Священники получают зарплату от государства

Какая зарплата у священника в России?

Священники получают зарплату от государства</span>» width=»300″ height=»141″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Большинство прихожан не знают, какая зарплата священника в России, и получает ли духовное лицо зарплату вообще.</p><p>И хотя служение Богу и выполнение своего долга должно быть бескорыстным, и идти от чистого сердца, священнослужителям нужно что-то кушать, где-то жить, платить за квартиру и одеваться. А некоторые батюшки имеют большие семьи, на всё это нужны деньги, а откуда они их берут?</p><p>В далёком прошлом священники жили исключительно на пожертвования прихожан и подаяния. Хорошо было духовникам в городах, где есть обеспеченные люди, которые много грешат, и много жертвуют.</p><p> А если это небольшой приход в деревушке на 10 домов, где живут лишь набожные старики? Иногда такие небольшие приходы спасали меценаты, но это, если повезёт.</p><p> Чаще всего, священникам приходилось держать хозяйство, заниматься земледелием, и жить с того, что сам заработает.</p><p>По сути, есть ли зарплата у священнослужителей сейчас, однозначно сказать сложно. Да, она как бы есть, но по-прежнему зависит от доходности его прихода.</p><blockquote class=

У священника есть трудовая книжка, но трудовой договор ему не положен. Он служитель Бога, и обязан это делать безвозмездно.

Остальные работники храма, такие как сторожа, дьяконы, певчие, уборщики, и прочие, имеют и трудовой договор, и определённую ставку. У батюшки этой ставки нет.

РПЦ – одна из богатейших в РФ организаций. Мы видим богатые оклады на иконах, золотые кресты у священников, шикарные автомобили, и невольно задумываемся, сколько зарабатывает этот батюшка в церкви? Неужели так много, что он может позволить себе всё это покупать?

Средняя зарплата священника в России составляет 1 МРОТ по региону, к которому он приписан, но и это необязательно.

Чтобы получить этот МРОТ (если приход убыточный), священник должен обратиться в вышестоящую епархию и написать заявление о финансовой помощи.

После этого, к нему в приход приедет специальная комиссия, и оценит так ли служитель церкви нуждается в помощи, или он просто плохо служит Богу?

По данным издания Businessman.ru, в Москве настоятель храма получает от 100 000 рублей до миллиона, а рядовой священник — от 60 000 до 80 000 рублей. В региональных центрах зарплаты варьируются от 20 до 200 тысяч рублей. Начинающий священник зарабатывает 35 тысяч рублей в месяц.

Из чего складывается зарплата священника в России? Это платные услуги за крестины, венчание, отпевание и прочие требы, которые раньше выполняли бесплатно.

Конечно, прихожане всегда жертвовали на нужды храма, но эти пожертвования были добровольными, и каждый определял сам, сколько он даст за крестины или отпевание.

Сейчас же есть прайс-лист, который висит прямо на дверях храма, и каждый сможет с ним ознакомиться.

Кроме того, часто при храмах есть небольшие лавки, где продаются свечи, крестики, иконы и прочие мелочи. И надо сказать, что цены в таких лавках немаленькие, хотя эти товары делают тут же на месте, или в соседнем монастыре монахи.

По неписаным правилам, 20% со всех доходов епархии идёт «наверх», высшему начальству. Из оставшихся денег оплачиваются коммунальные услуги, начисляется зарплата наёмных работников, делается ремонт, и если что останется, значит, это идёт на зарплату священнику.

Зарплата священника РПЦ может отличаться, как день и ночь, даже среднюю цифру назвать сложно. В московских храмах священники получают от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб., а в Калужской области зарплата батюшки не превышает 15 тыс. руб.

Если приход убыточный, батюшке могут указать на необходимость подрабатывать и активней работать с людьми. Ведь прихожане – это единственный источник дохода и священник должен работать с людьми, ради увеличения прихода, и дохода церкви.

Какие льготы у священнослужителей? В каждой религиозной организации есть собственный устав, и все правовые и финансовые вопросы решаются внутри этой организации. Священники не являются наёмными работниками, зарплата у них именуется «даром», или «материальной помощью». И всё же, определённые социальные гарантии и льготы священнослужителей существуют.

