Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания

Содержание
  1. Водородный двигатель; устройство, принцип работы, перспективы
  2. Гибридные модели и возможные модификации
  3. Трудности эксплуатации водородных ДВС
  4. Перспективы развития
  5. Водородный двигатель: типы,устройство,принцип работы,фото,видео
  6. Типы водородных двигателей
  7. устройство и принцип работы
  8. минусы водородного мотора
  9. рекомендации по созданию водородного двигателя своими руками
  10. формирование водородного агрегата
  11. двигатель на водородных топливных элементах
  12. трудности эксплуатации водородных двс
  13. перспективы развития
  14. Автомобильные стекла: что это такое и какие виды бывают?
  15. Водородный двигатель: принцип работы и устройство
  16. Двигатель на водородных топливных элементах
  17. Водородный двигатель: дальнейшие перспективы
  18. Подведем итоги
  19. Водородный генератор своими руками – схема, конструкция установки, чертежи
  20. Создание опытного образца
  21. О водородной ячейке мейера
  22. Реактор из пластин
  23. Выгодно ли получать водород в домашних условиях
  24. Заключение
  25. Водород в автомобилях: Опасности и сложности использования
  26. Давайте рассмотрим некоторые из причин, в том числе серьезные опасности, которые могут быть связаны с водородной энергетикой
  27. И наконец последними, возглавляющими наш список минусов водородных технологий являются: — смертельные опасности, связанные с жидким и газообразным водородом
  28. Действительно ли водород на столько опасен?
  29. Mazda RX-8 hydrogen
  30. Краткий обзор опытно-конструкторских работ по использованию в двигателях внутреннего сгорания добавок водорода к топливовоздушным смесям и практическое использование их результатов

Водородный двигатель; устройство, принцип работы, перспективы

Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания</span>» width=»300″ height=»169″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>После исчерпывания природных запасов нефти, людям придется полностью положиться на альтернативные виды получения энергии. Водородный двигатель, как замена ДВС, работающих на черном золоте, является одной из перспектив будущих десятилетий.</p><p>Силовые установки такого типа имеют больший КПД и меньшую степень токсичности выхлопных газов. Впрочем, главное преимущество моторов, работающих на водороде, – неограниченный запас сырья для производства топлива. Вода, именно она может стать основой топлива будущего.</p><p>Интерес к использованию водорода появился еще во время топливного кризиса 70-х годов, но первый водородный двигатель был изобретен только в начале XIX столетия. Действительное применение технология получила во время блокады Ленинграда, когда водородом заправляли лебедки аэростатов, транспорт.</p><p>Несмотря на очевидные преимущества, знания способов получения водорода и его использования для работы двигателя внутреннего сгорания, существует несколько значительных «но», замедляющих внедрение этой прогрессивной технологии.</p><h3>Особенности водорода, как топлива для ДВС</h3><ul><li>после сгорания остается только водяной пар;</li><li>реакция происходит намного быстрей, чем в случаи с бензином либо дизелем;</li><li>детонационная устойчивость позволяет повысить степень сжатия;</li><li>благодаря своей летучести, водород способен проникать в самые малые полости, зазоры между деталями (лишь особые сплавы повышенной прочности способны переносить разрушительное воздействия водорода на структуру металла);</li><li>теплоотдача сгорания водорода в 2,5 раза больше, чем у бензиновой смеси;</li><li>широкий диапазон реакции. Минимальная пропорция водорода, достаточная для реакции с кислородом, составляет всего 4%. Такая особенность позволяет настраивать режимы работы двигателя, дозируя консистенцию смеси;</li><li>хранение водорода осуществляется в сжатом или жидком агрегатном состоянии. При пробое бака, газ под давлением испаряется.</li></ul><p>Ввиду перечисленных выше особенностей, использования водорода, как чистого топлива для ДВС, невозможно без внедрения изменений конструкции силового агрегата, а также навесного оборудования.</p><h3>Устройство и принцип работы</h3><p>Главное отличие двигателей на водороде от привычных нам сейчас бензиновых либо дизельных аналогов заключается в способе подачи и воспламенении рабочей смеси. Принцип преобразования возвратно-поступательных движений КШМ в полезную работу остается неизменным.</p><p> Ввиду того что горение топлива на основе нефтепродуктов происходит медленно, камера сгорания наполняется топливно-воздушной смесью немного раньше момента поднятия поршня в свое крайнее верхнее положение (ВМТ). Молниеносная скорость реакции водорода позволяет сдвинуть время впрыска к моменту, когда поршень начинает свое возвратное движение к НМТ.</p><p> При этом давление в топливной системе не обязано быть высоким (4 атм. достаточно).</p><blockquote class=

В идеальных условиях водородный двигатель может иметь систему питания закрытого типа. Процесс смесеобразования происходит без участия атмосферного воздуха.

После такта сжатия в камере сгорания остается вода в виде пара, который проходя через радиатор, конденсируется и превращается обратно в Н2О.

Такой тип аппаратуры возможен в том случаи, если на автомобиле установлен электролизер, который отделит с полученной воды водород для повторной реакции с кислородом.

На практике такой тип системы осуществить пока что сложно. Для исправной работы и уменьшения силы трения в моторах используется масло, испарения которого являются частью отработанных газов. На современном этапе развития технологий устойчивая работа и беспроблемный запуск двигателя, работающего на гремучем газе, без использования атмосферного воздуха неосуществимы.

Гибридные модели и возможные модификации

Благодаря большому интересу к использованию водорода в качестве топлива для ДВС, гидродвигатели внутреннего сгорания имеют различные модификации и типы исполнения.

Схема устройства гибридного водородного двигателя

Мотор, разработанный В.С. Кащеевым, имеет иное устройство. Помимо впускного клапана (6) для подачи воздуха, выпускного для вывода выхлопных газов (7), ГБЦ имеет отдельный клапан для подачи водорода (9) и свечу зажигания (10), которые находятся в предкамере (8). Последняя расположена в ГБЦ выше уровня поршня в положении НМТ.

После преодоления поршнем НМТ в камеру сгорания подается и воспламеняется водород (предварительно поршень затягивает воздух через впускные клапаны). В это же самое время открываются выпускные клапаны.

Из-за разницы атмосферного давления, отработанные газы устремляются в выпускной коллектор, создавая за собой вакуум, который перемещает поршень к ВМТ и за счет импульса обратно в крайнее нижнее положение.

Как видим, принцип немного отличается, но суть остается неизменной.

Технология гибридных силовых установок – это промежуточная ступень между началом использования водорода в качестве топлива и полным отказом от использования нефтепродуктов. Автомобили с моторами такого типа могут передвигаться как на бензине, так и на водороде.

Еще более широкого распространения получило применение водорода в качестве компонента топливно-воздушной смеси. Для работы ДВС используется обычное топливо и небольшая часть гремучего газа. Это позволяет повысить степень сжатия, и уменьшить токсичность выхлопных газов.

Одним из возможных путей развития двигателей на водороде является применение силовых установок с топливными элементами. Во время химической реакции водорода и кислорода выделяется энергия, которая используется для питания электродвигателей автомобиля.

Трудности эксплуатации водородных ДВС

Главное препятствие на пути внедрения технологии – это стоимость получения водорода (Н2), а также комплектующих для его хранения и транспортировки. К примеру, для сохранения сжиженного состояния нужно поддерживать стабильную температуру -253º С. Наиболее доступный способ получения Н2 – это электролиз воды.

Промышленное снабжение водородом требует больших энергетических затрат. Рентабельным этот процесс сможет сделать ядерная энергетика, которой также пытаются найти рациональную альтернативу. Транспортировка и хранение газа требуют использования дорогостоящих материалов и высококачественных механизмов.

К другим недостаткам водородного топлива можно отнести:

  • взрывоопасность. В замкнутом пространстве достаточная для реакции концентрация гремучего газа может спровоцировать взрыв. Усугубить ситуацию способна высокая температура воздуха. Из-за высокой степени диффузности водорода существует риск попадания Н2 в выхлопной коллектор, где реакция с горячими выхлопными газами приведет к возгоранию смеси. Роторный двигатель, ввиду особенностей компоновки, является более предпочтительным для водородного автомобиля;
  • для хранения водорода требуется емкость большого объема, а также специальные системы, препятствующие улетучиванию Н2 и обеспечивающие защиту от механических деформаций. Если для автобусов, грузовиков либо водного транспорта такая особенность не играет большой роли, то легковые автомобили теряют ценные кубометры багажного отделения;
  • в режимах высокотемпературных нагрузок водород способен провоцировать разрушительное воздействие на детали цилиндропоршневой группы и моторное масло. Применение соответствующих сплавов и смазочных материалов ведет к удорожанию производства и эксплуатации двигателей, работающих на водороде.

Перспективы развития

Автомобилестроение – далеко не единственная область, где могут применяться водородные двигатели. Водный, железнодорожный транспорт, авиация, а также различная вспомогательная спецтехника могут использовать силовые установки подобного типа.

Интерес к внедрению технологии водородных двигателей проявляют как дочерние предприятия, так и крупные автоконцерны (BMW, Volskwagen, Toyota, GM, Daimler AG и прочие).

Уже сейчас на дорогах можно встретить не только опытные образцы, но и полноценные представители модельного ряда, приводимые в движение с помощью водорода. BMW 750i Hydrogen, Honda FSX, Toyota Mirai и многие другие модели отлично зарекомендовали себя во время дорожных испытаний.

