Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи адвокатура

Адвокатура, как институт оказания квалифицированной юридической помощи

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи адвокатура</span>» width=»300″ height=»169″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Ведущую роль в оказании населению квалифицированной юридической помощи, а значит в защите прав и свобод человека и гражданина в индивидуально определенном деле играет адвокатура, организация и деятельность которой строится на основе Федерального Закона от 31.05.2002 г.</p><p> № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре), согласно ст.</p><p> 1 которого адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.</p><p>Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Несмотря на это задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества.</p><p>Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интереса одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и тем самым на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом. В отличие от общественных объединений, созданных на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», адвокатура выполняет государственно-значимую функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся к защите интересов не самих членов объединения, а неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами.</p><p>Следовательно, адвокатуре как особому инструменту гражданского общества присущ публично-правовой статус. Ведь адвокатура представляет интересы не своих членов, а неограниченного числа лиц, обратившихся за юридической помощью.</p><p> Адвокат — это лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Согласно ст.</p><blockquote class=

9, 11 и 26 Закона об адвокатуре для получения статуса адвоката необходим стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, либо стажировка в адвокатском образовании от одного года до двух лет, а также сдача квалификационного экзамена.

При этом адвокаты, в отличие от юрисконсультов, находясь организационно в адвокатских кабинетах, коллегиях, бюро и консультациях, без отношений соподчиненности с заказчиком и не будучи связанными со спецификой деятельности организации-работодателя, всегда имели и имеют более широкую область деятельности и возможность комплексного и нетрадиционного подхода к разрешению сложных проблем. Кроме того, адвокат, в силу принадлежности к адвокатскому сословию, имеет ряд законодательно закрепленных преимуществ перед остальными юристами. Например, адвокаты допускаются в качестве защитника в уголовном судопроизводстве. По определению или постановлению суда в качестве защитника наряду с адвокатами могут быть допущены один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Под адвокатами принято понимать особых субъектов гражданского общества, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, представляющих их интересы в государственных органах и общественных организациях. В сложившейся ситуации авторитет института адвокатуры как одного из элементов судебной системы (причем направленного на обеспечение прав и свобод человека и гражданина) стал неизбежно повышаться.

В развитие конституционной нормы в Законе об адвокатуре дано четкое определение основного направления адвокатской деятельности — оказание квалифицированной юридической помощи. Принятие Закона об адвокатуре юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций.

Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической помощи и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре, можно классифицировать на три группы:

1. Консультативно-претензионная деятельность: дача консультаций и справок по правовым вопросам в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

2. Представительская деятельность в суде (представительство интересов доверителя в судебных органах): в конституционном судопроизводстве; в гражданском и административном судопроизводстве; в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

3.

Представительская деятельность в иных государственных и негосударственных органах: в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; в налоговых правоотношениях. При этом адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

В Чеченской Республике надзор за деятельностью адвокатуры осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике, располагающееся по адресу: г. Грозный, пр. А.А. Кадырова, д.3/25.

Источник: https://to20.minjust.ru/ru/node/281666

Президент ФПА РФ: мы будем отстаивать свою позицию

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи адвокатура</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p><strong>Юрий Пилипенко, президент Федеральной палаты адвокатов РФ, доктор юридических наук, профессор</strong></p><p>На заседании 4 февраля Правительство РФ наконец одобрило давно ожидаемый нами законопроект об адвокатском запросе. Дмитрий Медведев в своем выступлении уделил ему особое внимание, назвав право адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, важным элементом состязательности сторон.</p><p>Доработка подготовленного Минюстом законопроекта продолжалась почти два года, Федеральная палата адвокатов подключилась к ней с самого начала.</p><p> При Минюсте была образована специальная межведомственная рабочая группа, согласование текста с государственными структурами проходило на площадке Правительства.</p><p> Наделение адвокатов новыми полномочиями силовые ведомства воспринимали как умаление собственных, поэтому процесс согласования был непростым. Представители ФПА отстояли многие важные для адвокатуры положения, но по некоторым позициям были вынуждены пойти на компромисс.</p><p>Тем не менее, даже в нынешнем виде законопроект, безусловно, направлен на усиление защиты и укрепление равенства сторон, потому что восполняет многие пробелы в регулировании института адвокатского запроса: вводит понятие адвокатского запроса; устанавливает круг лиц, которым запрос может быть адресован; определяет объем сведений, которые могут быть запрошены; содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении сведений; предусматривает внесение в Кодекс об административных правонарушениях дополнения об ответственности за неисполнение запроса.</p><p><iframe title=

