Право на получение жилого помещения имеют

Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов

Право на получение жилого помещения имеют</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><td><p>Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов социального использования по договору социального найма неразрывно связано с важнейшим социально-экономическим правом на жилище.</p><p> Вопрос о том, что собой представляет право на жилище, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку законодательное и научное определение указанного понятия оказывает влияние на развитие института обеспечения граждан жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов социального использования по договору социального найма.</p><p>В советский период до закрепления в Конституции СССР 1977 г. право на жилище отождествлялось в основном с используемым термином «право на жилую площадь». В научных исследованиях внимание уделялось раскрытию и обоснованию права советских граждан на жилую площадь как гражданско-правового института, а не института государственного (конституционного) права.</p><p>Право на жилище в рассматриваемый период связывалось с необходимостью обеспечить всех нуждающихся в улучшении жилищных условий советских граждан государственным жильем.</p><p> Учитывая это, основными элементами указанного права являлись право на получение жилого помещения в пользование и право пользования помещением.</p><p> термина «право на жилище» не совпадало с его современным пониманием. жилой муниципальный фонд ордер</p><blockquote class=

Появление качественно нового подхода к сущности пользования жилыми помещениями связано с принятием 7 октября 1977 г. Конституции СССР, а также с принятием 12 апреля 1978 г. Конституции РСФСР в которых впервые в истории России было закреплено право граждан на жилище.

Предусматривалось, что право на жилище в основном обеспечивается справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Закрепление в конституционном законодательстве права на жилище в дальнейшем позволило пересмотреть содержание указанного права как одного из важнейших социально-экономических прав человека, комплексного правового института.

право на жилище является емкой и многоаспектной категорией, в связи с чем может рассматриваться в качестве признаваемой конституционным законодательством социально-правовой возможности удовлетворения потребности в жилье, элемента правоспособности граждан, а также конкретного субъективного права, обеспечивающего удовлетворение потребности в жилье. В научной литературе отмечалось, что «право на жилище» и «право на жилую площадь» по своему содержанию не совпадают. под правом на жилую площадь следует понимать комплекс правомочий нанимателя по пользованию и распоряжению жилым помещением, предоставленным ему по договору найма. В то же время понятие права на жилище, по его мнению, по содержанию значительно шире и не может быть сведено лишь к праву на жилую площадь.

Положения Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. явились важной новеллой для законодательства, регулирующего обеспечение граждан жилыми помещениями. С принятием в 1981 г. Верховным Советом СССР Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем Жилищного кодекса РСФСР, принятого в 1983 г.

> на базе текста Основ, были конкретизированы основания и условия реализации конституционной нормы о праве на жилище. Принятие Жилищного кодекса РСФСР было толчком для продолжения исследований сущности права на жилище в теории жилищного права. Так, Марткович И.Б.

под правом на жилище понимал гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, отвечающим по размеру и качеству установленным требованиям.

При этом в содержании конституционного права на жилище им выделялись, во-первых, юридическая возможность (право) стабильного обладания жильем, во-вторых, юридическая возможность (право) получения при определенных условиях другого жилища в домах государственного или общественного жилищного фонда, в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов либо приобретения жилья в собственность

В целом можно сказать, что многообразие точек зрения на институт права на жилище объединяло понимание того, что названный институт является многоаспектным, имеет сложную юридическую природу и реализуется в различных по сущности правоотношениях. При этом в условиях, когда основным собственником жилищного фонда выступало государство, право граждан на получение жилого помещения во владение и пользование являлось базовым аспектом права на жилище.

К началу 90-х гг. в законодательном и научном подходе к праву на жилище произошли изменения принципиального характера. Основной причиной послужила новая государственная политика в области обеспечения граждан жильем.

Выработка новой жилищной политики в начале 90-х гг. была обусловлена проводимыми в тот период преобразованиями во всех сферах общества — в политической, экономической и социальной. Литовкин В.Н. указывает, что в постсоветский период происходило становление нового общественного строя.

Система удовлетворения жилищных потребностей граждан, общественных ценностей в жилищной сфере принципиально менялась на фоне резко сократившейся возможности государства и органов местного самоуправления инвестировать в общественное жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

Принятие 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина повлекло за собой необходимость полного обновления как конституционного, так и других отраслей российского законодательства, в том числе жилищного. Статья 10 Декларации провозглашала право на жилище.

Кроме того, Декларация предусматривала, что из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату.

Таким образом, Декларация заложила основы формирования института права на жилище на весь дальнейший период времени вплоть до сегодняшнего момента.

Коренные изменения в осмыслении сущности права на жилище в юридической науке произошли после принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, в которой право на жилище получило закрепление как важнейшее социально-экономическое право.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  • 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  • 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище относится к числу основных прав и свобод граждан. Нормы статьи 40 Конституции Российской Федерации определили основное направление анализа сущности права на жилище в юридической литературе в течение последнего десятилетия.

По своему содержанию право на жилище, закрепленное в Конституции Российской Федерации, является более сложным правовым явлением, чем право на жилище в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г.

В юридической литературе неоднократно справедливо отмечалось, что статья 40 Конституции Российской Федерации несовершенна и дает основания для разного понимания права на жилище, поскольку ни в самой Конституции РФ, ни в отдельных законах не раскрывается сущность этого важнейшего социально-экономического права.

Право на жилище имеет ряд таких юридически важных возможностей, как стабильность пользования имеющимся жильем, улучшение своих жилищных условий, использование жилья в интересах других граждан, обеспечение жильцам здоровой среды обитания, недопустимость произвольного лишения жилища, неприкосновенность жилища.

возможность стабильного пользования жилищем неразрывно связана со свободой выбора места жительства, не соглашается с авторами, включающими в состав конституционного права на жилище право на его неприкосновенность, поскольку последнее, по ее мнению, является одним из составляющих более широкого субъективного права — права на охрану частной жизни

При обобщении существующих научных взглядов на конституционное право на жилище можно отметить, что указанное право имеет сложную юридическую природу и реализуется в правоотношениях разного вида — в административных, гражданских, жилищных.