К сожалению, высокая стоимость водорода, отсутствие инфраструктуры заправочных станций, а также достаточного количества квалифицированных сотрудников, оборудования для ремонта и обслуживания не позволяют запустить такие автомобили в массовое производство.

Оптимизация всего цикла использования гремучего газа являются первоначальной задачей области развития водородной энергетики.

Источник: https://autolirika.ru/teoriya/ustrojstvo-vodorodnogo-dvigatelya.html

Водородный двигатель: типы,устройство,принцип работы,фото,видео

Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания</span>» width=»300″ height=»148″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Первым разработчиком, представившим водородный двигатель для автомобиля широкой публике, был концерн «Тойота». Ещё в 1997 году ими был презентован внедорожник FCHV, который тогда так и не запустили в серийное производство</p><p>Сегодня ведут исследования и другие компании, среди них:</p><ul><li>Honda Motor,</li><li>Volkswagen,</li><li>General Motors,</li><li>Daimler AG,</li><li>Ford Motor,</li><li>BMW и так далее.</li></ul><h3>История создания водородного двигателя</h3><p>Начнем с того, что идеи построить водородный мотор появились еще в 1806 г. Основоположником стал Франсуа Исаак де Риваз, который получал водород из воды методом электролиза. Как видно, двигатель на водороде «родился» задолго до того, как был поднят ряд вопросов касательно окружающей среды и токсичности выхлопа.</p><p>Другими словами, попытки запустить ДВС на водороде были предприняты не для защиты окружающей среды, а в целях банального использования водорода в качестве топлива. Спустя несколько десятков лет (в 1841 г.) был выдан первый патент на такой двигатель, в 1852 г. в Германии появился агрегат, который успешно работал на смеси воздуха и водорода.</p><p><iframe title=

Во времена Второй мировой войны, когда возникли сложности с поставками нефтяного топлива, техник из СССР Борис Исаакович Шелищ, который был родом из Украины, заложил основы российской водородной энергетики.

Он также предложил использовать смесь водорода и воздуха в качестве горючего  для ДВС, после чего его идеи быстро нашли практическое применение. В результате появилось около полутысячи двигателей, работавших на водороде.

Однако после окончания войны дальнейшее развитие водородного двигателя было приостановлено как в СССР, так и во всем мире. Затем об этом двигателе вспомнили только тогда, когда в 70-е годы XX века случился топливный кризис. В результате компания BMW в 1979 г.

построила автомобиль, двигатель которого использовал водород в качестве основного топлива. Агрегат работал относительно стабильно, не было взрывов и выбросов водяного пара.

Другие автопроизводители также начали работы в этой области, в результате чего к концу XX века появилось не только много прототипов, но и вполне успешно действующих образцов двигателей на водородном топливе (бензиновый и дизельный двигатель на водороде).

Однако после того как топливный кризис окончился, работы над водородными ДВС также были свернуты. Сегодня интерес к альтернативным источникам энергии снова растет, теперь уже по причине серьезных экологических проблем, а также с учетом того, что запасы нефти на планете быстро сокращаются и на нефтепродукты закономерно растут цены.

Также правительства многих стран стремятся стать энергонезависимыми, а водород является вполне доступной альтернативой. На сегодняшний день над водородными ДВС ведут работы GM, BMW, Honda, корпорация Ford и т.д.

Типы водородных двигателей

наука непрерывно развивается. каждый день придумываются новые концепты. но только лучшие из них воплощаются в жизнь. сейчас существует всего два типа водородных двигателей, которые могут быть рентабельными и производительными.

первый тип водородного двигателя работает на топливных элементах. к сожалению, водородные двигатели данного типа до сих пор имеют высокую стоимость. дело в том, что в конструкции содержаться дорогие материалы вроде платины.

ко второму типу относятся водородные двигатели внутреннего сгорания. принцип работы таких устройств сильно напоминает пропановые модели. именно поэтому их часто перенастраивают для работы под водород. к сожалению, кпд подобных устройств на порядок ниже тех, что функционируют на топливных элементах.

на данный момент тяжело сказать, какая из двух технологий по созданию водородных двигателей победит. у каждой есть свои плюсы и минусы. в любом случае работы в данном направлении не прекращаются. поэтому, вполне возможно, что к 2030 году машину с водородным двигателем можно будет купить в любом автосалоне.

устройство и принцип работы

главное отличие двигателей на водороде от привычных нам сейчас бензиновых либо дизельных аналогов заключается в способе подачи и воспламенении рабочей смеси. принцип преобразования возвратно-поступательных движений кшм в полезную работу остается неизменным.

ввиду того что горение топлива на основе нефтепродуктов происходит медленно, камера сгорания наполняется топливно-воздушной смесью немного раньше момента поднятия поршня в свое крайнее верхнее положение (вмт). молниеносная скорость реакции водорода позволяет сдвинуть время впрыска к моменту, когда поршень начинает свое возвратное движение к нмт.

при этом давление в топливной системе не обязано быть высоким (4 атм. достаточно).

в идеальных условиях водородный двигатель может иметь систему питания закрытого типа. процесс смесеобразования происходит без участия атмосферного воздуха.

после такта сжатия в камере сгорания остается вода в виде пара, который проходя через радиатор, конденсируется и превращается обратно в н2о.

такой тип аппаратуры возможен в том случаи, если на автомобиле установлен электролизер, который отделит с полученной воды водород для повторной реакции с кислородом.

на практике такой тип системы осуществить пока что сложно. для исправной работы и уменьшения силы трения в моторах используется масло, испарения которого являются частью отработанных газов. на современном этапе развития технологий устойчивая работа и беспроблемный запуск двигателя, работающего на гремучем газе, без использования атмосферного воздуха неосуществимы.

минусы водородного мотора

водородные двигатели для автомобилей при всех плюсах не лишены недостатков:

  1. высокая стоимость, на которую влияют, во-первых, электрический генератор, во-вторых, необходимые для эксплуатации авто баки из углепластика.
  2. низкая энергетическая эффективность. у электромобиля кпд равняется 70%, у водородного топлива – 30%, если же водород получать из нефти, этот показатель увеличится примерно в 2 раза, но тогда появится углекислый газ.
  3. малое количество заправок. если в европе они хотя бы есть, то в россии такие заправочные станции в принципе отсутствуют.
  4. необходимость периодической проверки баллонов, заправленных водородом, в целях безопасности.
  5. увеличение веса машины и, как следствие, ухудшение маневренности.

безусловно, защита окружающей среды имеет огромное значение, но пока что автолюбители не готовы жертвовать собственным комфортом и деньгами ради экологии.

рекомендации по созданию водородного двигателя своими руками

в обычных условиях выделить гидроген из воды практически невозможно. для успешного протекания процесса необходимо использование специальных катализаторов. на сегодняшний день применяются такие их разновидности:

  1. достаточно простая конструкция, управляемая весьма примитивным механизмом, выполняется в виде цилиндрических банок. к сожалению, элементарное устройство данного катализатора негативно отразилось на производительности водородного двигателя. её максимальная величина характеризуется показателем 0,7 л газа, выделяемого за одну минуту. такой вид катализатора подходит для двс на водороде с небольшой ёмкостью, а именно до 1,5 литров. увеличение количества банок способствует возможности эксплуатации силового агрегата большего объёма;
  2. наилучшей эффективностью обладает катализатор, представленный обособленными ячейками. такая система характеризуется максимальным коэффициентом полезного действия;
  3. на долгосрочную эксплуатацию рассчитаны открытые пластины или сухой катализатор. благодаря свободному доступу воздуха из окружающей среды создаётся возможность наиболее эффективного охлаждения. из перечисленных разновидностей система имеет средний показатель производительности, выражающийся величиной, колеблющейся в пределах 1-2 л газа, выделяемого из воды на протяжении одной минуты.

конструкторские бюро и исследовательские институты не прекращают изыскания по разработке водородных двигателей, обладающих приемлемой производительностью при максимальном кпд.

уже сегодня практикуется применение гибридных устройств, в которых успешно сочетаются различные источники питания. оптимальной считается комбинация водорода с бензином.

также учёные продолжают поиски идеального катализатора, способного обеспечить наибольшую производительность.

формирование водородного агрегата

для начала надлежит обеспечить устройство трубопровода с добавочными ёмкостями датчик уровня жидкости, закреплённый в центре крышки, препятствует ложному срабатыванию во время движения вверх-вниз. этим прибором управляется система автоматической подпитки.

датчик давления регулирует подкачку воды, включая т отключая её при показателях соответственно 40 и 45 psi. при достижении нагрузки в 50 psi приводится в действие предохранитель, в конструкции которого предусмотрены две функционально значимые части:

  • вентиль аварийного сброса используется в экстремальных ситуациях;
  • разрывной диск, принцип работы которого заключается в активации при показателе давления в 60 psi, обеспечивая сохранность системы.

особое внимание следует уделить качественному отводу тепла. для этой цели подбирается наиболее холодная свеча.

двигатель на водородных топливных элементах

обратите внимание, под водородными двигателями понимаются как агрегаты, работающие на водороде (водородный двс), так и моторы, которые используют водородные топливные элементы. первый тип мы уже рассмотрели выше, теперь давайте остановимся на втором варианте.

топливный элемент на водороде фактически представляет собой «батарейку». другими словами, это водородный аккумулятор с высоким кпд около 50%. устройство основано на физико-химических процессах, в корпусе такого топливного элемента имеется особая мембрана, проводящая протоны. эта мембрана разделяет две камеры, в одной из которых стоит анод, а в другой катод.

