в целом такие же, как и у любого другого юридического лица. Среди них:

  • соблюдение кассовой дисциплины;
  • правильность расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • правильность ведения расчетов с подотчетными лицами;
  • правильность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
  • правильности начисления и выплаты заработной платы;
  • соответствие годового отчета об исполнении бюджета данным бухгалтерского учета.

В ходе контрольных мероприятий в отношении деятельности централизованных бухгалтерий выявляются нарушения, обычно характерные для деятельности любого государственного (муниципального) учреждения. Приведем некоторые из них.

Проверка расчетов с подотчетными лицами. В ходе выборочной проверки расчетов с подотчетными лицами часто выявляются следующие нарушения законодательства РФ.

В нарушение п. 214 Инструкции № 157 было выявлено, что при наличии за подотчетным лицом задолженности по ранее выданным денежным средствам ему были выданы под отчет денежные средства.

В нарушение положений учетной политики отдельных учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерии, авансовые отчеты по израсходованным подотчетным суммам составлялись и представлялись в централизованную бухгалтерию с нарушением срока. Например, согласно п. 3.

1 учетной политики Комитета культуры (приказ от 31.12.2014 № 25‑р) за выданные под отчет наличные деньги материально-ответственные лица отчитываются в течение 20 дней. Проверкой установлено нарушение установленного срока отчета за выданные под отчет средства.

Авансовый отчет по израсходованным суммам был представлен на два дня позже установленного срока сдачи. При этом сами авансовые отчеты оформлены с нарушением требований Приказа Минфина РФ от 30.03.

2015 № 52н (отсутствуют данные о выдаче аванса, израсходованной подотчетным лицом сумме).

В соответствии с п. 11 Инструкции № 157н регистры бухгалтерского учета (журналы операций) подписываются лицом, ответственным за его формирование. В нарушение данного пункта инструкции не подписан журнал операций расчетов с подотчетными лицами. Поскольку журнал операций составляет работник централизованной бухгалтерии, в нем должна стоять его подпись.

Проверка инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Согласно Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 перед сдачей годовой отчетности в учреждениях должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств (расчетов).

При инвентаризации расчетов проверяются обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения, и состояние дебиторской и кредиторской задолженностей.

Как показывают результаты проверки, централизованной бухгалтерией не всегда оформляются акты расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. При проверке актов сверок выяснилось, что по большинству контрагентов они не оформлены.

В нарушение ст. 9 Закона о бухгалтерском учете имеет место принятие централизованной бухгалтерией к учету недооформленных документов (на актах выполненных работ, оказанных услуг отсутствуют подписи и печать заказчика – обслуживаемого централизованной бухгалтерией учреждения).

Формы, заполняемые при инвентаризации, соответствуют формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н. При проведении проверки документации о проведенной в обслуживаемых централизованной бухгалтерии учреждениях инвентаризации достаточно часто выявляются следующие нарушения:

  • в инвентаризационных описях отсутствует расписка материально-ответственного лица, оформляемая до начала проведения инвентаризации (нарушение п. 2.4 методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ № 49);
  • в инвентаризационных описях отсутствует общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице (прописью) (нарушение п. 2.9 вышеупомянутых методических указаний). Также не указано значение «на сумму фактически» (прописью), предусмотренное формами описей.

Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы. Выборочная проверка правильности начисления и выплаты заработной платы показала, что при начислении заработной платы допускаются следующие нарушения:

  • выплата материальной помощи на лечение без наличия документов, медицинского учреждения, подтверждающих необходимость лечения. Согласно п. 3.5 положения о порядке предоставления материальной помощи одного из обслуживаемых централизованной бухгалтерий учреждений материальная помощь выплачивается при проведении лечения, требующего госпитализации, хирургического вмешательства в отношении как самого работника, так и его детей (в возрасте до 18 лет), находящихся на иждивении, при предъявлении медицинской справки. В нарушение данного положения на основании приказа руководителя учреждения была выплачена материальная помощь на лечение без наличия справок с лечебного учреждения. Ввиду отсутствия каких‑либо оправдательных документов лечебных учреждений указанные выплаты являются переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке;
  • выплата материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением работника учреждения при отсутствии такого основания в положении о порядке предоставления материальной помощи, действующего в обслуживаемом учреждении. Такие выплаты не обусловлены правовыми основаниями и являются переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке;
  • неправильный расчет отпускных, в результате которого была произведена переплата. При расчете отпускных в расчет была взята излишне выплаченная сотруднику в результате счетной ошибки заработная плата, которая в последующем была удержана у него.