Церковь, хоть и не выплачивает зарплату священникам, платит за них НДФЛ по определённой ставке, как не коммерческая структура, и страховые взносы. То есть, у всех без исключения священников есть медицинский полис, им может быть оформлен больничный лист в случае болезни.

Также они могут обратиться с заявлением на санаторно-курортное лечение, но это решается в порядке общей очереди.

Льготы? По большей части льгот у священников нет. Все бонусы и скидки определяют непосредственно организации, в которые обращаются священнослужители по тем или иным вопросам. Если приходской священник задумает подремонтировать храм и обратится в строительную организацию, строители могут сделать ему скидку, но это исключительно добрая воля строительной организации.

Пенсия священнослужителей в России. В РПЦ непростая ситуация с зарплатами, а получают ли священники пенсию? В 2004 году между Пенсионным фондом РФ и РПЦ был заключён договор, о пенсионных правах священнослужителей, и были достигнуты определённые договорённости.

У священников есть трудовая книжка, есть стаж, и Финансовое управление РПЦ ежемесячно выплачивает за каждого священнослужителя определённую сумму, в том числе и в пенсионный фонд. Как и в случае с обычными наёмными рабочими, сумма налога определяется исходя из зарплаты священника, если приход убыточный отчисления в ПФ идут исходя из МРОТ.

В богатых церквях зарплата у священников больше, соответственно, и пенсия у них будет выше.

Большинство людей мечтают уйти на пенсию, но только не священники. Очень малый процент священнослужителей оставляет свой приход достигнув пенсионного возраста (на общих основаниях). Чаще всего, они лишь освобождаются от административных обязанностей, но остаются работать при храме, и продолжают служить Богу.

Профессия – священник выбирается сознательно, на всю жизнь, туда идут не ради денег. Чтобы стать даже приходским священником, следует пройти долгий путь от духовной семинарии, выполнить все условия, которые требуются для получения сана. Смирение – одна из добродетелей священнослужителей, они готовы жить в бедности, ради служения Богу.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c53e6810da8ea00add05ef5/5cc5cd011147c000b3025f33

«Владыке нужны «Мерседес», облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни»: узнали, на что живут священники

Священники получают зарплату от государства</span>» width=»300″ height=»108″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Мы продолжаем отвечать на самые любопытные вопросы. Сегодня в рубрике «Интересное» решили узнать, на что живут священники, иными словами, кто платит им зарплаты.</p><p><strong>Зарплата священников</strong></p><p>Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку.</p><p> Несмотря на это, клирики и настоятели до сих пор фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму — их благополучие полностью зависит от начальства.</p><p> Добросовестные прихожане платят «десятину», чтобы содержать священника и саму церковь. Но такой обязанности нет, поэтому порой священник оказывается в печальном положении.</p><p>В России принято считать, что РПЦ — достаточно богатая организация. Однако на практике это не так: в церкви очень большое социальное расслоение, зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся не только не получают помощи, но вынуждены сами платить взносы в епархию.</p><p>У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность — «настоятель» или «клирик», есть номер в Пенсионном фонде и медицинская страховка.</p><p>— Заработные платы определяются, исходя из возможностей прихода, имея в виду среднюю ежемесячную сумму пожертвований, которая более или менее известна и не сильно меняется из год в год, — отметил архимандрит Савва Тутунов.</p><blockquote class=

По частичным данным, зарплата священников сравнима с соцработниками. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере, получают в месяц около 17 тыс. рублей, в Томской области — чуть больше 10 тыс. рублей, в Новгородской области — порядка 14 тыс. рублей, а в Москве и Подмосковье — в среднем 48-50 тыс. рублей. Но на самом деле финансовое положение сильно зависит от прихода.

Зарплата монахов

Существует несколько категорий духовенства: монашествующие, клирики в многоштатных приходах, т. е. священники, не являющиеся настоятелями, настоятели, викарии (заместители епископов) и епископы.

Финансовая ситуация у монашествующих непонятная — им не положены деньги в принципе, но монастырь, как правило, обеспечивает их несколькими тысячами рублей в месяц — на носки и белье, на поездку к родителями или в командировку, на книги.