В целом наиболее распространенной в отечественной цивилистике является точка зрения, в соответствии с которой сущность конституционного права на жилище сводится к возможности стабильно пользоваться уже имеющимся жильем (в данном случае речь идет об охране государством субъективного права гражданина на конкретное жилое помещение, об обеспечении его неприкосновенности, о недопущении произвольного лишения жилища), а также к возможности улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья

Отдельные элементы конституционного права на жилище названы в статьях 1, 2 и 3 Жилищного кодекса РФ, посвященных основным началам жилищного законодательства, обеспечению условий для осуществления права на жилище, а также неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения.

Анализ названных статей Кодекса позволяет сделать вывод, что право на жилище состоит из таких элементов, как право на безопасность жилища, право на неприкосновенность жилища, недопустимость произвольного лишения уже имеющегося жилища, а также право получать содействие от соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в приобретении или получении жилого помещения, а также в пользовании им.

Жилищный кодекс Российской Федерации не определяет, как право на жилище может быть практически реализовано гражданами. Представляется, что главу 1 Жилищного кодекса РФ целесообразно дополнить новой статьей, определяющей способы реализации гражданами права на жилище, что позволило бы внести ясность в понимание статьи 40 Конституции РФ.

Одной из составляющих права на жилище является право граждан получить содействие в улучшении своих жилищных условий. Этот аспект права на жилище является одним из наиболее важных правомочий граждан.

В настоящее время в условиях многообразия форм собственности на жилые помещения граждане вправе свободно участвовать в строительстве жилья, приобретать его за собственные средства без ограничения площади, а также вправе пользоваться жильем на основании договоров найма и других гражданско-правовых договоров.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления права на жилище.

Содействие указанных органов гражданам в улучшении жилищных условий может выражаться в том числе в виде предоставления жилья из государственного и муниципального жилищных фондов социального использования.

Следовательно, можно согласиться с Богдановым Е.В. и Аюшеевой С.Д.

, которые в качестве составляющей конституционного права на жилище специально выделяют право граждан получить в установленном порядке жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В период разработки и принятия Жилищного кодекса РФ активно обсуждалась роль обеспечения граждан жильем из государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на основании договора социального найма в условиях рыночных отношений.

В частности, высказывалось мнение, что обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан имеет негативное свойство формировать у них иждивенческое отношение к решению своих жилищных проблем, нежелание вкладывать собственные средства в приобретение и строительство жилья. Некоторые авторы делают вывод, что в условиях рыночной экономики гражданин должен сам заботиться об улучшении своих жилищных условий, с учетом чего предлагалось максимально сократить участие государства в решении этих проблем.

Стоит согласиться, что в условиях изменившихся отношений собственности право граждан на получение жилья из государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма не может оставаться основным аспектом права на жилище. Вместе с тем институт социального найма нельзя недооценивать.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основополагающим принципом социального государства должна быть ответственность государства перед личностью.

Это означает, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом каждого, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Названная конституционная норма — необходимая предпосылка для реализации закрепленного статьей 40 Конституции РФ права на жилище.

Социальная политика Российской Федерации предусматривает обязанность государства осуществлять поддержку наименее социально защищенных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно решить свою жилищную проблему

В настоящее время сложилась ситуация, когда большинство граждан, обладая правом свободно выбирать способы реализации права на жилище, из-за низкой платежеспособности лишены возможности сделать соответствующий выбор и улучшить свои жилищные условия с использованием рыночных механизмов С учетом этого значение предоставления жилья из государственного и муниципального жилищных фондов социального использования по-прежнему велико.

В части 3 статьи 40 Конституции РФ указывается, что из государственного и муниципального жилищных фондов жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, Конституция Российской Федерации, закрепляя рыночные подходы к решению жилищной проблемы граждан, не предусматривает обеспечение государственным и муниципальным жильем всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных русловий.

Социальный найм жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах является самостоятельным видом гражданско-правового договора, цель которого заключается в удовлетворении потребности в жилье преимущественно малоимущих граждан, которые не имеют возможности улучшить свои жилищные условия за счет собственных или кредитных средств.

Вплоть до 1 марта 2005 г. (момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ) оставалось неясным, какие именно граждане могут быть отнесены к указанным в Конституции РФ малоимущим гражданам. Кроме того, до указанного времени как в теории, так и на практике отсутствовало единое понимание закрепленной в Конституции РФ возможности предоставления гражданам жилья бесплатно или за доступную плату.

В Жилищном кодексе РФ впервые получила законодательное развитие норма части 3 статьи 40 Конституции РФ, устанавливающей порядок обеспечения граждан жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов

В статье 2 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что одним из способов обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище является предоставление жилых помещений по договорам социального найма государственного или муниципального жилищного фонда.

Предлагаемый Кодексом подход к обеспечению граждан жильем государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма отличается от подхода к этому вопросу, закрепленного в законодательстве России до его принятия, когда жильем из государственного и муниципального жилищных фондов обеспечивались все граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении.

Кодекс предусматривает, что малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 3 названной статьи Кодекса жилые помещения жилищных фондов Российской Федерации и субъектов РФ по договору социального найма предоставляются иным категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или законодательством субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

При этом необходимо отметить, что часть 9 статьи 156 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В указанном случае речь идет о реализации гражданами, отнесенными законом к категории малоимущих, своего конституционного права на жилище в особом порядке — без внесения платы за пользование помещением.

Иные категории граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, обязаны вносить плату за жилое помещение (часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ). Очевидно, что в данном случае речь идет о реализации этими категориями граждан своего права на жилище в порядке, предусматривающем предоставление им жилья из государственного жилищного фонда за доступную плату.