в камеру, где расположен анод, поступает водород, а в камеру с катодом попадает кислород. электроды дополнительно покрыты дорогими редкоземельными металлами (зачастую, платиной).

 это позволяет играть роль катализатора, который оказывает воздействие на молекулы водорода.  в результате водород теряет электроны. одновременно протоны идут через мембрану на катод, при этом катализатор также воздействует и на них.

в итоге происходит соединение протонов с электронами, которые поступают снаружи.

такая реакция образует воду,  при этом электроны из камеры с анодом поступают в электрическую цепь. указанная цепь подключена к двигателю. простыми словами, образуется электричество, которое заставляет двигатель работать от такого водородного топливного элемента.

подобные водородные двигатели позволяет пройти не менее 200 км. на одном заряде. основным минусом является высокая стоимость топливных элементов по причине использования платины, палладия и других дорогих металлов.

в результате конечная стоимость транспорта с таким двигателем сильно возрастает.

трудности эксплуатации водородных двс

главное препятствие на пути внедрения технологии – это стоимость получения водорода (н2), а также комплектующих для его хранения и транспортировки. к примеру, для сохранения сжиженного состояния нужно поддерживать стабильную температуру -253º с. наиболее доступный способ получения н2 – это электролиз воды.

промышленное снабжение водородом требует больших энергетических затрат. рентабельным этот процесс сможет сделать ядерная энергетика, которой также пытаются найти рациональную альтернативу. транспортировка и хранение газа требуют использования дорогостоящих материалов и высококачественных механизмов.

к другим недостаткам водородного топлива можно отнести:

  • взрывоопасность. в замкнутом пространстве достаточная для реакции концентрация гремучего газа может спровоцировать взрыв. усугубить ситуацию способна высокая температура воздуха. из-за высокой степени диффузности водорода существует риск попадания н2 в выхлопной коллектор, где реакция с горячими выхлопными газами приведет к возгоранию смеси. роторный двигатель, ввиду особенностей компоновки, является более предпочтительным для водородного автомобиля;
  • для хранения водорода требуется емкость большого объема, а также специальные системы, препятствующие улетучиванию н2 и обеспечивающие защиту от механических деформаций. если для автобусов, грузовиков либо водного транспорта такая особенность не играет большой роли, то легковые автомобили теряют ценные кубометры багажного отделения;
  • в режимах высокотемпературных нагрузок водород способен провоцировать разрушительное воздействие на детали цилиндропоршневой группы и моторное масло. применение соответствующих сплавов и смазочных материалов ведет к удорожанию производства и эксплуатации двигателей, работающих на водороде.

перспективы развития

автомобилестроение – далеко не единственная область, где могут применяться водородные двигатели. водный, железнодорожный транспорт, авиация, а также различная вспомогательная спецтехника могут использовать силовые установки подобного типа.

интерес к внедрению технологии водородных двигателей проявляют как дочерние предприятия, так и крупные автоконцерны (bmw, volskwagen, toyota, gm, daimler ag и прочие).

уже сейчас на дорогах можно встретить не только опытные образцы, но и полноценные представители модельного ряда, приводимые в движение с помощью водорода.

bmw 750i hydrogen, honda fsx, toyota mirai и многие другие модели отлично зарекомендовали себя во время дорожных испытаний.

к сожалению, высокая стоимость водорода, отсутствие инфраструктуры заправочных станций, а также достаточного количества квалифицированных сотрудников, оборудования для ремонта и обслуживания не позволяют запустить такие автомобили в массовое производство. оптимизация всего цикла использования гремучего газа являются первоначальной задачей области развития водородной энергетики.

Автомобильные стекла: что это такое и какие виды бывают?

Источник: https://seite1.ru/zapchasti/vodorodnyj-dvigatel-tipyustrojstvoprincip-rabotyfotovideo/.html

Водородный двигатель: принцип работы и устройство

Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания</span>» width=»300″ height=»196″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Как известно, поршневой двигатель внутреннего сгорания имеет как плюсы, так и целый ряд определенных недостатков. Прежде всего, глобальной проблемой является токсичный выхлоп бензиновых и дизельных ДВС, а также постоянная потребность в нефтяном топливе. Не сильно меняется ситуация и после перевода автомобиля на газ, так как установка ГБО также не решает всех задач.</p><p>С учетом данных особенностей постоянно ведутся разработки альтернативных вариантов. Сегодня реальным конкурентом ДВС является электродвигатель. При этом относительно небольшой запас хода, высокая стоимость аккумуляторных батарей и всего электрокара (электромобиля) в целом, а также отсутствие развитой инфраструктуры по ремонту и обслуживанию таких машин закономерно тормозит их популяризацию.</p><p> По этой причине автопроизводители постоянно работают над тем, чтобы получить «безвредный» для окружающей среды и относительно дешевый в производстве силовой агрегат, который при этом не будет нуждаться в дорогом топливе.</p><p>Среди подобных двигателей следует отдельно выделить водородный ДВС, который вполне может заменить существующий на сегодня дизельный или бензиновый мотор, причем в обозримой перспективе. Давайте рассмотрим, как работает водородный двигатель, какую конструкцию имеет подобный мотор и в чем заключаются его особенности.</p><h3>Работа двигателя на водороде: особенности водородного ДВС</h3><p>Начнем с того, что двигатель внутреннего сгорания на водороде по своей конструкции не сильно отличается от обычного ДВС. Все те же цилиндры и поршни, камера сгорания и сложный кривошипно-шатунный механизм для преобразования возвратно поступательного движения в полезную работу.</p><p>Единственное, в цилиндрах сгорает не бензин, газ или солярка, а смесь воздуха и водорода. Также нужно учитывать и то, что способ подачи водородного топлива, смесеобразование и воспламенение также несколько другой по сравнению с аналогичными процессами в традиционных аналогах.</p><p> Прежде всего, горение водорода по сравнению с нефтяным топливом отличается тем, что водород сгорает намного быстрее. В обычном двигателе смесь бензина или солярки с воздухом заполняет камеру сгорания тогда, когда поршень почти поднялся в ВМТ (верхняя мертвая точка), затем топливо какое-то время горит и уже после этого газы давят на поршень.</p><p>На водороде реакция протекает быстрее, что позволяет сдвинуть наполнение цилиндра на момент, когда поршень уже начинает движение в НМТ (нижняя мертвая точка).</p><blockquote class=

Также после того, как протекает реакция, результатом становится обычная вода вместо токсичных выхлопных газов.

Как видно, на первый взгляд стандартный двигатель относительно легко подстроить под водородное топливо путем доработок впуска, выпуска и системы питания, однако это не так.

Первая проблема заключается в том, как получать необходимый водород. Как известно, водород находится в составе воды и является распространенным элементом, однако в чистом виде практически не встречается. По этой причине для максимальной автономности на транспортное средство нужно отдельно ставить водородные установки, чтобы «расщеплять» воду, позволяя мотору питаться необходимым топливом.

Идея кажется привлекательной. Более того, можно даже обойтись без наружного воздуха на впуске и создать закрытую топливную систему. Другими словами, после каждого раза, когда в камере сгорит заряд, в цилиндре будет оставаться водяной пар. Если этот пар пропустить через радиатор, произойдет конденсация, то есть снова образуется вода, из которой можно повторно получить водород.

Однако чтобы этого добиться, на автомобиле должна стоять установка для электролиза (электролизер), которая и будет отделять водород от воды, чтобы затем получить нужную реакцию с кислородом в камере сгорания. На практике установка получается сложной и дорогой, а создать такую закрытую систему довольно сложно.

Дело в том, что любой двигатель внутреннего сгорания независимо от типа топлива все равно нуждается в системе смазки, чтобы защитить нагруженные узлы и трущиеся пары.

Если просто, без моторного масла никак не обойтись. При этом масло частично попадает в камеру сгорания и затем в выхлоп.

Это значит, что полностью изолировать топливную систему на водороде (не использовать наружный воздух) практически нереализуемая задача.

По этой причине современные водородные двигатели внутреннего сгорания больше напоминают газовые двигатели, то есть агрегаты на газе пропане.

Чтобы использовать водород вместо пропана, достаточно изменить настройки такого ДВС. Правда, КПД на водороде несколько снижается. Однако и водорода нужно меньше, чтобы получить необходимую отдачу от мотора.

При этом никаких установок для автономного получения водорода не предполагается.

Что касается попытки подать водород в обычный бензиновый или дизельный двигатель, автоматически возникают риски и сложности. Прежде всего, высокие температуры и степень сжатия могут привести к тому, что водород будет вступать в реакцию с нагретыми элементами ДВС и моторным маслом.

Также даже небольшая утечка водорода может стать причиной того, что топливо попадет на разогретый выпускной коллектор, после чего может произойти взрыв или пожар. Чтобы этого не случилось, для работы на водороде чаще задействуют  роторные двигатели. Такой тип ДВС больше подходит для этой задачи, так как их конструкция предполагает увеличенное расстояние между впускным и выпускным коллектором.

Так или иначе, даже с учетом всех сложностей, ряд проблем удается обойти не только на роторных, но даже и на поршневых моторах, что позволяет водороду считаться достаточно перспективной альтернативой бензину, газу или солярке.

Например, экспериментальная версия модели BMW 750hL, которую представили в 2000 году, имеет водородный двигатель на 12 цилиндров. Агрегат успешно работает на таком горючем и способен разогнать автомобиль до скорости около 140 км/час.