* * *

В завершение отметим основные нарушения, которые могут быть выявлены работниками контрольных органов при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности централизованной бухгалтерии:

1) отсутствует соглашение о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

2) отсутствует подпись руководителя учреждения и (или) иных уполномоченных на то лиц в первичных учетных документах;

3) присутствуют нарушения в оформлении первичных учетных документов;

4) не соблюдается график документооборота между централизованной бухгалтерией и обслуживаемым учреждением;

5) не проводится инвентаризация перед составлением годовых форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

6) к учету принимаются недооформленные акты сверок расчетов;

7) показатели бухгалтерской (бюджетной) отчетности не соответствуют данным бухгалтерского (бюджетного) учета;

8) наличные денежные средства выдаются под отчет при наличии за подотчетным лицом задолженности по ранее выданным денежным средствам;

9) отсутствуют акты приема-передачи материальных ценностей при увольнении материально-ответственных лиц;

10) не соблюдаются сроки сдачи авансовых отчетов;

11) материальная помощь выплачивается на цели, не предусмотренные положениями о выплате материальной помощи;

12) материальная помощь выплачивается при отсутствии документального подтверждения основания для ее выплаты;

13) присутствуют ошибки в расчете отпускных.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/895649.html

Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года

Ответственность несет централизованная бухгалтерия</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Бюджетный учет, N 4, 2010М.Р.Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отделаФинансово-казначейского управления Зеленоградскогоадминистративногоокруга Департамента финансов города Москвы</p><p>Действующеезаконодательство возлагает на плечи руководителя бюджетногоучреждения право выбора метода ведения учета, одним из которыхявляется передача функций централизованной бухгалтерии.</p><p> В чемпринципиальное отличие данного метода от других? Каковы типичныенарушения, выявляемые контролирующими органами при проверкахцентрализованных бухгалтерий? Какова альтернатива данному методу?На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в даннойстатье.</p><p>Косновным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельностьцентрализованных бухгалтерий, относятся Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон «О бухгалтерском учете».</p><p>Согласно статье162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетныхсредств является ведение бюджетного учета либо передача наосновании соглашения этого полномочия иному государственному(муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).</p><p>Согласно пункту 2статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерскомучете» (далее — Закон N 129-ФЗ) руководители организаций могутпередать на договорных началах ведение бухгалтерского учетацентрализованной бухгалтерии.</p><p>Согласно пункту 5статьи 321_1 Налогового кодекса в бюджетных учреждениях,занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведетсяцентрализованными бухгалтериями в соответствии с положениямиглавы 25Налогового кодекса.</p><p> Декларации по налогу представляютсяцентрализованными бухгалтериями в налоговые органы по местунахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленномНалоговым кодексом.</p><p>Следует обратить вниманиена то, что действующая нормативная база в области организации иведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы одеятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало.</p><p> В связис чем возникают трудности как в работе самих централизованныхбухгалтерий, так и при их проверках.</p><p>Напомним, чтоцентрализованные бухгалтерии были созданы как специализированныеструктурные подразделения при органах государственной власти иорганах местного самоуправления, главных распорядителях ираспорядителях бюджетных средств.</p><p> В настоящее время большинствоцентрализованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц, своюпечать, бланки и имущество. Таким образом, вопрос оцентрализованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.</p><p>Основными документами,определяющими особенности функционирования централизованныхбухгалтерий, являются нормативно-правовой акт руководителя органаисполнительной власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления о создании ГУ «Централизованная бухгалтерия», атакже уставы этих учреждений.</p><p>Кроме того, каждаяцентрализованная бухгалтерия издает локальные акты,регламентирующие ее деятельность:</p><p>-приказы и распоряжения руководителя;</p><p>-коллективный договор;</p><p>-правила внутреннего трудового распорядка;</p><p>-положение о премировании;</p><p>-положение о предоставлении дополнительных платных услуг;</p><p>-приказ об учетной политике.</p><p>Основная функцияцентрализованных бухгалтерий — осуществление бухгалтерского учетапо отдельным статьям расходов государственных учреждений,принадлежащих тому или иному ведомству на основании договоров сэтими учреждениями о централизации расходов. Прикреплениегосударственных учреждений к централизованным бухгалтериямнаходится в компетенции отраслевых департаментов.</p><p> При этомпланирование и учет расходов бюджета и средств отпредпринимательской деятельности осуществляется в разрезе бюджетныхучреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджетапроизводится с единого лицевого счета по сводной сметецентрализованной бухгалтерии.</p><p>Централизованныебухгалтерии осуществляют работу по составлению и исполнению сметрасходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения смет расходови осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, засостоянием расчетов, сохранностью денежных средств итоварно-материальных ценностей, за правильным и экономнымрасходованием бюджетных средств, а также обеспечивают правильное исвоевременное составление периодической и годовой отчетности обисполнении бюджета.</p><p>При централизованномучете за руководителями бюджетных учреждений сохраняются правараспорядителей бюджетных средств. При этом они:</p><p>-заключают договоры на поставку товаров и оказание услуг;</p><p>-получают в установленном порядке авансы на хозяйственные и другиенужды или разрешают выдачу авансов своим сотрудникам;</p><p>-заключают трудовые соглашения;</p><p>-разрешают оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренныхсметой;</p><p>-расходуют в соответствии с установленными нормами материалы,продукты питания и другие материальные ценности на нуждыучреждения;</p><p>-подписывают документы, служащие основанием для выдачи денег,товарно-материальных и других ценностей, утверждают авансовыеотчеты подотчетных лиц, акты на списание в установленном порядкепришедшего в ветхость оборудования и инвентаря;</p><p>-получают от централизованных бухгалтерий необходимые справки исведения об исполнении сметы, а также разрешают другие вопросы,относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.</p><h3>Функции централизованной бухгалтерии</h3><p>Органами исполнительнойвласти субъекта, органами местного самоуправления может бытьустановлена различная степень централизации бюджетного учета длякаждого конкретного учреждения (рис.1).</p><p>Рисунок 1</p><p>Взависимости от выбранного способа централизованные бухгалтериивыполняют различные функции. Так, в случае с полной централизациейв обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатныхрасписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы несоздаются.</p><p> Первичные учетные документы по движению материальныхзапасов и других нефинансовых активов исполняются материальноответственными работниками учреждений. Проекты смет доходов ирасходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии наосновании данных, представленных руководителями учреждений илиструктурных подразделений.</p><p> При этом право подписи заявлений навыдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовыхотчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачузаработной платы сохраняется за руководителями учреждений.</p><p> Такаяформа централизации в настоящий момент является одной из самыхпопулярных, так как позволяет максимально минимизировать расходы(как денежные, так и временные) бюджетного учреждения.</p><p>Второй по популярностиформой централизации является передача части функций по ведениюбюджетного учета централизованным бухгалтериям.</p><blockquote class=