Необходимо отметить, что подход, установленный Жилищным кодексом РФ к обеспечению граждан жильем из фонда социального использования, не вполне согласуется с положением части 3 статьи 40 Конституции РФ. Конституционная норма не содержит привязки отдельных категорий граждан к определенным условиям оплаты предоставляемого им социального жилья, а также к определенным видам жилищного фонда.

Таким образом, Жилищным кодексом РФ необоснованно исключена возможность бесплатного предоставления малоимущим гражданам жилья из жилищных фондов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Очевидно, что органы местного самоуправления не обладают достаточными финансовыми возможностями, позволяющими обеспечить жильем всех малоимущих граждан.

Кроме того, возложение исключительно на органы местного самоуправления непосильного для них бремени обеспечения бесплатным жильем малоимущих граждан может привести к тому, что эти органы, устанавливая размер дохода и стоимость имущества, имеющих значение для признания граждан малоимущими (часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ), постараются исключить из этой категории максимальное число граждан. При этом граждане, не признанные малоимущими, исходя из собственных доходов, вряд ли смогут самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести изменение в Жилищный кодекс РФ, предусматривающее, что малоимущим гражданам жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться как из муниципального, так и из государственного жилищных фондов. Реализация такого подхода позволила бы более равномерно распределить между бюджетами всех уровней финансовую нагрузку, связанную с обеспечением жильем малоимущих, что увеличило бы возможность улучшить жилищные условия большего числа граждан с низкими доходами. При этом такое изменение полностью соответствовало бы положению части 3 статьи 40 Конституции РФ. Следует указать, что в случае принятия такого решения потребуется внесение изменений и в статьи Жилищного кодекса РФ, определяющие компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся установления порядка определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также установления размера этих показателей).

Источник: https://studwood.ru/836946/pravo/pravo_grazhdan_poluchenie_zhilogo_pomescheniya_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_zhilischnyh_fondov

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Право на получение жилого помещения имеют</span>» width=»300″ height=»172″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Максим Астапов</p><p>Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)</p><p>специально для ГАРАНТ.РУ</p><p>В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.<br /> </p><h3>Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем</h3><p>Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.</p><p><iframe title=

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.

Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст.

40 Конституции РФ гласит: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.

Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
 

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.

м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г.

№ 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года»).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/1114799/

Семейный Кодекс в защиту прав детей и родителей

Право на получение жилого помещения имеют</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /><br /> Вот эту информацию можно держать под рукой при возникновении конфликтов с органами опеки.</p><p><strong>СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 1. Основные начала семейного законодательства</strong></p><p> 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.</p><p>Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, <strong>недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.</strong></p><p> Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье 1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).</p><p>2. <strong>Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье</strong>, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.</p><p> Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.</p><p>2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), <strong>имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом</strong></p><p> Статья 56. Право ребенка на защиту</p><p>1. Ребенок <strong>имеет право на защиту своих прав и законных интересов.<br /> Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями </strong>(лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.</p><p> Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение</p><p>Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.</p><p> <strong>Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен</strong>, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.</p><p> В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), <strong>органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.</strong></p><p> Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей</p><blockquote class=

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами,
в том числе в судах, без специальных полномочий.

Статья 68. Защита родительских прав

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 70. Порядок лишения родительских прав

1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других). 2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. 3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав. 4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора. 5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка. Статья 71. Последствия лишения родительских прав 1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. 2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. 3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством. 4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. 5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Статья 72. Восстановление в родительских правах 1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. 2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. 3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них). 4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса). Статья 73. Ограничение родительских прав 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором. 4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. 5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них). 6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка. (п. 6 введен Федеральным законом от 15.11.1997 N 140-ФЗ) Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/88503/

Возмездные способы улучшения жилищных условий в москве. — 6 февраля 2011 — опрноб общероссийский профсоюз

Право на получение жилого помещения имеют</span>» width=»300″ height=»168″ class=»alignleft size-medium» /></p><td><p>1.1. Московская программа «Молодой семье — доступное жилье». Второй этап Московской программы «Молодой семье — доступное жилье» (далее -Программа) на 2006-2008 годы утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 г. N 994-ПП. Третий этап Программы в настоящее время разрабатывается.</p><p><strong>Что такое «молодая семья» в целях реализации Программы?</strong> Молодой семьей в целях Программы считается семья при одновременном соблюдении следующих условий:</p><p>1. Для семьи с детьми: — все члены семьи, в которой оба супруга (в случае неполной семьи — мать или отец) постоянно проживают в г. Москве (супруги могут быть постоянно зарегистрированы по месту жительства («прописаны») по разным адресам в пределах г.</p><p> Москвы) и являются гражданами Российской Федерации; — возраст супругов (в случае неполной семьи — матери или отца) не превышает 35 лет (включительно); — хотя бы один из супругов (в случае неполной семьи — мать или отец) признан очередником в городе Москве до 1 марта 2005 г.</p><p>2. Для семьи без детей: — оба супруга постоянно проживают в г. Москве (супруги могут быть постоянно зарегистрированы по месту жительства по разным адресам в пределах г.</p><p> Москвы) и являются гражданами Российской Федерации; — наличие зарегистрированного брака продолжительностью не менее одного года; — возраст супругов не превышает 35 лет (включительно); — хотя бы один из супругов признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в городе Москве до 1 марта 2005 г.</p><p>Семьи, на которые распространяется комплекс мер финансовой поддержки, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 23.01.2007 г. N 24-ПП «О Среднесрочной жилищной программе «Москвичам — доступное жилье» на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год», предусмотренный для участников II этапа Программы: Суммарный возраст супругов не превышает 70 лет (в рамках реализации в 2008 г.</p><blockquote class=

мероприятий Года Семьи — без ограничения суммарного возраста супругов), они постоянно проживают по месту жительства на законных основаниях в городе Москве не менее десяти лет и признанны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

и при этом: — ожидают рождения ребенка (при представлении справки о беременности сроком не менее 28 недель); — усыновили (удочерили) несовершеннолетнего ребенка; — имеют ребенка в возрасте до пяти лет; — имеют трех и более несовершеннолетних детей. Для всех вышеперечисленных категорий семей в рамках реализации в 2008 г.