Вместе с тем законопроект содержит некоторые положения, над которыми, на наш взгляд, стоит продолжить работу. В нем предусмотрена, например, ответственность за необоснованный запрос, что, на наш взгляд, ограничивает права защиты, по сравнению с обвинением.

Кроме того, как предлагается проектом, адвокату могут отказать в ответе, если закон относит запрошенные им сведения к информации с ограниченным доступом или государственной тайне. Укреплению равенства сторон это не способствует, потому что у стороны обвинения больше прав на доступ к таким сведениям.

Вызывает сомнения и продолжительность срока ответа на адвокатский запрос – 30 дней (при возможности продления еще на 30 дней).

Но в целом мы оцениваем законопроект положительно. Он является результатом большой и кропотливой работы Правительства, Минюста, ФПА, заинтересованных государственных органов и направлен на повышение гарантий реализации права на получение квалифицированной юридической помощи.

К таким гарантиям относятся, например, включенные в законопроект положения о праве адвоката на проход в здание суда при предъявлении удостоверения, о праве Федеральной палаты адвокатов РФ обращаться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.

Мы считаем эти предложения очень важными для адвокатуры, так же как и содержащиеся в проекте нормы о статусе и полномочиях Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам.

Необходимость ее создания была уже давно осознана адвокатским сообществом, и в апреле прошлого года VII Всероссийский съезд принял соответствующие поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката.

Законодательное закрепление положений о Комиссии укрепит ее роль и будет означать, что государство, так же как и адвокатура, предпринимает шаги к тому, чтобы благодаря введению единых стандартов профессии повысить качество правовой помощи.

Не теряем надежды дождаться таких мер и в масштабе всей страны, когда будет принята Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которая предусматривает создание на базе адвокатуры единой корпорации юристов, оказывающих на профессиональной основе правовую помощь неопределенному кругу лиц.

Совет ФПА РФ направил в Правительство заявление, где указано, что адвокатура поддерживает Концепцию и просит ускорить ее принятие, но при этом настаивает на выполнении пяти принципиально значимых условий: объединение в рамках адвокатуры всех субъектов профессионального оказания юридической помощи неопределенному кругу лиц; установление исключительного права адвокатов на профессиональное судебное представительство в гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; введение нового вида адвокатского образования, позволяющего, в том числе, применять современные конкурентоспособные методы управления; представление адвокату и адвокатскому образованию права привлекать к работе адвоката по договору; установление благоприятного режима вхождения в адвокатское сообщество юристов, оказывающих правовую помощь неопределенному кругу лиц.

Мы уверены, что только при выполнении всех этих условий станет возможным полностью обеспечить конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20160212/275415603.html