Также монастырь на свое усмотрение может выдать монаху или монахине деньги по запросу.

От чего зависит зарплата

Ежемесячная сумма денег, которая оказывается в распоряжении настоятеля, сильно зависит от того, где территориально расположен приход, насколько обеспечены прихожане, есть ли у прихода спонсоры или попечители.

«Расход средств уже зависит от цели и мотивации самой личности. Настоятель может забрать себе деньги, оставшиеся после необходимых выплат.

Вопрос, на что он их потратит: на нужды своей семьи или ремонт храма, или покупку книг и утвари, или еще на что-то», — рассказал отец Дмитрий Свердлов.

Во многих храмах сотрудники церкви «ничтоже сумняшеся» называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д.

Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: «Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч».

В церкви существует неформальная система взносов, или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее, храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

— Архиерей может просто озвучить сумму исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, — рассказал отец Дмитрий. — В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии, и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования.

Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужны «Мерседес», облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю.

Например, в Москве — на день рождения викария, на день ангела патриарха.

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы, но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала.

Как в других странах?

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного, и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви. В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии — летом и зимой.

Источник: https://gubdaily.ru/stories/vladyke-nuzhen-mersedes-oblachenie-i-prochie-atributy-arxierejskoj-zhizni-uznali-na-chto-zhivut-svyashhenniki/

На что живут священники

Священники получают зарплату от государства</span>» width=»300″ height=»150″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку. Несмотря на это, клирики и настоятели до сих пор фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму — их благополучие полностью зависит от начальства.</p><p>В 2013 году РПЦ решила упорядочить ежемесячный доход священников. Был принят документ, согласно которому нуждающиеся священники и их семьи будут получать финансовую помощь от епархий, а необходимость и размер помощи будут определять специально созданные комиссии. В России принято считать, что РПЦ — достаточно богатая организация.</p><p> Иначе чем еще можно объяснить количество сусального золота на церковных куполах, дорогие машины некоторых архиереев, а также порядок цен на требы в храмах, которые, казалось бы, должны быть бесплатными.</p><p> Однако на практике это не совсем так: в церкви очень большое социальное расслоение, зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся священники не только не получают помощи, но напротив, вынуждены сами платить взносы в епархию.</p><p><iframe title=

За экономику церкви отвечает специально созданный в 2009 году орган — Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, которое возглавляет епископ Тихон (Зайцев). Этот отдел максимально закрытый и комментарии о своей работе предпочитает не давать — сотрудники говорят, что на это нужна санкция «сверху».

Чуть ли не единственный доступный пример работы Финхозуправления — это «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей». Положение было принято Архиерейским Собором РПЦ в начале февраля 2013 года. а на временной основе оно действовало уже два года.

Общий смысл документа сводится к тому, что церковнослужители и члены их семей должны быть социально защищены, а чтобы никто не был обижен, создаются так называемые «епархиальные комиссии по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций РПЦ, а также членах их семей». То есть фактически с принятием документа РПЦ решила навести хоть какой-то порядок в вопросе оплаты труда священников.

Официальные лица РПЦ пока не торопятся подводить итоги.

Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва Тутунов, который входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и занимается подготовкой документов, регулирующих церковное управление, рассказал Public Post, что комиссии сформированы не везде: «Говорить об его широком применении пока сложно: прошло всего три месяца после Собора (на котором был принят документ. — Public Post), обратной связи пока не поступало. Пока даже не в каждой епархии сформированы Попечительские комиссии для помощи правящему архиерею в организации материальной поддержки нуждающихся священнослужителей и мирян — сотрудников епархии, приходов».

У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность — «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка.

Идея сформировать отдельные органы по контролю за финансовой обеспеченностью священников возникла у архиереев из-за того, что положение священников в разных местах очень уж разное.

«Имеются такие приходы, где средств, которые собирают 2-3 десятка весьма небогатых прихожан, явно не будет хватать на коммунальные услуги, храмовый ремонт, на содержание священника, — пояснил отец Савва. — В таких случаях комиссия должна докладывать архиерею о сложившейся ситуации.