мероприятий Года Семьи осуществляется полное списание остатка задолженности за приобретенное у города Москвы в рамках Программы жилое помещение при рождении в семье двойни, тройни и более детей.

Как могут улучшить свои жилищные условия участники Программы?

1. Приобрести жилое помещение у города по договору купли-продажи с использованием социального ипотечного жилищного кредитования (см. п. 1.2 Путеводителя).

2. Приобрести жилое помещение у города по договору купли-продажи с рассрочкой платежа (исключение — молодые семьи, не имеющие детей) — см. п. 1.3. Путеводителя.

3. Получить жилое помещение от города по договору найма на период накопления средств для приобретения жилья на рынке недвижимости (см. п. 1.5 Путеводителя).

1.2. Социальная ипотека.

Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006 -2008 годы (программа социальной ипотеки) утверждена постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 г. N 881-ПП «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве».

Очередники, имеющие стабильные источники дохода, могут получить в Коммерческом банке «Московское ипотечное агентство» (ОАО) (далее — КБ «МИА»), 100% акций которого находятся в собственности города Москвы, ипотечный кредит на покупку жилья.

КБ «МИА» проводит проверку кредитоспособности членов семьи — заемщиков и самостоятельно принимает решение о предоставлении ипотечного жилищного кредита. При государственной регистрации права собственности очередника на купленную при помощи кредита квартиру осуществляется регистрация залога жилого помещения. Залогодержателем по данному залогу является КБ «МИА».

Залог с квартиры снимается сразу после погашения задолженности перед банком.

Социальная ипотека — это покупка жилья у города по льготной стоимости (в 3 -5 раз меньше рыночной) по договору купли-продажи с оплатой части стоимости квартиры за счет кредитных средств в пропорции: 30% первоначальный взнос — собственные средства граждан, 70% — банковский ипотечный кредит. Поскольку продажа жилья производится по льготной стоимости, существенно снижается величина первоначального взноса и ежемесячных платежей заемщика. При этом кредит выдается на следующих условиях:

1. Норма приобретения площади жилого помещения составляет 18 кв.м на одного человека. При наличии возможности, семье может быть предложено жилое помещение исходя из принципа «комната на человека».

2. При определении площади приобретаемой квартиры учитывается наличие у членов семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Предлагаемое очереднику жилое помещение может находиться на территории Московской области.

 4. Стоимость жилого помещения определяется в соответствии с Методикой расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации очередникам в рамках городских жилищных программ, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.08.2007 г. N 703-ПП (см. раздел «Справочная информация»).

5. Рассрочка платежа предоставляется на срок до 30 лет, при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 60 лет.

6. Процент за рассрочку — от 11,7% годовых в рублях.

7. Для очередников, имеющих трех и более детей, выкупная стоимость жилого помещения при заключении договора купли-продажи с использованием социального ипотечного жилищного кредитования определяется за вычетом стоимости 30 кв.м площади приобретаемого жилого помещения. Адрес КБ «МИА» (www.mia.ru): 107045 Москва Селиверстов пер., д. 4, стр. 1 Телефоны: (495) 380-2038, 380-3040

1.3. Приобретение жилья у города по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.

Приобрести жилое помещение у города Москвы по договору купли-продажи с рассрочкой платежа имеют право очередники, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства до 1 марта 2005 г.

Особенности договора купли-продажи с рассрочкой платежа, заключаемого с городом Москвой в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 г.

N 607-ПП «Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы»:

1. Норма приобретения площади жилого помещения составляет 18 кв. метров на одного человека. При наличии возможности, семье может быть предоставлено жилое помещение исходя из принципа «комната на человека».

2. При определении площади приобретаемой квартиры учитывается наличие у членов семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Предлагаемое очереднику жилое помещение может находиться на территории Московской области.

4. Стоимость предлагаемого жилого помещения определяется в соответствии с Методикой расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящ ихся в собственности города Москвы, для реализации очередникам в рамках городских жилищных программ, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.08.2007 г. N 703-ПП (см. раздел «Справочная информация»).

5. При оплате по льготной стоимости (в 3-5 раз меньше рыночной) приобретаемого жилья покупатель использует собственные средства в пропорции: 30% составляет первоначальный взнос, на 70% предоставляется рассрочка.

6. Рассрочка платежа предоставляется на срок до 10 лет.

7. Процент за рассрочку — 5% годовых в рублях.

8. Для семей с одним несовершеннолетним ребенком первый взнос установлен в размере не менее 20% от стоимости квартиры. При наличии в семье двух несовершеннолетних детей размер первоначального взноса по желанию очередника может быть снижен до 15%, а при наличии трех и более детей — до 10%.

9. Проверка платежеспособности очередника не производится.

10. Для очередников, имеющих трех и более детей, выкупная стоимость жилого помещения при заключении договора купли-продажи с рассрочкой платежа определяется за вычетом стоимости 30 кв.м площади приобретаемого жилого помещения.

11. При рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора осуществляется списание части задолженности за приобретенное у города жилое помещение.

 Льгота в виде списания части задолженности при рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора составляет:

— для первого ребенка, родившегося в семье,

— в размере стоимости 10 кв.м площади жилого помещения;

— для второго ребенка, родившегося в семье, — в размере стоимости 14 кв. м площади жилого помещения;

— для третьего и каждого последующего ребенка, родившегося в семье,

— в размере стоимости 18 кв.м площади жилого помещения за каждого ребенка.

1.4. Субсидия из бюджета города Москвы.