Например, расчеты споставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ,оказанию услуг, а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондамипо налогам и сборам.

В данном случае в штатные расписанияучреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которыхвходит подготовка не только первичной документации, но ибухгалтерских документов, служащих основанием для производстварасчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетныхведомостей документов, служащих основанием для списания стоимостииспользованных материальных запасов, и т.п.).

За централизованнойбухгалтерией в этом случае закрепляется право проверки правильностисоставления представленных документов, обоснованности применяемыхцен и тарифов, контроля за соблюдением установленногозаконодательными и нормативными актами порядка использованиябюджетных и иных средств учреждений.

Расчеты в безналичном порядке(включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам), а такжесоставление налоговой отчетности производятся централизованнойбухгалтерией.

Внекоторых случаях бюджетным учреждениям предоставлены максимальныеполномочия по ведению бюджетного учета, а централизованныебухгалтерии осуществляют учет лишь в части расходов, производимыхпо отдельным статьям сметы расходов. Как правило, это связано сситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иныхнефинансовых активов поставляются централизованно.

Последний видцентрализации представляет собой ведение бюджетного учетаучреждениями самостоятельно, а составление сводной бухгалтерскойотчетности органами исполнительной власти (органами местногосамоуправления) поручено централизованной бухгалтерии. Такойвариант удобен для упорядочения контроля за расходованием бюджетныхсредств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие своибухгалтерии, в этом случае передают бухгалтерскую отчетность вотраслевые централизованные бухгалтерии для составления своднойотчетности по району, городу, области.

Основополагающие документы

Проверка правильностиведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры набухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдениядоговорных условий. В договорах на обслуживание, как правило,определена степень централизации, основные задачи централизованнойбухгалтерии, права и обязанности сторон. Из этого документа ревизорчерпает основную информацию об объекте проверки.

Кроме функций,прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует правопервой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключаядоговор, может оставить за собой право первой подписи лишь поприносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения.

Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера илибухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного заобслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранногоспособа централизации.

Вторым моментом, накоторый обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическимруководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политикаимеет большое значение и для внешних пользователей. В частности,при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способыучета, закрепленные в ней. Четко и грамотно сформированная учетнаяполитика считается показателем высокой бухгалтерскойквалификации.

Государственная учетнаяполитика реализуется через Инструкциюпо бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008года N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет вучреждениях осуществляется также в соответствии с ЗакономN 129-ФЗ.