Общие положения

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи адвокатура</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><td><p><b>Глава 1. </b>Общие положения об адвокатской деятельности и адвокатуре в России</p><p><b>Глава </b>2. Возникновение и развитие адвокатуры в России</p><p><b>Глава 3. </b>Организация адвокатской деятельности и адвокатуры</p><p><b>Глава 4. </b>Статус адвоката, правовые и организационные основы его деятельности</p><p><b>Глава 5. </b>Нравственные основы адвокатской деятельности</p><p><b>Глава 6. </b>Судебная речь адвоката</p><p><b>МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА</b></p><p>к разделу I «Общие положения»</p><table><tr><td><i>Основные характерист ики</i></td><td><i>Адвокатура как наука</i></td><td><i>Адвокатура как учебная дисциплина</i></td><td><i>Адвокатура как институт гражданского общества</i></td><td><i>Адвокатская</i><i>деятельность</i></td></tr><tr><td>Понятие</td></tr><tr><td>Функции</td></tr><tr><td>Цели, задачи</td></tr><tr><td>Принципы</td></tr><tr><td>Структура(организация)</td></tr><tr><td>История развития</td></tr><tr><td>Нравственныеосновы</td></tr><tr><td>Правовая основа</td></tr></table><h3>Конституционные гарантии права на квалифицированную юридическую помощь</h3><p><i>Конституция Российской Федерации</i></p><p><i>Статья 46</i></p><p><i>Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.</i></p><p>В правовом государстве каждому человеку должно быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании правом на получение квалифицированной юридической помощи.</p><p> Так, Конституция Российской Федерации отдает приоритет правам и свободам человека и гражданина, праву граждан на судебную защиту (ст. 46).</p><p> Важная роль в реализации этой нормы принадлежит российской адвокатуре, особенность положения которой состоит в ее негосударственном характере.</p><p><iframe title=

Адвокатура является важным институтом гражданского общества. Российская адвокатура юридически была учреждена в рамках Судебной реформы 1864 г. С тех пор она прошла большой исторический путь развития, включающий ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенными чертами и свойствами.

Проблема права на судебную защиту приобретает в настоящее время повышенную общественную значимость.

Граждане и организации широко используют предоставленное им конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи от адвокатов, призванных осуществлять судебную защиту и представительство по различным категориям уголовных и гражданских дел от имени и в интересах обращающихся к ним физических и юридических лиц.

Эффективные результаты деятельности работника любой профессии, в том числе и адвоката, зависят прежде всего от его профессионализма и взаимосвязанных между собою деловых качеств, которыми он обязательно должен обладать. Это означает хорошо знать суть и содержание своей работы, обладать необходимыми теоретическими и практическими навыками для ее выполнения, добросовестно относиться к выполнению профессиональных обязанностей.

В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации в нашей стране «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Согласно Основным положениям о роли адвокатов, принятым в августе 1990 г.

на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступлений (Нью-Йорк, США), «правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получали соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом».

Конституция РФ содержит необходимый с точки зрения современной мировой конституционной практики перечень процессуальных и институциональных гарантий обеспечения полноценного статуса личности. К их числу относятся следующие права:

  • • на квалифицированную юридическую помощь, на судебную защиту прав и свобод (в том числе на обжалование в суд незаконных действий (бездействия) и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц);
  • • на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом; право на защиту;
  • • не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников; презумпция невиновности;
  • • на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • • обращаться в межгосударственные органы за защитой прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, и др.

Проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет помимо чисто правового содержания политический, социокультурный, экономический и ряд других аспектов.

Квалифицированная юридическая помощь в обстановке усложняющейся правовой системы и включения личности в общественную жизнь — политику, экономику, культуру — становится непременным условием социальной активности личности, а нередко и условием выживания.

Однако формальное (декларативное) провозглашение прав и свобод личности может и не иметь существенной практической ценности без наличия эффективного правового механизма обеспечения этих прав и свобод, без развитой системы юридических, прежде всего конституционных, гарантий их обеспечения.

Суть адвокатуры и адвокатской деятельности в России как института, призванного защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, начиная с 1917 г. длительное время по политическим мотивам искажалась. Адвокат был обязан «служить советскому социалистическому правосудию», что превращало его в лицо, состоящее на службе у государства и выполняющее определенные политические задачи.

Вот как выражал свое отношение к адвокатам В.И. Ульянов (Ленин). Сам будучи помощником присяжного поверенного, он еще в 1905 г. заявлял, что «адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение… лучше адвокатов бояться и не верить им…»1. Этими словами Ленин определил отношение коммунистической партии и, следовательно, государства к институту судебной защиты на долгие годы.

Государственная власть не преследовала цели создания комфортных условий для адвокатов, ее главной задачей было подчинение адвокатуры диктату государства через такие каналы, как контроль кадровой политики в адвокатуре, подчинение адвокатуры партийной дисциплине и идеологии.