Правда, никаких отдельных установок для получения водорода из воды  на машине не имеется. Вместо этого стоит особый бак, который просто заправлен водородом. Запас хода  на полном баке водорода составляет около 300  км. После того, как водород закончится, двигатель в автоматическом режиме начинает работать на бензине.

Двигатель на водородных топливных элементах

Обратите внимание, под водородными двигателями понимаются как агрегаты, работающие на водороде (водородный ДВС), так и моторы, которые используют водородные топливные элементы. Первый тип мы уже рассмотрели выше, теперь давайте остановимся на втором варианте.

Топливный элемент на водороде фактически представляет собой «батарейку». Другими словами, это водородный аккумулятор с высоким КПД около 50%. Устройство основано на физико-химических процессах, в корпусе такого топливного элемента имеется особая мембрана, проводящая протоны. Эта мембрана разделяет две камеры, в одной из которых стоит анод, а в другой катод.

В камеру, где расположен анод, поступает водород, а в камеру с катодом попадает кислород. Электроды дополнительно покрыты дорогими редкоземельными металлами (зачастую, платиной).

 Это позволяет играть роль катализатора, который оказывает воздействие на молекулы водорода.  В результате водород теряет электроны. Одновременно протоны идут через мембрану на катод, при этом катализатор также воздействует и на них.

В итоге происходит соединение протонов с электронами, которые поступают снаружи.

Такая реакция образует воду,  при этом электроны из камеры с анодом поступают в электрическую цепь. Указанная цепь подключена к двигателю. Простыми словами, образуется электричество, которое заставляет двигатель работать от такого водородного топливного элемента.

Подобные водородные двигатели позволяет пройти не менее 200 км. на одном заряде. Основным минусом является высокая стоимость топливных элементов по причине использования платины, палладия и других дорогих металлов. В результате конечная стоимость транспорта с таким двигателем сильно возрастает.

Водородный двигатель: дальнейшие перспективы

Сегодня над созданием экологичных двигателей трудятся многие компании. Некоторые идут по пути создания двигателей-гибридов, другие делают ставку на электромобили и т.д. Что касается водородных установок, в плане экологии и производительности данный вариант также может в ближайшее время составить конкуренцию ДВС на бензине, газе или дизтопливе.

Водородные двигатели показали себя несколько лучше, чем самые продвинутые электрокары. Например, японская модель Honda Clarity. Единственное, остался такой недостаток, как способы  и возможности заправки. Дело в том, что инфраструктура водородных заправочных станций не особенно развита, причем в мировом масштабе.

Также не особенно большим является и сам выбор водородных  легковых авто. Кроме Honda Clarity можно разве что упомянуть Mazda RX8 Hydrogen, а также BMW Hydrogen 7. Фактически это автомобили-гибриды, которые работают на жидком водороде и бензине. Еще можно добавить в список Mercedes GLC F-Cell. Эта модель имеет возможность подзарядки от бытовой сети электропитания и позволяет пройти до 500 км. на одном заряде.

Дополнительно стоит отметить модель Toyota Mirai. Автомобиль работает только на водороде, одного бака хватает на 600 км. Водородные двигатели еще встречаются на отечественной модели «Нива», а также устанавливаются корейцами на специальную версию внедорожника Hyundai Tucson.

Как видно, с двигателем на водороде активно экспериментируют многие производители, однако такое решение все равно имеет много недостатков. При этом некоторые минусы сильно мешают массовой популяризации.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое двигатель GDI. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, принципах работы, а также преимуществах и недостатках моторов данного типа.

Прежде всего, это безопасность и сложность транспортировки такого топлива. Важно понимать, что водород  весьма горюч и взрывоопасен даже при относительно невысоких температурах. По этой причине его сложно хранить и перевозить. Получается, необходимо строить особые водородные резервуары для  авто с данным типом двигателя. Как результат, на практике водородных заправок очень мало.

К этому также можно добавить определенную сложность и высокие расходы на ремонт и обслуживание водородного агрегата, а также необходимость в подготовке и обучении большого количества высококвалифицированного персонала. Если же говорить о самом авто на водороде и его эксплуатационных характеристиках, наличие водородной установки делает машину более тяжелой, закономерно ухудшается управляемость.

Подведем итоги

Как видно, сегодня водородные автомобили и двигатель на воде можно считать вполне реальной альтернативой не только привычным ДВС, которые используют нефтяное топливо, но и электрокарам.

Прежде всего, такие установки менее токсичны, при этом они не нуждаются в дорогостоящем топливе на основе нефти. Также автомобили с водородным двигателем имеют приемлемый запас хода. В продаже имеются и гибридные модели, использующие как водород, так и бензин.

Что касается недостатков и сложностей, машина с водородным двигателем сегодня имеет высокую стоимость, а также могут возникать проблемы с заправкой топливом по причине недостаточного количества заправочных станций. Не стоит забывать и о том, что также не просто найти специалистов, которые способны качественно и профессионально обслужить водородную силовую установку. При этом обслуживание будет достаточно затратным.

Напоследок отметим, что активное строительство трубопроводов для перекачки газа метана обещает в дальнейшей перспективе возможность перекачки по этим же трубопроводам и водорода. Это значит, что в случае роста общего числа авто с водородными двигателями, также высока вероятность быстрого увеличения количества специализированных заправочных станций.

Источник: http://KrutiMotor.ru/vodorodnyj-dvigatel-ustrojstvo/

Водородный генератор своими руками – схема, конструкция установки, чертежи

Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания</span>» width=»300″ height=»85″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Удорожание энергоносителей стимулирует поиск более эффективных и дешевых видов топлива, в том числе на бытовом уровне.</p><p> Более всего умельцев–энтузиастов привлекает водород, чья теплотворная способность втрое превышает показатели метана (38.8 кВт против 13.8 с 1 кг вещества).</p><p> Способ добычи в домашних условиях, казалось бы, известен – расщепление воды путем электролиза. В действительности проблема гораздо сложнее. Наша статья преследует 2 цели:</p><ul><li>разобрать вопрос, как сделать водородный генератор с минимальными затратами;</li><li>рассмотреть возможность применения генератора водорода для отопления частного дома, заправки авто и в качестве сварочного аппарата.</li></ul><h3>Краткая теоретическая часть</h3><p>Водород, он же hydrogen, – первый элемент таблицы Менделеева – представляет собой легчайшее газообразное вещество, обладающее высокой химической активностью. При окислении (то бишь, горении) выделяет огромное количество теплоты, образуя обычную воду. Охарактеризуем свойства элемента, оформив их в виде тезисов:</p><ol><li>Горение водорода – процесс экологически чистый, никаких вредных веществ не выделяется.</li><li>Благодаря химической активности газ в свободном виде на Земле не встречается. Зато в составе воды его запасы неиссякаемы.</li><li>Элемент добывается в промышленном производстве химическим способом, например, в процессе газификации (пиролиза) каменного угля. Зачастую является побочным продуктом.</li><li>Другой способ получения газообразного водорода – электролиз воды в присутствии катализаторов – платины и прочих дорогих сплавов.</li><li>Простая смесь газов hydrogen + oxygen (кислород) взрывается от малейшей искры, моментально высвобождая большое количество энергии.</li></ol><p>Для справки. Ученые, впервые разделившие молекулу воды на hydrogen и oxygen, назвали смесь гремучим газом из-за склонности к взрыву. Впоследствии она получила название газа Брауна (по фамилии изобретателя) и стала обозначаться гипотетической формулой ННО.</p><p><iframe title=

Раньше водородом наполняли баллоны дирижаблей, которые нередко взрывались

Из вышесказанного напрашивается следующий вывод: 2 атома водорода легко соединяются с 1 атомом кислорода, а вот расстаются весьма неохотно. Химическая реакция окисления протекает с прямым выделением тепловой энергии в соответствии с формулой:

2H2 + O2 → 2H2O + Q (энергия)

Здесь кроется важный момент, который пригодится нам в дальнейшем разборе полетов: hydrogen вступает в реакцию самопроизвольно от возгорания, а теплота выделяется напрямую. Чтобы разделить молекулу воды, энергию придется затратить:

2H2O → 2H2 + O2 — Q

Это формула электролитической реакции, характеризующая процесс расщепления воды путем подведения электричества. Как это реализовать на практике и сделать генератор водорода своими руками, рассмотрим далее.

Создание опытного образца

Чтобы вы поняли, с чем имеете дело, для начала предлагаем собрать простейший генератор по производству водорода с минимальными затратами. Конструкция самодельной установки изображена на схеме.

Из чего состоит примитивный электролизер:

  • реактор – стеклянная либо пластиковая емкость с толстыми стенками;
  • металлические электроды, погружаемые в реактор с водой и подключенные к источнику электропитания;
  • второй резервуар играет роль водяного затвора;
  • трубки для отвода газа HHO.

Важный момент. Электролитическая водородная установка работает только от постоянного тока. Поэтому в качестве источника питания применяйте сетевой адаптер, автомобильное зарядное устройство или аккумулятор. Электрогенератор переменного тока не подойдет.