После того, как получен сигнал о бедственном положении прихода, епархиальный архиерей, как правило, поручает городскому или другому более обеспеченному приходу помогать нуждающемуся священнику и его семье. Для перераспределения средств могут создаваться кассы взаимопомощи.

Пополняться они могут как за счет благотворительных средств, так и за счет взносов обеспеченных приходов. По решению архиерея деньги из кассы должны выделяться для помощи необеспеченным приходам, семьям священников, небогатым вдовам священнослужителей, а также церковным сотрудникам».

Другую точку зрения представил священник Дмитрий Свердлов, запрещенный в служении на пять лет — по официальной версии за самовольное оставление прихода (он ездил волонтером в Крымск).

А, по неофициальной отец Дмитрий пришелся не по нраву патриарху своими либеральными взглядами.

В разговоре о епархиальной помощи приходам отец Дмитрий уточнил, что на практике епархия очень редко помогает какому-то отдельному храму: «Это единичные случаи и рассказы о них воспринимаются, как добрая легенда».

На первый взгляд кажется, что схема финансирования священников РПЦ достаточно проста. У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность — «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка.

Каждый приход с юридической точки зрения — это религиозная организация, юридическое лицо, зарегистрированное в Министерстве юстиции.

Так что каждый приход отчисляет средства за своих сотрудников — священников этого прихода — в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

«Заработные платы определяются, исходя из возможностей прихода, имея в виду среднюю ежемесячную сумму пожертвований, которая более или менее известна и не сильно меняется из год в год», — отметил архимандрит Савва Тутунов.

Финансовая ситуация у монашествующих непонятная — им не положены деньги в принципе.

Существует несколько категорий духовенства: монашествующие, клирики в многоштатных приходах, т.е. священники, не являющиеся настоятелями, настоятели, викарии (заместители епископов) и епископы.

Финансовая ситуация у монашествующих непонятная — им не положены деньги в принципе, но монастырь, как правило, обеспечивает их несколькими тысячами рублей в месяц — на носки и белье, на поездку к родителями или в командировку, на книги.

Также монастырь на свое усмотрение может выдать монаху или монахине деньги по запросу.

Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля.

Согласно «Положению о материальной поддержке священнослужителей», при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники «должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников».

Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тыс.

рублей, в Томской области — чуть больше 10 тыс. рублей, в Новгородской области порядка 14 тыс. рублей, а в Москве и Подмосковье — в среднем 48-50 тыс. рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации «Положения», вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: «Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые».

Зарплата настоятеля определяется по такому же принципу — по возможности не ниже среднего оклада соцработника по региону. На деле настоятели обычно находятся в состоянии финансовой неопределенности.

Основной доход любого храма складывается из средств, полученных от продажи свечей, пожертвований за требы (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания и проч.) и поминовения, пожертвований во время богослужений и деньги, полученные от продажи утвари и книг.

Эти деньги настоятель распределяет на зарплату священникам и работникам храма и епархиальные взносы, из них же оплачивает коммунальные платежи и ремонт здания, приобретает предметы для богослужения.

При этом ежемесячная сумма денег, которая оказывается в распоряжении настоятеля, сильно зависит от того, где территориально расположен приход, насколько обеспечены прихожане, есть ли у прихода спонсоры или попечители.

«Расход средств уже зависит от цели и мотивации самой личности. Настоятель может забрать себе деньги, оставшиеся после необходимых выплат.

Вопрос, на что он их потратит: на нужды своей семьи, или ремонт храма, или покупку книг и утвари или еще на что-то», — рассказал о. Дмитрий Свердлов.

Священник получает благодать даром и даром же должен ее отдавать.

Оплата треб — это дилемма, которая до сих пор не нашла в РПЦ практического разрешения.

По мнению отца Дмитрия — и эту точку зрения разделяют многие священники и миряне — зависимости между священническими действиями, тем, что в церкви принято называть «требами», и их оплатой быть не может: «Даже в семинарском учебнике по богословию говорится, что священник должен приложить усилие, чтобы разорвать у прихожан ассоциацию между требой и оплатой.