В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. в числе задач адвокатуры предусматривалось «содействие осуществлению правосудия», что противоречит самой сущности адвокатуры.

В настоящее время, особенно в связи с принятием 26 апреля 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон), понятие института адвокатуры и сама адвокатская деятельность существенно изменились.

Они стали более самостоятельными и независимыми от диктата исполнительной ветви государственной власти. Данный Закон наделил органы самоуправления адвокатуры (Федеральная палата адвокатов РФ и др.

) в области кадровой политики и организации внутренней жизни адвокатуры практически неограниченными полномочиями, сохранив за государственными органами лишь функцию контроля (ведение реестров адвокатов, участие в работе квалификационных комиссий).

Юридическая помощь — это не просто одна из профессиональных услуг, а необходимое условие реализации конституционных и [1]

иных прав граждан. Вот почему столь значительна роль юристов, в том числе адвокатов, в современном обществе.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ)

Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство

Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; (подпункт «с» пункта 3 статьи 6).

На VIII Конгрессе ООН (27 августа — 7 сентября 1990 г., Гавана, Куба) были приняты «Основные принципы, касающиеся роли юристов». Этот обширный документ содержит комплекс рекомендаций принципиальной важности.

Их главное назначение — определить цивилизованные, соответствующие современным представлениям о правовом государстве и правах человека способы взаимодействия юристов с теми, кто нуждается в их помощи, формы участия государства в подготовке квалифицированных юридических кадров, оказания юридической помощи неимущим, обеспечения гарантий деятельности адвокатов и др.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

СССР подписал настоящий Пакт 18 марта 1968 г.

Пакт вступил в силу 23 марта 1976 г.

Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника (подпункт «б» пункта 3 статьи 14).

Право на юридическую помощь в том или ином виде закреплено в абсолютном большинстве конституций стран мира. В историческом плане показателен тот факт, что это право было закреплено еще в Конституции США 1787 г., точнее, в VI поправке к ней, датированной 1791 г.

, которая предусматривала, что «во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление.

Обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты».

С последней фразы «пользоваться помощью адвоката для защиты» и начинается история конституционного закрепления института адвокатуры. До этого исторического момента представители различных сословий прибегали к услугам адвокатов в уголовном процессе в Англии и некоторых других европейских странах уже не одно столетие.

Это право за долгую историю своего существования то почти исчезало или становилось фикцией (с превращением состязательного процесса в так называемый инквизиционный), то возрождалось. С утверждением конституционализма сначала в Англии (XVII в.), а затем в Северной Америке (XVIII в.

) право на защиту с помощью специально подготовленных юристов стало реальной гарантией справедливого уголовного процесса и соответственно свободы личности.

Конституционное право развитых капиталистических стран стало закреплять право на юридическую помощь преимущественно с конца XX в. Это право было утверждено, например Основным законом СССР — Конституцией 1977 г., Конституцией Испании 1978 г., Канадской хартией прав и свобод (приложение «В» к Конституционному акту 1982 г.

), Федеральным конституционным законом Австрии от 29 ноября 1988 г. «О защите личной свободы». В Конституции Португалии 1979 г. право на юридическую помощь было закреплено в ст.

20 «Доступ к правовым актам и в суды», которая предусматривает, что «каждому гарантируется доступ к правовым актам и защита его прав и законных интересов в суде, причем в правосудии не может быть отказано вследствие недостатка экономических средств; каждый имеет право, согласно закону, на юридическую информацию и консультации, а также на судебную защиту». А для новейших конституций многих зарубежных стран закрепление права на юридическую помощь является скорее правилом, чем исключением.