Пункт 3статьи 5 его гласит, что организации, руководствуясьзаконодательством о бухгалтерском учете, нормативными актамиорганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируютсвою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и другихособенностей деятельности.

На основании этих положений бюджетныеучреждения при наличии особенности в деятельности могут формироватьсвою учетную политику. При этом ответственность за формированиеучетной политики, ведение бюджетного учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несетглавный бухгалтер учреждения (п.2 ст.7Закона N 129-ФЗ).

При необходимостибюджетные учреждения вносят изменения в учетную политику наосновании статьи 6Закона N 129-ФЗ и статьи313 Налогового кодекса.

При наличии в учреждении учетнойполитики ревизор проверяет в ходе контрольных мероприятийправильность ее составления и утверждения в соответствии сзаконодательством:

-невнесение изменений в учетную политику;

-отсутствие перечня основных средств, на которые не наносятсяинвентарные номера;

-отсутствие рабочего плана счетов и порядка контроля захозяйственными операциями.

Особенностьфункционирования централизованных бухгалтерий заключается всложности взаимодействия с широкой сетью бюджетных учреждений.Именно поэтому для централизованной бухгалтерии крайне важноопределить порядок взаимоотношений с обслуживаемыми учреждениями. Всвязи с этим важным документом является график документооборота,при отсутствии или несоблюдении которого возникает большинствонарушений.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902213858

Бухгалтерский аутсорсинг: кто и как несет ответственность

Ответственность несет централизованная бухгалтерия</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p><strong>Эта статья предназначена для руководителей, которые уже решили передать бухгалтерию своей компании на аутсорсинг, или только оценивают перспективы такого подхода. В ней мы подробно расскажем о том, кто в случае аутсорсинга бухучета будет нести ответственность за допущенные ошибки и некачественно выполненную работу.</strong></p><p>Передача бухучета на аутсорсинг дает компании значительные преимущества. Такой шаг позволяет ощутимо сократить расходы на содержание бухгалтерии, обеспечить профессиональный подход к организации и ведению бухучета, снять с повестки дня проблему своевременной подготовки и сдачи отчетности.</p><p>Однако многих руководителей терзают сомнения по поводу ошибок, которые может допустить аутсорсер, и расходов, к которым эти ошибки могут привести. Попросту говоря, руководителей волнует, кто за эти ошибки будет платить. Давайте разберемся в этом вопросе.</p><h3>За что несет ответственность заказчик</h3><p>Заказчик несет юридическую ответственность за следующие моменты:</p><ul><li><strong>Законность хозяйственной деятельности</strong><br />Это значит, что ваш бизнес и способ его ведения должен быть полностью законными. Конечно, соблюдать закон или нарушать – это ваш личный выбор. Но добросовестная аутсорсинговая компания не станет браться за бухгалтерские дела компании, если есть сомнения в законности ее деятельности. А что касается недобросовестных аутсорсеров, то в этом случае повышается риск, что они вас в какой-то момент подведут</li><li><strong>Организация ведения бухгалтерского, налогового и кадрового учета</strong><br />По закону, это полностью ваша зона ответственности. Даже, если ошибки были допущены аутсорсером, отвечаете за них перед контролирующими органами вы. Однако если договор с аутсорсером составлен правильно, то аутсорсер отвечает перед вами</li><li><strong>Исполнение обязанностей налогоплательщика</strong><br />Аутсорсер не несет никакой ответственности за то, платите ли вы налоги или нет</li><li><strong>Организация хранения документов</strong><br />Ваша компания – ваша документация.Даже если она храниться у аутсорсера, вы несете за нее ответственность. Конечно, хранить ее в чужом офисе иногда гораздо удобнее. Но в таком случае необходимо получить от «хранителей» четкие гарантии, что с вашими документами ничего не случится. А если случится, то, каким образом потеря будет вам компенсирована – например, кто будет оплачивать восстановление документации.</li></ul><p><strong>Что говорит закон</strong></p><p>Ответственность за законность хозяйственной деятельности, организацию учета и исполнение функций налогоплательщика возлагается на руководителя экономического субъекта на следующем основании:</p><ul><li>Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»(вступил в силу с 1 января 2013 года)</li><li>Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н</li><li>Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 15. Общие положения обответственности за совершение налоговых правонарушений.</li></ul><h3>За что несет ответственность исполнитель при полном аутсорсинге</h3><p>Полный аутсорсинг – это, когда вы целиком и полностью передаете бухучет своей компании сторонней организации. Оказание таких услуг обычно делится на три этапа: первичная обработка информации, аналитика, расчет налоговых обязательств. Именно верный расчет налоговых обязательств можно считать основным результатом оказания услуг по аутсорсингу.</p><p><iframe title=