Источник: http://oprnob.ru/news/vozmezdnye_sposoby_uluchshenija_zhilishhnykh_uslovij_v_moskve/2011-02-06-1625

Основания предоставления специализированных жилых помещений

Право на получение жилого помещения имеют</span>» width=»300″ height=»169″ class=»alignleft size-medium» /><br /> Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищный фонд » Основания предоставления специализированных жилых помещений</p><p>Здания, включенные в список жилого фонда муниципального или же государственного уровня имеют уникальный правовой режим.</p><p></p><p>Предоставление специализированного жилья считается одной из самых злободневных тем, которые поднимаются в рамках жилищного законодательства.</p><p> Именно поэтому в главном НПА, который регулирует указанную нами сферу, проработана отдельная глава, посвященная законодательному порядку и условиям подобного предоставления недвижимого имущества, нуждающимся категориям граждан. Ну а теперь более подробно.</p><h3>Понятие «специализированный жилищный фонд»</h3><p>Что же такое специализированный жилищный фонд? Для разъяснения понятия обратимся к главе X ЖК РФ.</p><p> Итак, под понятием жилого помещения, выделенного из специализированного муниципального или федерального реестра, понимаются комфортабельные постройки, которые отвечают всем требованиям, прописанным в Постановлении Правительства РФ под № 42, подлежащие для проживания на их территории конкретных категорий граждан.</p><p><iframe title=

В перечень специализированного жилищного фонда включены:

  • жилые помещения, относящиеся к категории служебного жилья;
  • помещения, которые располагаются в общежитиях;
  • квартиры, подходящие под категорию жилищного маневренного фонда;
  • жилье, предназначенное для обеспечения нуждающихся граждан в социальном обслуживании;
  • квартиры из жилого фонда, которые выделяются временным переселенцам;
  • помещения, из жилищного фонда, предназначенные для беженцев;
  • жилплощадь, которая предназначена для отдельных категорий граждан, прописанных в ст. 92 ЖК РФ.

Здания, включенные в список жилого фонда муниципального или же государственного уровня имеют уникальный правовой режим, который ограничивает права нанимателей и собственников распоряжаться этим имуществом.

В частности, объекты недвижимости не могут быть отчуждены, сданы в аренду или коммерческий наем. Предоставление специализированных жилых помещений возможно только по договору специализированного найма.

Подобный законодательный порядок возник в силу того, что у подобных сооружений имеется узкое целевое направление, нарушение которого непозволительно.

Предоставление специализированных жилых помещений

Порядок выдела квартир из жилого фонда специального предназначения муниципального или государственного уровня подразумевает наличие определенных оснований, которые позволяют органам госвласти с гражданами заключить договор найма.

Итак, основания предоставления специализированного жилья закреплены в ст. 99 ЖК РФ. В частности, в данной правовой норме указано, что в качестве ключевого основания выступает решение собственника о выделении квартиры из жилого фонда нуждающимся категориям граждан.

При этом собственники действуют от имени муниципального или же государственного органа власти.

Но следует отметить, что выступая от муниципального или же федерального органа, собственники помещений в рамках жилого фонда не могут распоряжаться зданиями, которые предназначены для конкретных категорий жителей РФ с целью обеспечения должного уровня социальной защиты (п.7 ст.98 ЖК РФ).

Специализированная недвижимость из жилого фонда предоставляется нуждающимся субъектам правоотношений именно в той местности, где он заинтересован в ее получении или проживает.

Иными словами, программы имеют определенную адресную привязанность. В соответствии со ст. 101 ЖК РФ, собственник квартиры в рамках муниципального или же федерального жилищного фонда обязуется передать для пользования объект недвижимости, соблюдая законодательный порядок, второму участнику договора нанимателю для временной эксплуатации.

Основания предоставления специализированных жилых помещений и условия пользования квартирами прописываются в договоре соцнайма.

В частности, в рамках контракта описывается основной предмет договора, правомочия и обязанности сторон (как наймодателя собственника, так и нанимателя).

Учитываются и интересы членов семьи нанимателя, которые будут проживать на единой территории с ключевым заявителем.

Договор найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда муниципального уровня заключается только в письменно форме, при этом должен быть соблюден законодательный порядок.

В частности, контракт должен быть представлен в уполномоченный орган государственной регистрации в типовом виде, образец которого разработан Правительством РФ.

Законодатель разрешает вносить некоторые изменения в сам договор специализированного найма, но он не должен существенным образом трансформировать официальный документ, а должен быть направлен на конкретизацию прав и обязанностей участников и пр.

Решение о предоставлении специализированного жилья

Решение о предоставлении нуждающимся категориям граждан квартиры из жилого фонда муниципального или федерального уровня принимается уполномоченным на то органом власти, в чью компетенцию входит подобная работа в сфере социальной защиты. Только принятие такого решения может служить юридическим основанием для того, чтобы с нанимателем был подписан договор найма жилого помещения.

Однако стоит помнить о том, что между уровнями государственной власти существует строгая градация компетенций. Иными словами, в соответствии с Постановлением Правительства под № 179, на федеральном уровне принимать решения о выделе помещения из жилищного фонда могут только федеральные органы исполнительной власти.

Органы высшей власти принимают решение о включении того или иного объекта недвижимости в перечень жилищного фонда специализированного предназначения, но только в рамках Федерации.

В правовом поле субъектов РФ подобные решения могут принимать органы региональной власти. Об этом свидетельствует правовая норма, закрепленная в ст. 13 ЖК РФ. Тогда как распределение муниципального жилья специализированного фонда входит в полномочия органов местной власти, что подкрепляется ст. 14 настоящего Кодекса.

Подобное разграничение полномочий между органами госвласти муниципального и федерального уровня очень важно, так как из-за нарушения законодательного порядка принятое решение может быть признано посредством суда недействительным.

Это обуславливается действием правовых норм, прописанных в гражданском законодательстве.

В частности, непосредственную роль здесь играет статья 168 ГК РФ, в которой прописаны все основания, которые могут послужить детерминантой признания недействительности осуществленной сделки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жилые помещения, которые числятся в фонде специального назначения, это недвижимое имущество, которое может быть выделено только строго ограниченному кругу граждан РФ.