Источник: https://studref.com/463217/pravo/obschie_polozheniya

Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Роль адвокатуры в обеспечении права каждого на получение квалифицированной юридической помощи

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи адвокатура</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><td><p>Содержащееся в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ положение о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему высокий уровень предоставляемой юридической помощи в любой сфере деятельности, где возникает необходимость в такой помощи.</p><p>С этой целью государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и во-вторых, установить определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии[1].</p><p>Поэтому особое место в оказании юридической помощи принадлежит адвокатуре — профессиональному сообществу адвокатов, призванных на профессиональной основе оказывать квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.</p><p>Именно к адвокатам, в отличие от других субъектов, предметом деятельности которых также является оказание юридической помощи, законодатель предъявляет квалификационные требования, связанные с качеством оказываемой юридической помощи.</p><p> Так, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрено, что для приобретения статуса адвоката, дающего в том числе право участвовать в судопроизводстве в качестве представителя доверителя, необходимы определенный уровень юридического образования, стаж работы по юридической специальности или стажировка в адвокатском образовании, положительное решение квалификационной комиссии, принимаемое после сдачи квалификационного экзамена, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления (ст. 9). Кроме того, в целях реализации конституционных прав граждан и их объединений, в частности, права на судебную защиту и права на получение квалифицированной юридической помощи, названным Законом предусмотрены специальные требования к организации адвокатской деятельности и адвокатуры, а также комплекс правовых гарантий, обеспечивающих независимость адвоката при осуществлении им своих обязанностей, полноту и качество предоставляемых юридических услуг, страхование риска его ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения (ст. 3,6—8,13,16—19). Указанные требования, установленные с учетом высокой значимости адвокатской деятельности для личности и общества в целом, позволяют презюмировать квалифицированный характер юридической помощи, оказываемой каждым адвокатом.</p><p>Таким образом, <i>для обеспечения конституционного права граждан и их объединений на получение квалифицированной юридической помощи государство создает институт адвокатуры,</i> на которую возлагается осуществление указанной публичной функции.</p><p><iframe title=

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В то же время адвокатура как институт гражданского общества активно взаимодействует с общественными организациями и органами государственной власти.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

Квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, называется адвокатской деятельностью.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Источник: https://studme.org/263523/pravo/ponyatiya_advokatskoy_deyatelnosti_advokatury_rol_advokatury_obespechenii_prava_kazhdogo_poluchenie_kval

Кудрявцев В.Л. Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи адвокатура</span>» width=»300″ height=»169″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Кудрявцев В.Л.</p><p> Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина  // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся  27 мая 2010 года в Северо-Кавказском филиале ГОУ ВПО РАП. В 3-х томах. Том 1. Краснодар, 2011. С. 93-97.</p><p>Кудрявцев В.Л., доктор юридических наук, профессор</p><p>    Ещё недостаточно просто провозгласить права и свободы лично­сти. Возможность их фактического осуществления должна обеспечиваться созданием необходимых условий для этого[1].</p><p>    И российское государство не просто провозглашает права, оно их ещё и гарантирует, исходя из ст. 2 Конституции РФ, где человек, его права и свободы названы высшей ценно­стью.</p><p> А признание, соблюдение и за­щита прав и свобод человека и гражданина обозначены в качестве обязанности госу­дарства. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод /ч. 1 ст.</p><p> 46 Кон­ституции РФ/, а также предоставляется право защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щёнными законом /ч.2 ст. 45 Конститу­ции РФ/.</p><p>    В отдельных случаях в силу особой значимости государство сразу же законодательно оформляет гарантирование конкретного права в одной части со­ответствующей статьи.</p><blockquote class=

    Примером тому может служить положения ч. 1 ст. 48 Конститу­ции РФ, где указано,  что каждому гарантируется право на получение квали­фицированной юридической помощи.

    Право на получение квалифицированной юридической помощи относят к особой группе прав обозначенных в литературе  как юридические права-га­рантии человека и гражданина[2] либо конституционно-процессуальные права-гарантии[3] или конституционные права-гарантии с процессуальным характе­ром[4] или группа прав по защите других прав и свобод[5].

    В качестве особенностей обусловивших выделение указанных прав в отдельную группу, Н.С. Бондарь называет: 1. относительно самостоятельное конституционное оформление, наличие собственного нормативного содер­жания;  2.