Принцип работы электролизера следующий:

  1. К двум электродам, погруженным в воду, подводится напряжение, желательно от регулируемого источника. Для улучшения реакции в емкость добавляется немного щелочи либо кислоты (в домашних условиях – обычной соли).
  2. В результате реакции электролиза со стороны катода, подключенного к «минусовой» клемме, станет выделяться водород, а возле анода – кислород.
  3. Смешиваясь, оба газа по трубке поступают в гидрозатвор, выполняющий 2 функции: отделение водяного пара и недопущение вспышки в реакторе.
  4. Из второй емкости гремучий газ ННО подается на горелку, где сжигается с образованием воды.

Чтобы своими руками сделать показанную на схеме конструкцию генератора, потребуется 2 стеклянных бутылки с широкими горлышками и крышками, медицинская капельница и 2 десятка саморезов. Полный набор материалов продемонстрирован на фото.

Из специальных инструментов потребуется клеевой пистолет для герметизации пластиковых крышек. Порядок изготовления простой:

  1. Плоские деревянные палочки скрутите саморезами, располагая их концами в разные стороны. Спаяйте головки шурупов между собой и подсоедините провода – получите будущие электроды.
  2. Проделайте отверстие в крышке, просуньте туда разрезанный корпус капельницы и провода, затем герметизируйте с 2 сторон клеевым пистолетом.
  3. Поместите электроды в бутылку и завинтите крышку.
  4. Во второй крышке просверлите 2 отверстия, вставьте трубки капельниц и накрутите на бутылку, заполненную обычной водой.

Для запуска генератора водорода налейте в реактор подсоленную воду и включите источник питания. Начало реакции ознаменуется появлением пузырьков газа в обеих емкостях. Отрегулируйте напряжение до оптимального значения и подожгите газ Брауна, выходящий из иглы капельницы.

Второй важный момент. Слишком высокое напряжение подавать нельзя — электролит, нагревшийся до 65 °С и более, начнет интенсивно испаряться. Из-за большого количества водяного пара разжечь горелку не удастся. Подробности сборки и запуска импровизированного водородного генератора смотрите на видео:

О водородной ячейке мейера

Если вы сделали и испытали вышеописанную конструкцию, то по горению пламени на конце иглы наверняка заметили, что производительность установки чрезвычайно низкая. Чтобы получить больше гремучего газа, нужно изготовить более серьезное устройство, называемое ячейкой Стэнли Мейера в честь изобретателя.

Принцип действия ячейки тоже основан на электролизе, только анод и катод выполнены в виде трубок, вставляющихся одна в другую. Напряжение подается от генератора импульсов через две резонансные катушки, что позволяет снизить потребляемый ток и увеличить производительность водородного генератора. Электронная схема устройства представлена на рисунке:

Примечание. Подробно о работе схемы рассказывается на ресурсе http://www.meanders.ru/meiers8.shtml.

Для изготовления ячейки Мейера потребуется:

  • цилиндрический корпус из пластмассы или оргстекла, умельцы нередко используют водопроводный фильтр с крышкой и патрубками;
  • трубки из нержавеющей стали диаметром 15 и 20 мм длиной 97 мм;
  • провода, изоляторы.

Нержавеющие трубки крепятся к основанию из диэлектрика, к ним припаиваются провода, подключаемые к генератору. Ячейка состоит из 9 или 11 трубок, помещенных в пластиковый либо плексигласовый корпус, как показано на фото.

Под ячейку Мейера можно приспособить готовый пластиковый корпус от обычного водопроводного фильтра

Соединение элементов производится по всем известной в интернете схеме, куда входит электронный блок, ячейка Мейера и гидрозатвор (техническое название – бабблер).

В целях безопасности система снабжена датчиками критического давления и уровня воды.

По отзывам домашних умельцев, подобная водородная установка потребляет ток порядка 1 ампера при напряжении 12 В и обладает достаточной производительностью, хотя точные цифры отсутствуют.

Принципиальная схема включения электролизера

Реактор из пластин

Высокопроизводительный генератор водорода, способный обеспечить работу газовой горелки, выполняется из нержавеющих пластин размером 15 х 10 см, количество – от 30 до 70 шт. В них просверливаются отверстия под стягивающие шпильки, а в углу выпиливается клемма для присоединения провода.

Кроме листовой нержавейки марки 316 понадобится купить:

  • резина толщиной 4 мм, стойкая к воздействию щелочи;
  • концевые пластины из оргстекла либо текстолита;
  • шпильки стяжные М10—14;
  • обратный клапан для газосварочного аппарата;
  • фильтр водяной под гидрозатвор;
  • трубы соединительные из гофрированной нержавейки;
  • гидроокись калия в виде порошка.

Пластины нужно собрать в единый блок, изолировав друг от друга резиновыми прокладками с вырезанной серединой, как показано на чертеже. Получившийся реактор плотно стянуть шпильками и подключить к патрубкам с электролитом. Последний поступает из отдельной емкости, снабженной крышкой и запорной арматурой.

Примечание. Мы рассказываем, как сделать электролизер проточного (сухого) типа. Реактор с погружными пластинами изготовить проще – резиновые прокладки ставить не нужно, а собранный блок опускается в герметичную емкость с электролитом.

Схема водородной установки мокрого типа

Последующая сборка генератора, производящего водород, выполняется по той же схеме, но с отличиями:

  1. На корпусе аппарата крепится резервуар для приготовления электролита. Последний представляет собой 7—15% раствор гидроокиси калия в воде.
  2. В «бабблер» вместо воды заливается так называемый раскислитель – ацетон либо неорганический растворитель.
  3. Перед горелкой обязательно ставится обратный клапан, иначе при плавном выключении водородной горелки обратный удар разорвет шланги и «бабблер».

Для питания реактора проще всего задействовать сварочный инвертор, электронные схемы собирать не нужно. Как устроен самодельный генератор газа Брауна, расскажет домашний мастер в своем видео:

Выгодно ли получать водород в домашних условиях

Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения кислородно-водородной смеси. Все чертежи и схемы, публикуемые различными интернет-ресурсами, рассчитаны на выделение газа HHO для следующих целей:

  • использовать hydrogen в качестве топлива для автомобилей;
  • бездымно сжигать водород в отопительных котлах и печах;
  • применять для газосварочных работ.

проблема, перечеркивающая все преимущества водородного топлива: затраты электричества на выделение чистого вещества превышают количество энергии, получаемое от его сжигания. Что бы ни утверждали приверженцы утопичных теорий, максимальный КПД электролизера достигает 50%. Это значит, что на 1 кВт полученной теплоты затрачивается 2 кВт электроэнергии. Выгода – нулевая, даже отрицательная.

Вспомним, что мы писали в первом разделе. Hydrogen – весьма активный элемент и реагирует с кислородом самостоятельно, выделяя уйму тепла. Пытаясь разделить устойчивую молекулу воды, мы не можем подвести энергию непосредственно к атомам. Расщепление производится за счет электричества, половина которого рассеивается на подогрев электродов, воды, обмоток трансформаторов и так далее.

Важная справочная информация. Удельная теплота сгорания водорода втрое выше, чем у метана, но – по массе. Если сравнивать их по объему, то при сжигании 1 м³ гидрогена выделится всего 3.6 кВт тепловой энергии против 11 кВт у метана. Ведь водород – легчайший химический элемент.

Теперь рассмотрим гремучий газ, полученный электролизом в самодельном водородном генераторе, как топливо для вышеперечисленных нужд:

  1. Конечная цена установки, низкая производительность и КПД делает крайне невыгодным сжигание водорода для отопления частного дома. Чем «наматывать» счетчик электролизером, проще поставить любой из электрокотлов – ТЭНовый, индукционный либо электродный.
  2. Чтобы заменить 1 л бензина для автомобиля, потребуется 4766 литров чистого водорода или 7150 л гремучего газа, треть которого составляет кислород. Самый завравшийся изобретатель в интернете еще не сделал электролизер, способный обеспечить подобную производительность.
  3. Газосварочный аппарат, сжигающий hydrogen, компактнее и легче баллонов с ацетиленом, пропаном и кислородом. Плюс температура пламени до 3000 °С позволяет работать с любыми металлами, стоимость получения горючего здесь особой роли не играет.

Для справки. Чтобы сжигать гидроген в отопительном котле, придется основательно переработать конструкцию, поскольку водородная горелка способна расплавить любую сталь.

Заключение

Гидроген в составе газа ННО, полученный из самодельного водородного генератора, пригодится для двух целей: экспериментов и газосварки. Даже если отбросить низкий КПД электролизера и затраты на его сборку вместе с потребляемым электричеством, на обогрев здания попросту не хватит производительности. Это касается и бензинового двигателя легковой машины.