Не стоит путать понятия договор социального найма и договор специализированного найма, так как, несмотря на определенную схожесть, эти контракты имеют и ключевые отличия, несоблюдение которых может поставить крест на легитимности всей сделки.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/osnovaniya-predostavleniya-specializirovannogo-zhilya.html

Проверочный тест — pravodum

Право на получение жилого помещения имеют</span>» width=»300″ height=»201″ class=»alignleft size-medium» /></p><p><strong>Задание 1</strong></p><p><strong>Вопрос 1. Жилое помещение – это изолированное помещение, пригодное для проживания граждан, которое соответствует:</strong></p><p>1)    эпидемиологическим нормам;</p><p>2)    санитарным нормам; </p><p>3)    проектным нормам;</p><p>4)    типовым нормам;</p><p>5)    строительным нормам.</p><p><strong>Вопрос 2. К жилым помещениям относятся:</strong></p><p>1)    часть жилого дома;  </p><p>2)    часть жилого квартала;</p><p>3)    часть жилого комплекса;</p><p>4)    часть жилищного комплекса;</p><p>5)    часть нежилого фонда.</p><p><strong>Вопрос 3. Совокупность источников жилищного права охватывается понятием … </strong></p><p>1)    «жилищный закон»;</p><p>2)    «жилищный кодекс»;</p><p>3)    «жилищное законодательство»;  </p><p>4)    «жилищное право»;</p><p>5)    «жилищные правоотношения».</p><p><strong>Вопрос 4. Жилищный кодекс РФ № 188-ФЗ вступил в действие:</strong></p><p>1)    в 2004г.;</p><p>2)    <b>в 2005 г.</b>;  </p><p>3)    в 2006 г.;</p><p>4)    еще не вступил в действие;</p><p>5)    начнет действовать с 2007 г.</p><p><strong>Вопрос 5. Жилище – это не только жилые комнаты, но и:</strong></p><p>1)    номер в гостинице;</p><p>2)    балкон;</p><p>3)    коридор;</p><p>4)    веранда;</p><p>5)   <b> все указанные помещения.   </b></p><p><strong>Задание 2</strong></p><p><strong>Вопрос 1. Свобода выбора места жительства означает, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право:</strong></p><p>1)    заключить договор социального найма;</p><p>2)    заключить договор аренды;</p><p>3)    <b>выбирать место жительства; </b> </p><p>4)    приобретать жилье в собственность;</p><p>5)    размещать в жилых домах промышленные производства.</p><p><strong>Вопрос 2. В соответствии с ЖК РФ квартирой признается:</strong></p><p>1)    <b>структурно обособленное помещение в многоквартирном доме; </b> </p><p>2)    выделенные в собственность изолированные помещения;</p><p>3)    одна или несколько жилых комнат;</p><p>4)    несколько жилых комнат, которыми распоряжается один гражданин;</p><p>5)    одна или несколько комнат, имеющих различное назначение и находящихся в ведении определенного гражданина.</p><p><strong>Вопрос 3. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая:</strong></p><p>1)    площадь жилых комнат;</p><p>2)    площадь коридора;</p><p>3)    площадь кухни;</p><p>4)    площадь кладовки;</p><p>5)    <b>все указанные виды площадей.   </b></p><p><strong>Вопрос 4. Государственный жилищный фонд — это: </strong></p><p>1)    совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан;</p><p>2)    совокупность жилых помещений, находящихся в собственности юридических лиц;</p><p>3)    совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям;</p><p>4)    <b>совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ и субъектам РФ;</b></p><p>5)    все указанные жилые помещения.</p><p><strong>Вопрос 5. Как часто проводится плановый технический учет жилищного фонда, осуществляемый бюро технической инвентаризации?</strong></p><p>1)    каждый год;</p><p>2)    один раз в два года;</p><p>3)    один раз в три года;</p><p>4)    один раз в пять лет;  </p><p>5)    один раз в десять лет.</p><p><strong>Задание 3</strong></p><p><strong>Вопрос 1. Государственная жилищная инспекция состоит:</strong></p><p>1)    из главной государственной жилищной инспекции РФ;  </p><p>2)    из основной государственной жилищной инспекции;</p><p>3)    из Генеральной жилищной инспекции РФ;</p><p>4)    из муниципальных инспекций;</p><p>5)    из инспекций жилищных и жилищно-строительных кооперативов.</p><p><strong>Вопрос 2. Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется:</strong></p><p>1)    органом государственной власти субъекта РФ;</p><p>2)    <b>органом местного самоуправления;</b>  </p><p>3)    органом, избираемым собранием собственников жилья;</p><p>4)    жилищной инспекцией;</p><p>5)    бюро технической инвентаризации.</p><p><strong>Вопрос 3. По своей правовой природе договор найма является:</strong></p><p>1)   <b> социальным, односторонним;</b></p><p>2)    коммерческим, односторонним;</p><p>3)    односторонним, возмездным;</p><p>4)    двусторонним, возмездным;  </p><p>5)    односторонним, консенсуальным.</p><p><strong>Вопрос 4. С какой категорией лиц заключается договор социального найма?</strong></p><p>1)    с любыми лицами;</p><p>2)    с любыми лицами за плату;</p><p>3)    с малоимущими, нуждающимися в жилье за плату;</p><p>4)   <b> с малоимущими, нуждающимися в жилье бесплатно или за доступную плату;   </b></p><p>5)    с любыми лицами, нуждающимися в жилье бесплатно или за доступную плату.</p><p><strong>Вопрос 5. На какой срок заключается договор социального найма жилого помещения?</strong></p><p>1)    на определенный срок;</p><p>2)    на 10 лет;</p><p>3)    на 5 лет;</p><p>4)    на 25 лет;</p><p>5)   <b> без установления срока его действия</b>.  </p><p><strong>Задание 4</strong></p><p><strong>Вопрос 1. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется:</strong></p><p>1)   <b> органом местного самоуправления;   </b></p><p>2)    государственной жилищной инспекцией;</p><p>3)    бюро технической инвентаризации;</p><p>4)    органом, избираемым общим собранием собственников жилья;</p><p>5)    государственной технической инспекцией жилья.</p><p><strong>Вопрос 2. Кто имеет первоочередное право на получение жилья по договору социального найма?</strong></p><p>1)    малоимущие;</p><p>2)    нуждающиеся в жилье;</p><p>3)    государственные служащие;</p><p>4)    <b>инвалиды и участники Великой Отечественной войны;   </b></p><p>5)    все перечисленные категории граждан.</p><p><strong>Вопрос 3. Может ли быть передано право на первоочередное получение жилой площади?</strong></p><p>1)    может быть передано только ближайшим родственникам;</p><p>2)    может быть передано любому лицу;</p><p>3)    не может быть передано никому, кроме близких родственников;</p><p><b>4)    не может быть передано никому, включая ближайших родственников;   </b></p><p>5)    не может быть передано другому лицу, за исключением наследников 1,2, 3 и 4 очередей.</p><p><strong>Вопрос 4. Жилье по договору социального найма предоставляется в соответствии:</strong></p><p>1)    <b>с нормой представления</b>;  </p><p>2)    с нормой жилья;</p><p>3)    с нормой жилищного пользования;</p><p>4)    с нормой общей жилой площади;</p><p>5)    со всеми перечисленными нормами.</p><p><strong>Вопрос 5. Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12. 2004 г. № 817 вступил в силу:</strong></p><p>1)    с 1 января 2004 г.;</p><p>2)    <b>с 1 января 2005 г.</b>;  </p><p>3)    с 1 января 2006 г.;</p><p>4)    с 1 марта 2006 г.;</p><p>5)    еще не вступил в действие.</p><p><strong>Задание 5</strong></p><p><strong>Вопрос 1. Договор социального найма:</strong></p><p>1)    <b>может быть расторгнут по соглашению сторон; </b> </p><p>2)    не может быть расторгнут по соглашению сторон;</p><p>3)    может быть расторгнут по желанию временного жильца;</p><p>4)    может быть расторгнут пожеланию арендатора;</p><p>5)    вообще не может быть расторгнут.</p><p><strong>Вопрос 2. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся:</strong></p><p>1)    дети, проживающие раздельно;</p><p>2)    родители, проживающие раздельно и ведущие совместное хозяйство;</p><p>3)    супруги, проживающие раздельно;</p><p>4)    <b>супруг, проживающий совместно с ним;</b>  </p><p>5)    нетрудоспособные иждивенцы нанимателя, проживающие с ним раздельно.</p><p><strong>Вопрос 3. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей:</strong></p><p>1)    требуется согласие наймодателя;</p><p>2)     требуется согласие членов семьи нанимателя;</p><p>3)    требуется согласие наймодателя и членов семьи нанимателя;</p><p>4)    <b>не требуется согласие членов семьи нанимателя и наймодателя</b>;  </p><p>5)    требуется согласие наймодателя, всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, органов местного самоуправления.</p><p><strong>Вопрос 4. Не влечет за собой изменения прав и обязанностей по договору социального найма временное отсутствие:</strong></p><p>1)    нанимателя жилого помещения;</p><p>2)    членов семьи нанимателя;</p><p>3)    кого-либо из проживающих совместно с нанимателем;</p><p>4)    наймодателя;</p><p>5)    <b>всех этих граждан.</b>  </p><p><strong>Вопрос 5. Для передачи в поднаем жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, требуется согласие:</strong></p><p>1)    только наймодателя;</p><p>2)    только проживающих совместно с нанимателем членов его семьи;</p><p>3)    всех нанимателей;</p><p>4)    <b>всех нанимателей и проживающих с ними совместно членов их семей; </b> </p><p>5)    нанимателя и проживающих с ним совместно совершеннолетних членов его семьи.</p><p><strong>Задание 6</strong></p><p><strong>Вопрос 1. В каких случаях производится выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, с предоставлением других, благоустроенных жилых помещений?</strong></p><p><b>1)    если жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;   </b></p><p>2)    если граждане используют жилое помещение не по назначению;</p><p>3)    если бесхозно обращаются с жилым помещением;</p><p>4)    если систематически нарушают права соседей;</p><p>5)    во всех указанных случаях.</p><p><strong>Вопрос 2. В каких случаях не допускается обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма?</strong></p><blockquote class=