преимущественно процессуальное наполнение, что не исключает материальных  элементов; 3. детальная нормативная конкретизация данного конституционного института в отраслевом законодательстве; 4.

как правило, непосредственная реализационная связь соответствующих прав-гарантий с деятельностью судебной власти[6].

     Рассмотрение конституционного права на получение квалифицирован­ной юридической помощи в качестве права-гарантии свидетельствует о её диалектической природе.

     С одной стороны государство предоставляет каждому право на получе­ние квалифицированной юридической помощи, а с другой – обеспечивает, создает и делает реально выполнимым реализацию данного права путём его гарантированности.

     Гарантии права на получение квалифицированной юридической по­мощи – это совокупность социальных, экономических, политических и пра­вовых приёмов и методов, обеспечивающих реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи[7].

    Отличие последних от других видов гарантий состоит в следующем.

Если общие экономические, политические и социально-нравственные гаран­тии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей чело­века и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством  в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осу­ществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений[8].

    В литературе достаточно много различных подходов к определению понятия юридической гарантии[9], но отличаются они друг от друга не сущест­венно, прежде всего, «в детализации содержательного наполнения»[10].

    Главное же, что остаётся при содержательной характеристике юриди­ческих гарантий так это то, что  это правовые средства и способы, с помо­щью которых гражданам обеспечивается  реализация их прав и свобод[11].

            Положения ст. 48 Конституции РФ как юридической гарантии можно рассматривать в двух аспектах:

    а) как формально-юридическую гарантию, то есть закрепление права на получение квалифицированной юридической помощи в таком нормативно-правовом акте как Конституция РФ;

    б) как юридико-организационную гарантию, когда существует и функ­ционирует институт, специально предназначенный для обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи.

    Таким институтом является институт адвокатуры, на который государ­ство возложило конституционную обязанность по оказанию квалифициро­ванной юридической помощи каждому желающему / ч.1 и 2 ст. 48 Конституции РФ; ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции»/ [12].

    Как совершенно верно подчёркивается в литературе, подобным обра­зом адвокатура была введена в ткань конституционного законодательства[13].

     В центре института адвокатуры находится профессиональный юрист – адвокат, именно он и оказывает непосредственно всем желающим квалифи­цированную юридическую помощь.

    Наличие или отсутствие публичных интере­сов яв­ляется крите­рием, по которому законодатель опре­деляет, необходимы или нет пре­имущества для адвокатов при их допуске.

    Так, в одних случаях публичный интерес присутствует, и адвокат имеет пре­имущества при допуске в качестве: а) защитника в досудебном производ­стве по уго­ловным делам /ч.2  ст. 48 Кон­ституции РФ и ч.2 ст.

49 УПК РФ/; б) предста­вителя в гражданском судо­производстве, когда  суд назначает ад­воката в качестве представи­теля в случае отсутствия представителя у ответ­чика, ме­сто жительства которого не­известно, а также в других предусмот­ренных федеральным законом случаях /ст. 50 ГПК РФ/.

В других случаях, публичный интерес присутствует, и адвокат имеет пре­имущества при до­пуске, но осуществление (реализация) пуб­личного интереса явля­ется обяза­тельным условием для возможности реализации частного интереса. Это бы­вает тогда, когда на­ряду с адвокатом может быть допу­щено и иное лицо.

В этом случае  законодатель устанавливает, что  по опре­деле­нию или поста­новлению суда в качестве защитника могут быть допущены  наряду с адвока­том один из близких родственников обвиняе­мого или иное лицо, о до­пуске которого хода­тайствует обви­няе­мый / ч.2 ст. 49 УПК РФ/.

В третьих случаях публичный интерес отсутствует и адвокат не имеет никаких преимуществ при до­пуске. За­конодатель здесь предостав­ляет лицу право обратиться по­мимо адвоката и к иным лицам  при их допуске в ка­честве: а) защитника при производстве у ми­рового судьи /ч. 2 ст.