На каждом из этих этапов исполнитель несет фактическую ответственность за:

  1. ошибки и сроки, то есть за ошибочное выполнение, невыполнение или несвоевременное выполнение закрепленных за ним функций
  2. недостоверность, то есть за недостоверное отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета (в случае неверной квалификации смысла данного факта)
  3. нарушение сроков сдачи отчетности в контролирующие органы
  4. нарушение сроков предоставления документов, то есть за несвоевременное предоставление в органы ФНС документов в рамках камеральных налоговых проверок
  5. сохранность документации – первичной, бухгалтерской, налоговой и отчетной,которая находится у исполнителя по условиям договора.

Поэтому если аутсорсер нанес вам своими действиями материальный ущерб, он обязан этот ущерб компенсировать. Компенсации подлежат все санкции – штрафы, пени, которые возникли у вас по вине исполнителя.

Например, аутсорсер допустил ошибку во время обработки первичных документов. Это привело к ошибке в отчетности. Ошибка повлекла за собой штрафные санкции. Эти потери исполнитель вам и должен возместить.

Одним словом, если ваша бухгалтерия полностью отдана на аутсорсинг, и вам неожиданно позвонили с претензиями из налоговой, то вы имеете полное право тут же позвонить с претензиями в свою аутсорсинговую компанию.

За что исполнитель несет ответственность при частичном аутсорсинге

Аутсорсинг отдельных участков бухгалтерии или процессинговый аутсорсинг – это, когда часть бухучета ведете вы сами, а часть передаете сторонней организации. Обычно компании передают сдачу отчетности, начисление зарплат, обработку первичной документации.

В этом случае, если вам позвонили из налоговой с претензиями, то сразу переадресовать эти претензии исполнителю не получится. Сначала надо разобраться по чьей вине возникла проблема.

Дело в том, что при обслуживании в рамках процессингового аутсорсинга в обязанности исполнителя не входит аналитическая функция. Он не обязан проверять законность и правильность оформления ваших хозяйственных операций, осуществлять квалификацию фактов хозяйственной жизни вашей компании, сопоставлять экономический смысл этих фактов с первичными учетными документами.

Например, вы поручили аутсорсеру подготовку и сдачу отечности. Обработкой первички вы занимаетесь самостоятельно. В отчетности обнаружилась ошибка.

Когда вы начали разбираться в ситуации, то поняли, что причиной ошибки в отчетах послужила ошибка при обработке первичной документации. Исполнитель тут не при чем.

Он, можно сказать, воспринимал предоставленную вами информацию за чистую монету. А, повторимся, проверять эту информацию в его обязанности не входило.

Другое дело, если при абсолютно правильных исходных данных аутсорсер что-то напутал в отчете или нарушил сроки его сдачи. Тогда вы имеете все основания призвать его к ответственности.

Если же исполнитель все-таки оказался виновен, то он, как и в случае полного аутсорсинга, должен компенсировать вам весь материальный ущерб.

Может ли аутсорсер отказаться нести ответственность

Исполнитель, дорожащий своей профессиональной репутацией, обязательно предпримет все меры, чтобы не нанести ущерба заказчику. Но, к сожалению, как и в любой другой сфере деятельности, в аутсорсинге не исключены случаи недобросовестности.

Как правило, виновный исполнитель добровольно соглашается на компенсацию штрафных санкций заказчику. Если этого не происходит, то эти суммы заказчик может взыскать в порядке гражданского судопроизводства.

Не исключены спорные ситуации, когда каждая сторона отстаивает свою правоту. В таких случаях вопрос тоже решается в судебном порядке.

В качестве заключения

При аутсорсинге вы несете ответственность де-юре, а исполнитель – де-факто. Это значит, что в случае возникновения претензий в, допустим, налоговой или трудовой инспекции, ее представитель будет разговаривать с вами. Отправить инспектора разбираться с аутсорсером напрямую не получится.

Конечно, он может представлять ваши интересы в контролирующих органах, но с претензиями придется разбираться только непосредственно руководителю компании.

Однако после этого неприятного разговора, вы можете вызвать аутсорсера на ковер и спросить с него по всей строгости заключенного между вами договора.

Договор – очень важный момент. В нем должны быть отражены все тонкости ваших взаимоотношений с исполнителем. Максимально конкретно пропишите в договоре все услуги и степень ответственности за их исполнение. Это поможет вам избежать ситуации, когда никто ни в чем не виноват.

Источник: https://rsf-corp.ru/buxgalterskij-autsorsing-kto-i-kak-neset-otvetstvennost/

Advokat25
Добавить комментарий