Источник: https://otivent.com/kak-sdelat-generator-vodoroda-v-domashnix-usloviyax

Водород в автомобилях: Опасности и сложности использования

Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания</span>» width=»300″ height=»210″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Начало 21-го века, как и само начало XX века, также считается временем перемен. Вновь перед населением нашей Планеты замаячила технологическая революция и вновь главное место в ней занимают, как и всегда — автомобили.</p><p> Как и сто лет назад быстрыми темпами начали развиваться альтернативные виды транспорта, не связанные с привычными нам двигателями внутреннего сгорания. Все чаще можно увидеть на дорогах мира автомобили гибриды, которые приводятся в движение электродвигателем и ДВС.</p><p> В развитых странах Мира и Европы все чаще входят в обиход электрокары. Совсем еще недавно, каких-то 7 — 10 лет назад, ученные и инженеры пророчили таким машинам с ДВС большое будущее, работающим на самом распространенном элементе в нашей вселенной — водороде.</p><p> Все это человечество уже проходило в начале прошлого столетия. А потому, заново и вновь подтверждает свою актуальность распространенное по всему белу свету изречение: «Все новое — это хорошо забытое старое».</p><p>Сейчас наша Планета переживает новый кризис,- нефтяной. Только связан он не с дефицитом черного золота ставшего на 100 лет локомотивом развития всего человечества, а с перенасыщенностью данного вида товара на рынке.</p><p> Это быть может и есть тот первый сигнал говорящий нам о том, что «нефтяной век» подходит к своему концу. Как говорят, — каменный век закончился не потому что закончились камни.</p><p> Поэтому нам так важно сегодня развивать запасной план (запасной источник знергии, для авто в том числе) на случай, если…</p><blockquote><p>21 век в автомобильном мире будет веком распространения технологий будущего. Но не всем новым технологиям суждено выиграть в этом  естественном отборе.</p></blockquote><p>И так, приступим. Менее десяти лет назад единственной реальной альтернативой ископаемым видам топлива был по сути водород. Прошли годы, а никаких серьезных подвижек в этом направлении так сделано и не было.</p><p> Наоборот, аутсайдер того времени то есть электрокар,  из пешек, перешел в дамки, с появлением автомобиля Tesla и разработкой очень надежных и прогрессивных аккумуляторов, из которых всем стало ясно, что электрические автомобили — это всерьез и надолго.</p><p><strong>Почему так получилось? Ведь водородный ДВС был практически идеальным способом приводить в движение автомобиль.</p><p> Он не требовал больших вложений в разработку нового агрегата (водород может использоваться в качестве топлива в обычном двигателе внутреннего сгорания).</p><blockquote class=

По данным статистики, в случае использования водородного топлива мощность мотора упадет с 82 — до 65%, по сравнению с обычным бензиновым мотором. Но внеся небольшие изменения в саму систему зажигания, мощность того же двигателя сразу увеличится до 118%.

Первый плюс ДВС работающего на водороде: -необходимы минимальные изменения в конструкции двигателя для того, чтобы мотор перевести на новый вид топлива

Экологичность такого вида топлива тоже не подвергается сомнениям. Последняя серийная разработка японской автомобилестроительной корпорации «Toyota» доказала, что «выхлоп» водородного автомобиля можно…по-просту пить.

 Это лмчно продемонстрировал один зарубежный автожурналист.

 Он сделал несколько глотков воды поступающей прямо из выхлопной трубы автомобиля Toyota Mirai, и тут-же сказал, что на вкус данная вода вполне себе даже ничего, настоящая дистиллированная, без примесей.

 Второй плюс этих ДВС — экологичность. Никакого загрязнения окружающей среды вредными выбросами в атмосферу. Значит, сведение к минимуму этих парниковых газов и спасение нашей прекрасной Планеты. Вот к чему может привести использование этого вида топлива.

Следующий фактор о водородных двигателях (его косвенно можно считать таковым). Исторически так уж сложилось, что водородом заправляли еще «автопионеров» среди ДВС. Первый такой водородный двигатель был построен французским конструктором Франсуа Исаак де Ривазом аж в 1806 году.

Не забудем и те героические времена истории Нашей с вами страны. В блокадном Ленинграде на водород было переведено более 500 автомобилей. И они без особых проблем несли свою непростую но нужную службу.

 Получается, что водород, как топливо для сжигания в ДВС, используют уже достаточно давно. Значит и особых проблем в создании современного автомобиля не должно просто быть.

Четвертый значительный фактор говорящий за целесообразность использования вещества с формулой H2- это его колоссальная распространенность на планете. H2 (водород) можно получать даже из отходов и сточных вод.

 Часто встречающиеся в природе вещества достаточно дешево стоят. Значит и водородное топливо не должно быть дорогим.

Пятый фактор. — Водород может использоваться не только в ДВС. Технологии также позволяют применять его в так называемом «топливном элементе».

Топливный элемент отделяет один электрон в атоме водорода от одного протона и использует электроны для получения электрического тока. Это электричество способно питать двигатель в электрокаре.

В самих топливных элементах также не используется ископаемое топливо, поэтому таковые (топливные элементы) по-просту не загрязняют окружающую среду. И главное достоинство — они безопасны, водород не может сам по себе самопроизвольно испарится из них.

Казалось бы, просто идеальный преемник двигателю внутреннего сгорания в качестве источника энергии для автомобилей 21-го века.

 Использование водорода может происходить в различных силовых установках, делая его таким образом более гибким к развитию технологий. Разрабатываемые современные водородные автомобили в основном используют эту данную схему, как наиболее безопасную и продуктивную.

Не мало плюсов, неправда ли друзья? И они все очень даже весомые. Но почему тогда до сих пор мы не видим миллионы водородных самодвижущихся экипажей вокруг нас по всей планете? На то есть свои определенные причины, и они также очень сегодня важны.

Десять самых странных источников энергии для автомобильных двигателей

Давайте рассмотрим некоторые из причин, в том числе серьезные опасности, которые могут быть связаны с водородной энергетикой

Первый минус. -Да, это правда, водород самый распространенный элемент во всей Вселенной, однако на самой Земле в чистом виде газообразный водород найти сегодня практически невозможно. Этот газ необычайно легок. Поэтому в чистом виде он очень быстро (почти моментально) поднимается к верхним слоям атмосферы и уходит дальше в безвоздушное пространство.

В подавляющем большинстве случаев атомы водорода связаны с другими типами атомов в разнообразные молекулы, которые образуют после этого различные вещества. Вот например, H2O, более известная нам всем, как вода, или тот же СН4, также известный, как метан, оба эти элемента содержат в себе молекулы водорода.

Истинные радиационные опасности в нашей окружающей среде

Поэтому получается, прежде чем водород может быть использован в качестве альтернативного топлива, он сначала должен быть извлечен из этих самых веществ, а затем уже переведен в особое состояние, то есть как правило, в тот самый сжиженный и необходимый нам вид.

На все эти действия потребуются очень большие затраты энергии, а значит и коллосальные материальные средства.

К примеру, для извлечения H2 (водорода) из воды с помощью электролиза требуется большое количество электроэнергии, что на данный момент просто нерентабельно.

По разным подсчетам стоимость 1 литра сжиженного водорода составляет примерно от $2 долларов и до 8 Евро, в зависимости от способа его добычи.

Следующим звеном в цепочке под номером два идет: -отсутствие развитой структурной сети самих водородных заправок. Стоимость оборудования для таких заправочных станций в разы выше, чем у обычной АЗС.

Существует различные проекты для водородозаправляющих станций, как от классических АЗС, так и до частных минизаправок.

При сегодняшнем развитии смежных технологий все эти проекты чрезвычайно дороги и относительно опасны.

Развитие сети водородных заправок дело будущих десятилетий. Именно столько должно пройти времени, чтобы стоимость их постройки была целесообразной.

Существуют ли опасности, которые связаны с наличием большого количества чистого водорода скопившегося в одном месте? Безусловно существует. Когда жидкий водород хранится в резервуарах, это безопасно, но стоит ему просочится в окружающую среду, как он моментально превращается в гремучую смесь (гремучий газ).

Водородный автомобиль BMW: Прототип

В плюсах мы уже отметили, что водородом можно заправлять автомобили с обычным двигателем внутреннего сгорания (в домашних условиях не повторять! ОПАСНО!!!), но однако, этот обычный двигатель проработает на чистом водороде не долго. Он быстро сломается.

При сгорании водородной смеси выделяется большее количество тепла, чем при сгорании того же бензина, а это может привести под высокими нагрузками к перегреву клапанов и поршней двигателя.

Помимо этого ,под воздействием высоких температур H2 (водород) может влиять на саму смазку в двигателе и на материалы из которых сделан мотор, что непременно приведет к повышенному износу рабочих частей агрегата.

Отсюда мы делаем неутешительный вывод: -без очень дорогостоящей модернизации ДВС, которая должна приспособить мотор к работе на этом виде горючего, использование водорода как топлива не приведет к ожидаемому результату.

А пока все построенные объекты для заправки автомобилей водородом скорее всего используются в качестве рекламного хода и для демонстрации возможностей будущего.

Топливные ячейки стоят на третьей позиции в качестве минусов. Эти вроде безопасные элементы тоже не избежали тернистого пути метода проб и ошибок. Как и с теми же заправочными станциями и с теми же двигателями ДВС, все упирается именно в стоимость применяемых на данный момент технологий.

Приведем один пример. В качестве катализатора в этих топливных элементах используется на данный момент платина. А теперь представляете друзья стоимость такой детали?!

Некоторые технологии для ДВС настолько дороги, что проще купить жене платиновое кольцо с бриллиантом, чем заменить сломавшуюся деталь в водородном автомобиле.

Хорошая новость в этом достаточно дорогом деле заключается в том, что ученные непрерывно день-изо-дня ищут замену этому драгоценному металлу. Разрабатываются все новые технологии, проходят тестирования новые современные материалы. В конечном итоге ученые надеются, что «топливные элементы будущего» могут существенно снизить себестоимость сегодняшних элементов в 1000 раз и более.

И наконец последними, возглавляющими наш список минусов водородных технологий являются: — смертельные опасности, связанные с жидким и газообразным водородом

Возглавляет окончательный список проблем — само возгорание водорода. В присутствии окислителя, т.е. кислорода, водород может сам по-себе просто загореться. Иногда такое возгорание происходит в виде взрыва.