Священник получает благодать даром и даром же должен ее отдавать. Доходы священника надо основывать на иных принципах, нежели на примитивной схеме „помахал кадилом — получил гонорар“.

Настоятель, приход, епархия, вся церковь в конце концов должны взять на себя ответственность за достойное содержание священника, таким образом, чтобы ему не надо было ни побираться, ни вымогать деньги у прихожан под благочестивыми предлогами, ни „торговать благодатью“ на требах. Оплата, зарплата — как хотите, священника должна быть настолько высокой, чтобы он имел возможность не брать денег с человека. Во всяком случае, финансово он бы не зависел от оплаты треб».

С другой стороны, во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т.д.

Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: «Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч».

Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы — это нормально: «Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняется церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников — от уборщиц до настоятеля.

Меня, как обывателя, — ведь я не всегда был священником, — никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная.

Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва — это то, что подается добровольно и по мере возможностей.

Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма».

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

Владыке нужен мерседес, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни.

«Архиерей может просто озвучить сумму исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, — рассказал о. Дмитрий. — В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования.

Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен мерседес, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю.

Например, в Москве — на день рождения викария, на день ангела патриарха».

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы — но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать.

Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала.

При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто «разжаловать» его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: «Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи.

Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить, не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению.

Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей… Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме».

“Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества“.

Права священников в «Положении» прописаны скорее как рекомендации, четкого регламента нет и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. «Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета.

Это самая незащищенная часть общества и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности», — утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимаются.

По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия — служения церкви — с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы».

“Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, — любви нет”Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным.

По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент — точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. «Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, — любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами.

Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви и все пошло наперекосяк, — говорит священник. — Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого», — сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике — лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет — это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций.

Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом.

В этом случае, самым мягким «наказанием» будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру.

У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих — разговоры на кухне и смирение.На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется «налог один на тысячу». Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии — летом и зимой.

Источник: https://finance.rambler.ru/money/18925285-na-chto-zhivut-svyaschenniki/

Сколько зарабатывает священник

Священники получают зарплату от государства</span>» width=»300″ height=»222″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Славянский народ считается одним из самых набожных и почитающих духовную силу. Даже сегодня, в мире инновационных технологий и совершенствующихся технологий, особое место в жизни практически каждого человека занимает церковь.</p><p>Люди ищут успокоения, гармонии и спокойствия внутри священных стен, а достичь потерянного умиротворения помогают священнослужители. Они несут в себе бремя человека, способного выслушать, понять и отпустить грехи людей, которые пришли покаяться.</p><p>Отдельную роль в жизни церкви играют священники. Именно они проводят большую часть священных обрядов (крещение, причащение, венчание и т.д.). В Библии написано, что работа священника должна быть безвозмездной и исполняться по зову сердца.</p><p>Но в современном мире ситуация складывается немного иначе.</p><p> Официальной ставки у работников церкви нет, они получают жалование только от спонсорской помощи, милостыни прихожан и продаже церковного инвентаря (иконы, свечи, прошения).</p><p> Так сколько же зарабатывает священник? Для ответа на заданный вопрос необходимо более конкретно рассмотреть специфику работы работников церкви и диапазон деятельности.</p><h3>Обучение по профессии</h3><p>Для того, чтобы стать священником нужно окончить высшее учебное учреждение, которое специализируется на обучении будущих священнослужителей. Это может быть, например, духовная семинария, духовная академия или православный университет.</p><p><iframe title=

Срок обучения по данному направлению составляет пять лет, где студентами изучаются богословие, основы веры, история Библии, сектоведение, педагогика пастыря и др.

Психология является основным и главенствующим предметом изучения для будущих священников. По окончанию обучения выпускники должны пройти практическую службу в одной из церквей, где им будет приставлен наставник-священник. Именно слово наставника будет решающим при аттестации выпускника и присвоении ему статуса священника.

Работа и обязанности священника

Чтобы стать хорошим служителем церкви мало знать основы Библии и различных священных трудов, необходимо быть:

  • доброжелательным;
  • отзывчивым;
  • открытым к людям;
  • добросердечным;
  • честным;
  • порядочным;
  • принципиальным;

Хороший священник должен уметь поддержать человека в трудную минуту, проникнуться в его проблему и посоветовать решение, соблюдая все правила традиций церкви.