49 УПК РФ/; б) представителя потер­пев­шего, граждан­ского истца и частного обвинителя в уго­лов­ном процессе / ч. 1 ст. 45 УПК РФ/; в) представителя гражданского ответчика /ч.1 ст. 55 УПК РФ/; г) пред­ставителя гражданина, органи­зации в гражданском про­цессе /ст.

48 ГПК РФ/; д) представи­теля граждан, в том числе ин­дивидуаль­ных предпринимателей, и орга­низаций в арбитражном процессе / ч.3 ст.  59 АПК РФ в ред. Феде­рального закона от 31.03.2005 N 25-ФЗ/; е) представи­теля стороны в консти­туционном судо­произ­водстве/ч.2 ст.53 ФКЗ «О Кон­ституци­онном Суде Россий­ской Федера­ции»/; ж) за­щитника или представи­теля по делу об адми­ни­стратив­ном правонаруше­нии / ч.2 ст. 25.5. КоАП  РФ/ и т.д.

    Когда у адвоката нет пре­имуществ, закреплённых законом, то в остальных случаях лицу, которому необходима квалифицированная юридическая помощь, должна быть предос­тавлена свобода выбора своего представителя, будет ли это адвокат, иное лицо, обладающее или не обладающее специальными познаниями в области права.

При этом адвокат, так или иначе, будет иметь явное преимущество пе­ред своими конкурентами, во-первых, в силу установления повышенных тре­бований к его квалификации; во-вторых, в силу установления для него ответ­ственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед довери­телем и, наконец, в-третьих, в силу иных гарантий и особенностей его ста­туса, установленных законодательством РФ[14]. Окончательное же решение должно быть за потенциальным доверителем выбрать между  адвокатом,  на которого го­сударством возло­жена публичная обя­занность по оказанию каж­дому желаю­щему достаточно высо­кого уровня лю­бого из видов предостав­ляемой юридической помощи либо иным лицом способным, по мнению обра­тившегося, оказать ему квалифицированную юридическую помощь.

    Причём, как показывает анализ законодательства, никаких особых требований законодатель не предъявляет к иным лицам  и поэтому «представлением юри­дической помощи могут зани­маться… индивидуальные предпринима­тели, юридиче­ские фирмы, общества с ограниченной ответственно­стью, коо­пера­тивы и т.п.

  Лю­бой гражданин по до­веренности может вести граж­дан­ские и арбитражные дела,  а по определению суда  — и неко­торые уголовные дела в судах»[15] и т. д.  Соответственно, иное лицо даже не обязательно должно иметь юридическое образование.

  Так, например, исходя из ответа на вопрос № 10 в инфор­мационном письме Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г.

N 82 «О некоторых вопросах применения Арбит­ражного про­цессуального кодекса Российской Федерации» следует, что: «в соответствии с частью 3 статьи 59 АПК РФ представителями граждан могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Следовательно, представителями граждан в арбитражном суде могут быть и лица, не имеющие юридического образования»[16]. 

[1] См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 129.

[2]См.: Зиновьев А.В. Конституционное право России. М.; СПб.: Герда, 2000. С. 98; Гошу­ляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М.: Альфа-М., 2005.С. 156.

[3] См.: Лаврик М.А. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. …канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. С.29.

[4] См.: Колюшин Е.И. Конституционное право России: курс лекций. М.: Городец, 2006. С. 123.

[5] См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 575.

[6] Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав чело­века Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 522.

[7] Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Дис. …докт. юрид. наук. М., 2002. С. 147.

[8] Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и граж­данина в России: Дис. …канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 60.

[9] См. напр.: Мицке­вич А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистиче­ском госу­дарстве // Советское государство и право. 1963. № 8. С. 29;  Строгович М.С. Ос­новные во­просы советской социалистической законности. М., 1966.

С. 180-181; Каламкарян Р.А.  Юридические гарантии прав личности в Российской Федера­ции (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2000. № 11; Францифирова С.Ю. Юридические гарантии прав личности // Адвокатская практика. 2008. № 3. С.29-31.

[10] Лаврик М.А. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. …канд. юрид. наук. С. 24.

Источник: https://www.iuaj.net/node/1237

Advokat25
Добавить комментарий