Согласно проведенным исследованиям было установлено, что для воспламенения водорода достаточно всего одной 10(десятой) частички энергии, что требуется для воспламенения бензина.

Проще говоря можно сказать, что достаточно  всего маленькой искры от статического электричества, чтобы этот гремучий газ вспыхнул.

Еще одна проблема кроется в том, что это пламя водорода почти невидимо. При возгорании водорода пламя настолько тускло, что с ним не так-то просто бороться (справиться).

: 5 «зеленых» технологий из-за которых мы не понимаем, почему бензин до сих пор так популярен

А вот друзья еще одно летальное свойство водорода: -он может привести к удушью.

H2 конечно не ядовит, но, если вы начнете дышать чистым водородом, то можете просто задохнуться и все потому, что будете просто-напросто лишены обычного кислорода.

И хуже того, распознать, что концентрация водорода в воздухе очень высока просто невозможно, так как он совсем невидим и не имеет запаха, так же как и сам кислород.

И наконец последняя причина. Как и любой сжиженный газ водород имеет очень низкую температуру. При утечке из бака и непосредственным контактом с открытыми участками тела человека, он может привести к серьезному обморожению.

Действительно ли водород на столько опасен?

Наверное, после всего прочитанного Вы будете уважаемые читатели просто в шоке, что водород на столько опасен. И возможно никогда не захочете покупать себе водородный автомобиль, если в будущем у вас появится такая возможность(?).

На самом деле не все так уж и плохо. Поскольку газообразный водород чрезвычайно легок, то при утечке он быстро рассеется в самой атмосфере. Тогда ни какой гремучей смеси не получится и опасность взрыва будет сведена к минимуму.

Что касается опасности удушья, то мы ответим вам так: –такая проблема может случиться только в замкнутом пространстве, например в гараже. Если же утечка водорода произойдет на открытом воздухе, то его концентрация будет незначительной и небольшой, опасности для жизни она не представляет.

Mazda RX-8 hydrogen

Источник: https://1gai.ru/publ/516203-vodorod-v-avtomobilyah-opasnosti-i-slozhnosti-ispolzovaniya.html

Краткий обзор опытно-конструкторских работ по использованию в двигателях внутреннего сгорания добавок водорода к топливовоздушным смесям и практическое использование их результатов

Приборы по выработке водородной смеси для двигателя внутреннего сгорания</span>» width=»300″ height=»215″ class=»alignleft size-medium» /><br /> </p><p>Быстрорастущее в мире число автомобилей требует ускорения поиска путей решения энергоэкологических проблем.</p><p> Это вызывает необходимость постоянной работы над совершенствованием рабочих процессов автомобильных двигателей, в том числе расширения спектра автомобильных топлив.</p><p> С конца 70-х годов прошлого века внимание автостроителей все более привлекает к себе использование водорода в качестве автомобильного топлив.</p><p>Активные работы в этом направлении были начаты в научных и производственных учреждениях СССР. Они возглавлялись НАМИ, Институтом проблем машиностроения Украинской Академии наук, Волгоградским политехническим институтом (ВПИ) и др. организациями.</p><p> Эти работы дали возможность создать основы теории рабочих процессов ДВС при использовании в топливных смесях водорода. Практическая реализация результатов этих исследований позволила создать конструкции автомобилей, использующих добавку водорода к бензовоздушным смесям.</p><p> Эти работы были реализованы под руководством И. Л. Варшавского, А. И. Мищенко [1], рядом сотрудников НАМИ.</p><p><iframe title=

В теоретических исследованиях серьезный вклад был внесен коллективом научных сотрудников ВПИ и коллективом Тольяттинского политехнического института.

Данный обзор не претендует на широкое рассмотрение проблем использования водорода в автостроении и касается, главным образом, результатов, достигнутых перечисленными выше научными и производственными учреждениями.

Применение водорода в машиностроении потребовало изучение его теплофизических и моторных свойств. Такие исследования были описаны в кандидатской диссертации Ю. А. Трелина. Фрагменты его исследований [2], учитывающие свойства водорода как добавки к бензовоздушным смесям, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Термохимические характеристики бензоводородных топливных композиций (БВТК)

Показатель

Процент (по массе) добавки водорода вБВТК

0

10

20

30

50

80

Эквивалентная углеводородная формула БВТК

C7,16H14

C7,16H25,1

C7,16H38,38

C7,16H36,8

C7,16H113,9

C7,16H199,34

Отношение C/H

0,511

0,285

0,184

0,125

0,063

0,036

L0, кмоль/кмоль

50,2

64,5

81,25

102,8

171,3

531,43

l0, кг/кг

14,835

16,835

18,83

20,825

24,813

30,791

Низшая теплота сгорания БВТК, МДж/кг

46,17

49,95

57,51

65,07

80,19

102,87

Теплота сгорания топливовоздушной смеси с БВТК, МДж/кг

2,863

2,878

2,934

2,993

3,128

3,292

Топливные смеси, включающие бензин, воздух, водород, имеют моторные свойства, определяемые соотношением содержания в них углерода и водорода. С уменьшением отношения C/H расширяются концентрационные пределы горения смеси и растет скорость сгорания.

Наибольшее влияние содержания водорода на моторные свойства проявляется при малых нагрузках и режиме холостого хода. В частности, это приводит к сокращению продолжительности первой фазы сгорания в двигателях с внешним смесеобразованием. Чем больше содержание водорода в смеси, тем быстрее протекает первая фаза сгорания.

Сказанное подтверждают результаты исследований, выполненных в ВПИ [6].

Проверка этого предположения проводилась на четырехтактном одноцилиндровом карбюраторном двигатели воздушного охлаждения со степенью сжатия ε = 4.

Такая степень сжатия обеспечивала достаточно высокую стабильность пробивных напряжений и энергии искры как при работе на бензовоздушных смесях, так и при добавках водорода.

Расход водорода фиксировался при помощи протарированной мерной диафрагмы, расход воздуха — разработанным в ВПИ устройством, топлива — объемным способом. Индицирование двигателя проводилось с помощью тензодатчика давления.

На рис. 1 приведены кривые изменения продолжительности первой фазы сгорания τI при угле открытия дроссельной заслонки φдр = 15 % и разной частоты вращения вала двигателя. Коэффициент избытка воздуха находился в пределах 0,8÷1,0.

Меньшие значения α относятся к работе двигателя без добавок водорода. При подаче водорода соответственно уменьшалось количество бензина в смеси.

Как видно, добавка водорода при неизменной энергии искры вызвала сокращение длительности первой фазы сгорания τI в 2÷2,5 раза (большие величины отвечают меньшей частоте вращения вала двигателя)

Рис. 1. Зависимость продолжительности первой фазы сгорания от частоты вращения коленчатого вала при φдр = 15 %: 1 — бензовоздушная смесь; 2 — бензовоздушная смесь с добавками водорода

Это сокращение τI объясняется ростом активных центров при добавлении в смесь водорода, атомы которого обладают высокой активностью.

Сокращение τI приводит к повышению цикловой стабильности воспламенения, что, в свою очередь, позволяет повысить предел эффективного обеднения смеси и работать ДВС на бедных смесях, т. е. с большим КПД.

Влияние водорода тем значительнее, чем беднее основная бензовоздушная смесь (рис. 2).

Рис. 2. Пределы обеднения бензовоздушных смесей: 1 — теоретический; 2 — экспериментальные по пределу воспламенения; 3 — область высокой эмиссии CnHm; 4 — экспериментальный по минимуму эмиссии CnHm

Как показали эксперименты В. З. Гибадуллина [4,5] форсирование воспламенения имеет место и при локальном обогащении бензовоздушной смеси в области межэлектродных зазоров свечей зажигания как в поршневых, так и в роторно-поршневых двигателях.

Позитивное влияние на воспламенение локального обогащения ТВС водородом оказывает замена в ТВС бензина на метан, имеющим меньшую скорость сгорания.

Это подтвердили опыты, проведенные с локальной подачей водорода в область межэлектродного зазора при использовании в качестве топлива метана и пропана [7].

Исследования, проведенные учеными АвтоВАЗа, подтвердили, что обогащение метановоздушной смеси водородом не только ускоряет процесс воспламенения, но и заметно повышает топливную экономичность двигателя [8]. Этот результат очень важен при замене питания ДВС метаном вместо бензина.

Проведенные позднее в Тольяттинском и Волгоградском технических университетах исследования [9] показали, что влияние добавок водорода в смесь проявляется по-разному на разных стадиях процесса сгорания в ДВС: оно больше на стадии воспламенения и догорания.

Влияние этих добавок на основную стадию турбулентного сгорания требует уточнения роли, которую играют на этой стадии параметры турбулентности.

На стадии догорания добавка в смесь водорода заметно ускоряет процесс догорания и его полноту, обеспечивая улучшение энергоэкологических показателей двигателя.

В работе [10] было установлено, что с ростом добавок водорода и увеличением скорости сгорания повышается эффективность преобразования теплоты в работу.

Эта эффективность оценивалась в [10] по доле теплоты, выделившейся в характерных точках цикла двигателя: ВМТ — XВМТ; максимального давления цикла PZ — XPz; максимальной температуры Tz — XTz.

Отмечено, что наибольшее влияние добавки водорода в смесь оказывают на XВМТ, что благотворно сказывается на топливной экономичности двигателя.

В работе [10] с использованием методов математической статистики было показано, что токсичность отработавших газов двигателя с искровым зажиганием, работающего на бензоводородовоздушных смесях определяется совокупным влиянием доли водорода в смеси, частоты вращения вала двигателя, расхода бензина, угла опережения зажигания, межэлектродного зазора в свече зажигания.