1)    если жилые помещения расположены в разных населенных пунктах на территории РФ;

2)    если обмениваемое жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания;  

3)    если жилые помещения расположены в одном населенном пункте на территории РФ;

4)    если обмениваемые жилые помещения имеют различную жилую площадь;

5)    если обмениваемые жилые помещения имеют различную оценочную стоимость.

Вопрос 3. Договор коммерческого найма является:

1)    односторонним, возмездным;

2)    взаимным, возмездным, консенсуальным;  

3)    взаимным, безвозмездным;

4)    односторонним, консенсуальным;

5)    двусторонним, безвозмездным, консенсуальным.

Вопрос 4. Какие условия обязательно должны быть указаны в договоре коммерческого найма?

1)    наймодатель и наниматель;

2)    предмет договора;

3)    права и обязанности сторон;

4)    граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем;

5)    все указанные условия.  

Вопрос 5. Наниматель жилого помещения по договору коммерческого найма жилого помещения:

1)    не вправе в любое время расторгнуть этот договор;

2)    вправе в любое время расторгнуть этот договор без предупреждения;

3)    вправе в любое время расторгнуть договор найма с письменного предупреждения об этом наймодателя за 3 месяца c письменного согласия членов семьи;  

4)    вправе расторгнуть договор найма с письменного согласия других граждан, постоянно с ним проживающих;

5)    вправе расторгнуть договор найма, предупредив о расторжении на 1 месяц.