Результаты исследований [2, 4, 8] были дополнительно подтверждены широкими исследованиями И. Л. Варшавского [15]. Материалы, описанные в указанных выше исследованиях, показали однозначное наличие энергоэкологических преимуществ двигателей, работающих на бензоводородовоздушных смесях, т. е.

на бензовоздушных смесях с добавками водорода. Это определило практическую целесообразность создания автомобилей, двигатели которых питались бы бедными бензоводородовоздушными смесями. Такие работы активно проводились, в частности, в НАМИ и Институте проблем машиностроения АН УССР [13].

Были созданы опытные автомобили РАФ 22034, ГАЗ-24 «Волга», ВАЗ 2101 «Жигули» и др.

В этих автомобилях необходимое количество водорода на борту транспортного средства хранилось в металлогидридных аккумуляторах. В таблице 2 приведены взятые из [12] характеристики некоторых металлогидридов.

Таблица 2

Характеристики некоторых металлогидридных систем хранения водорода

Металлическая

фаза

Плотность сплава (гидрида), г/см3

Hв гидриде,% по массе

Условия выделения водорода

ΔH, кДж/моль Н2

T, K

PH2, МПа

LaNi5

8,3 (6,6)

1,4

293

0,12…0,15

31

La0,7Mn0,3Ni5

8,2 (6,5)

1,4

293

0,35…0,4

30

TiFe

6,9 (5,5)

1,7

293

0,1…0,2

30…33

(Ti,Zr)(Mn,V,Fe,Gr)2

6…7 (5…6)

1,8…2,2

293

0,1…1,0

30…40

В НАМИ были проведены исследования двигателя с рабочим объемом 2,45 л и степенью сжатия 8,2, на режимах отражающих эксплуатацию автомобилей «Волга» в городских условиях. Результаты, полученные при этих исследованиях, в виде графиков представлены на рис. 3 и рис. 4.

Опыты показали, что эффективность обеднения бензоводородовоздушной смеси (БВТК) оказывается тем значительнее, чем больше доля водорода в смеси. Это сопровождается соответствующим увеличением КПД. Увеличение доли водорода в БВТК уменьшает содержание несгоревших углеводородов CnHm и оксидов азота NOx.

Опыты показали, что наиболее целесообразно организовать изменение состава БВТК таким образом, чтобы на режимах холостого хода и малых нагрузок двигатель работал на смесях с большим содержанием водорода. По мере возрастания нагрузок содержание водорода в смеси должно снижаться.

На полной нагрузке, чтобы не терять мощность, подачу водорода можно вообще прекратить.

В настоящее время общепризнано, что системы хранения водорода на борту любого транспортного средства является нерациональными из-за своих больших габаритов и массы, а также взрывоопасности.

Последующие работы, в том числе проведенные на АвтоВАЗе [14], показали, что положительное влияние на показатели ДВС дает подача в бензовоздушную смесь не чистого водорода, а газовой смеси с большой концентрацией водорода.

В качестве такой смеси сейчас рассматривается синтез-газ, представляющий собой промежуточный продукт переработки углеводородного горючего (бензина, метана, метанола и т. п.). Синтез-газ представляет собой, в основном, смесь водорода и оксида углерода CO.

Использование синтез-газа в качестве добавки к моторному топливу считается даже предпочтительнее, чем чистого водорода, т. к. присутствующие в синтез-газе элементы сгорают вместе с водородом, образуя минимальное количество вредных продуктов.

Далее, энергоустановки для получения синтез-газа сами производят и расходуют водород, исключая необходимость хранить его на борту транспортного средства в сжатом или сжиженном виде.

Кроме того, общий КПД силовой установки, включающей реактор для получения синтез-газа, повышается за счет использования для работы реактора теплоты отработавших газов двигателя. В результате эксплуатационный КПД такой установки оказывается на 25 % выше, чем у бензинового двигателя.

Установка с реактором для получения синтез-газа при использовании в качестве топлива метанола реализована в нашей стране на гибридном автомобиле ЗИЛ-5301.

Получаемый в реакторе синтез-газ на 65 % состоит из водорода, а остальные продукты, в том числе оксид углерода, составляют 35 %.

По данным литературных источников [16] добавка 6÷10 % водородосодержащего синтез-газа к обычному топливу дает следующие эффекты:

– сокращается на 20÷25 % расход топлива при движении автомобиля в условиях городского цикла;

– уменьшается до норм Евро-4 содержание вредных веществ в отработавших газах;

– расход топлива на холостом ходу сокращается на 40 %.

Приведенный обзор позволяет сделать вывод об актуальности развития исследований по совершенствованию работы ДВС с использованием водорода и водородосодержащих газовых смесей, совершенствования работы бортовых реакторов для получения синтез-газа. Значимость таких работ возрастает при переходе к использованию в ДВС нетрадиционных топлив (метана, метанола и т. п.).

Литература:

1. Мищенко А. И. Применение водорода для автомобильных двигателей / А. И. Мищенко. — Киев: Наук. Думка, 1984. –143 с.

2. Трелин Ю. А. Исследование особенностей работы ДВС с искровым зажиганием при добавках водорода в бензовоздушную смесь: дисс. канд. тех. наук: 05.04.02 / ВПИ. — Волгоград, 1981. — 207 с.

3. Разработка компактных устройств для получения синтез-газа из углеводородного топлива на борту автомобиля в целях повышения топливной экономичности и улучшения экологических характеристик автомобилей О. Ф. Бризицкий, В. Я. Терентьев, А. П. Христолюбов и др. / /Альтернативная энергетика и экология. — 2004. — № 11. — С. 17–23.

4. Гибадуллин В. З. Организация рабочего процесса ДВС с внешним смесеобразованием и локальной подачей микродоз водорода в область межэлектродного зазора свечи зажигания: дисс. канд. тех. наук: 05.04.02 / ВПИ. — Волгоград, 1992. — 205 с.

5. Злотин Г. Н. Начальный очаг горения при искровом зажигании гомогенных топливовоздушных смесей в замкнутых объемах: монография / Г. Н. Злотин, Е. А. Федянов. — Волгоград. гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2008.– 152 с.

6. Злотин Г. Н. Влияние добавки водорода на продолжительность первой фазы сгорания в карбюраторном двигателе / Г. Н. Злотин, О. И. Козлов, Ю. А. Трелин // Рабочие процессы в поршневых ДВС: межвузовский сборник научных трудов. — ВПИ — Волгоград, 1979– С. 22–26.

7. Захаров Е. А. Рабочий процесс ДВС с искровым зажиганием и локальными добавками углеводородных газов в область межэлектродного зазора: дисс. канд. тех. наук: 05.04.02 / ВолгГТУ. — Волгоград, 1998. — 163 с.

8. Брызгалов А. А. Добавка водорода в метановоздушную смесь газового двигателя / А. А. Брызгалов, А. П. Шайкин // Материалы Международного научного симпозиума «Автотракторостроение — 2009». Книга 2, Москва, МГТУ «МАМИ», 2009.– С. 25–34.

9. Смоленский В. В. Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь.: автореф. дис. канд. тех. наук: 05.04.02 / ТГУ. — Тольятти, 2007. — 16 с.

10. Злотин Г. Н. Исследования эффективности преобразованиятепла в ДВС с искровым зажиганием при работе на бензо-водородовоздушных смесях / Г. Н. Злотин, О. И. Козлов, Ю. А. Трелин // Рабочие процессы в поршневых ДВС: межвузовский сборник научных трудов. — ВПИ — Волгоград, 1981– С. 61–72.

11. Варшавский И. Л. Системный анализ токсичности ДВС с искровым зажиганием при работе на бензо-водородовоздушных смесях / И. Л. Варшавский, Г. Н. Злотин, О. И. Козлов, Ю. А. Трелин // Рабочие процессы в поршневых ДВС: межвузовский сборник научных трудов. — ВПИ — Волгоград, 1980– С. 61–72.

12. Тарасов Б. П. Металлогидридные системы обратимого хранения водорода. // Альтернативная энергетика и экология: специальный выпуск «Сборник тезисов Второго Международного Симпозиума «Безопасность и экономика водородного транспорта»» (IFSSEHT-2003). — 2003. — C. 38–39.

13. Шатров Е. В.. Исследование мощностных и токсических характеристик двигателя, работающего на бензовоздушных смесях / Е. В. Шатров, А. Ю. Раменский, В. М. Кузнецов // Автомобильная промышленность. — 1979. — № 11. — С

14. Ивлев С. Н. Концепция ОАО «АВТОВАЗ» по переходу к использованию альтернативных топлив и водорода [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.lada-auto.ru/files/101.pdf.

15. Варшавский И. Л. Применение водорода в тепловых двигателях // Атомно-водородная энергетика и технология. Вып. 3. — М.: Атомиздат, 1980. — С. 129–160.

16. Сорокин А. И. Эффективность использования альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / А. И. Сорокин, Г. К. Мирзоев // Химия в интересах устойчивого развития. — 2005. — № 13. — С 805–808.

Основные термины(генерируются автоматически): смесь, добавок водорода, фаза сгорания, получение синтез-газа, водород, транспортное средство, содержание водорода, смесь водорода, работа, холостой ход.

Источник: https://moluch.ru/archive/161/45055/

Advokat25
Добавить комментарий