Задание 7

Вопрос 1. Право собственности на жилое помещение – это право владения, пользования и распоряжения жилым помещением. Распоряжение включает:

1)    фактическое обладание жилым помещением;

2)    реальное обладание жилым помещением;

3)    извлечение дохода от принадлежащего ему жилого помещения;

4)    отчуждение жилого помещения в собственность другим лицам;  

5)    извлечение пользы собственником жилого помещения.

Вопрос 2. Что является объектом права собственности на жилое помещение?

1)    квартира;

2)    комната;

3)    жилой дом;

4)    часть жилого дома;

5)    помещение, предназначенное для постоянного проживания.  

Вопрос 3. Жилое помещение может находиться:

1)    в частной;  

2)    в общей – долевой собственности;

3)    в общей собственности;

4)    в собственности юридических лиц;

5)    в собственности физических лиц.

Вопрос 4. Способы, возникновение права собственности делятся на 2 группы: первоначальные и производные. К первоначальным относятся:

1)    приобретение права собственности в силу приобретательной давности;  

2)    купля-продажа;

3)    договор мены;

4)    договор дарения;

5)    договор ренты.

Вопрос 5. Приобретательная давность – такой способ приобретения жилья в собственность, когда лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным жилым помещением в течение:

1)    10 лет;

2)    15 лет;  

3)    20 лет;

4)    25 лет;

5)    30 лет.

Задание 8

Вопрос 1. Гражданин, которому по завещательному отказу предоставлено право пользования жилым помещением на указанный в завещании срок имеет право:

1)    пользоваться наравне с собственниками жилого помещения;  

2)    приравнивается в правах к временному жильцу;

3)    признается сонанимателем жилого помещения;

4)    признается арендатором жилого помещения;

5)    заключает договор социального найма жилого помещения.

Вопрос 2. Какие помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда?

1)    жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

2)    жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

3)    служебные жилые помещения;

4)    жилые помещения в общежитиях;

5)    все перечисленные жилые помещения.  

Вопрос 3.Договор найма специализированного жилого помещения прекращается:

1)    в связи с утратой такого жилого помещения;  

2)    по соглашению сторон;

3)    нанимателем специализированного жилого помещения в любое время;

4)    при неисполнении нанимателем обязательств по договору найма такого помещения;

5)    при неисполнении членами семьи нанимателя условий договора по найму специализированного жилого помещения.

Вопрос 4. Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом – обычно:

1)    с 0 часов текущих суток по местному времени;

2)    с 8 часов текущих суток по местному времени;

3)    с 12 часов текущих суток по местному времени;  

4)    с 18 часов текущих суток по местному времени;

5)    с 22 часов текущих суток по местному времени.

Вопрос 5. Что представляет собой перепланировка жилого помещения?

1)    установку инженерных сетей;

2)    замену санитарно-технического оборудования;

3)    перенос электрического оборудования;

4)    изменение конфигурации жилого помещения;  

5)    установку газового и иного оборудования.

Задание 9

Вопрос 1. Товариществом собственников жилья признается:

1)    коммерческая организация, объединение собственников;

2)    коммерческая организация, объединение собственников помещений;

3)    некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме;  

4)    некоммерческая организация, объединения собственников;

5)    коммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме.

Вопрос 2. Товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований:

1)    ЖК РФ;

2)    других федеральных законов;

3)    иных нормативных правовых актов;

4)    устава товарищества;

5)    всех перечисленных нормативно-правовых актов.  

Вопрос 3. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на:

1)    два года; 

2)    три года;

3)    пять лет;

4)    семь лет;

5)    десять лет.

Вопрос 4. Председатель правления товарищества собственников жилья действует:

1)    от своего имени;

2)    по доверенности от имени товарищества;

3)    по доверенности, но от своего имени;

4)    без доверенности от имени товарищества; 

5)    может действовать любым из перечисленных способов.

Вопрос 5. Согласно Федеральному закону «О введение в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все их члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения подлежат преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации в срок до 1 января:

1)    2005 г.;

2)    2006 г.;

3)    2007 г.;  

4)    2008 г.;

5)    2009 г.

Задание 10

Вопрос 1. Членство в жилищном кооперативе прекращается в случае:

1)    полной выплаты пая;

2)    ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива;  

3)    отказа супруга от вступления в члены жилищного кооператива;

4)    отказ других членов семьи от вступления в члены жилищного кооператива;

5)    во всех перечисленных случаях.

Вопрос 2. Какие платежи включены в плату за коммунальные услуги?

1)    за холодное и горячее водоснабжение;

2)    электроснабжение;

3)    газоснабжение;

4)    отопление;

5)    все перечисленные платежи.  

Вопрос 3. Приватизация жилых помещений – это:

1)    платная передача в собственность гражданам РФ, иностранным гражданам на государственной основе занимаемых ими помещений;

2)    бесплатная передача в собственность гражданам РФ и иностранным гражданам на государственной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном жилищном фонде;

3)    бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде;  

4)    платная передача в собственность юридическим и физическим лицам государственных и муниципальных жилых помещений;

5)    бесплатная передача в собственность физическим, юридическим лицам и другим субъектам права пользования жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилого фонда.

Вопрос 4. Наследование жилых помещений – это:

1)    переход жилых помещений наследодателя в пользование его наследников;

2)    переход жилых помещений умершего лица в собственность его наследников;  

3)    перевод жилых помещений наследодателя в пользование его наследников;

4)    заключение договора на наследуемое жилое помещение;

5)    перевод жилых помещений умершего лица во владение его наследников.

Вопрос 5. Временем открытия наследства признается:

1)    день принятия наследства;

2)    день обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства;

3)    день смерти гражданина;  

4)    день выдачи свидетельство о смерти гражданина;

5)    день выдачи медицинского заключения о смерти гражданина

Источник: https://www.sites.google.com/site/pravodum/zilisnoe-pravo/proverocnyj-test

Advokat25
Добавить комментарий