Деятельность священника обширна и многогранна. В круг его обязанностей входит проведение шести таинственных обрядов:

  • венчание;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • крещение;
  • исповедь;
  • соборование.

Так же священник занимается проведением богослужений, где молится за мир. В момент службы церковный служитель может делиться с прихожанами благословение пастыря и просвещать в истине христианской веры.

Рабочий день священнослужителя является полным и, в большинстве случаев, ненормированным. Иногда время пребывания в стенах церкви может составлять 14 часов и более.

К людям, которые хотят посвятить жизнь в служении Богу, предъявляются определенные требования. Чтобы стать священником необходимо:

достигнуть возраста 30 лет;

  • веровать;
  • быть женатым только единожды;
  • быть постоянным прихожанином церкви;
  • быть рекомендованным от действующего священника;
  • получить высшее духовное образование;
  • знать основные духовные священные писания, творения и деяния;
  • знать церковнославянский язык;
  • постоянно следить за опрятностью своего внешнего вида.

Но существует несколько категорий граждан, которые не могут стать священниками, даже если будут иметь большое желание. К таким относятся:

  • женщины;
  • некрещенные люди;
  • грешники;
  • молодые люди до 30 лет;
  • слепые и глухонемые люди;
  • верующие, перешедшие из другой религии;
  • люди, имеющие несколько браков;
  • люди, состоящие в браке с нехристианкой или женщиной-атеисткой;
  • военнослужащие;
  • люди, работающие в публичной сфере (актеры, музыканты и т.д.).

Льготы, бонусы, выход на пенсию

Представители церкви имеют стандартный отпуск в 28 календарных дней, и не имеют такого понятия, как «пенсия». Хотя для мужчин она составляет 65 лет. Священники могут работать до глубокой старости. Главной причиной ухода из деятельности священника могут стать проблемы со здоровьем.

Заработная плата

Издревле служители церкви зарабатывали себе на жизнь за счет пожертвований местных жителей, а также продуктов питания и одежды. Чуть позже главная церковь разрешила устанавливать фиксированные цены на определенные услуги, которые выполняются священниками.

Подобная система дохода внутри церкви сохраняется по сегодняшний день. Но современные священнослужители работают официально, соблюдая все формальности трудового кодекса.

Они имеют трудовую книжку, где прописана их должность, пенсионное страховое свидетельство и медицинскую страховку, которыми могут воспользоваться в любое время.

Фиксированного оклада у священников нет. Основной заработок складывается от денег, которые были получены храмом, где работает священнослужитель. Церковь зарабатывает на продаже книг, свечей, от проведения различных обрядов, поминовений, а также пожертвований при проведении службы.

Вся сумма дохода находится в руках настоятеля храма, который осуществляет расчет по коммунальным платежам и выплате заработной платы всем сотрудникам, а также делает обязательный взнос в епархию (фиксировано 20% от полученного дохода).

Зарплата священника устанавливается настоятелем церкви посредством личной беседы со служителем, и зависит от его стажа и опыта внутри священных стен, а также личностных качеств.

В городах и регионах России

Средняя заработная плата у священников по Российской Федерации равна 57 тысяч рублей, но варьирует от большего к меньшему значению в зависимости от региона.

  • В Москве заработок священника составляет 60 тысяч рублей в месяц.
  • В Санкт-Петербурге месячный доход служителя церкви равняется 50 тысяч рублей.
  • Самой высокооплачиваемым регионом является Приморский край. Там заработок священнослужителя составляет около 100 тысяч рублей за проработанный месяц.

В западных странах

В странах бывшего Советского Союза заработок священников является примерно равным заработку коллег из России.

На Украине средняя зарплата священника равна 14800 гривен (около 32 тысяч рублей). Максимум дохода был зафиксирован у представителей церкви из Киева – 200 тысяч гривен (около 433 тысяч рублей).

Такие огромные суммы обычно получают священники, которые «нечисты» на руку и не скупятся брать взятки. В России также встречаются недобропорядочные служители церкви, но существует оргкомитет, который старается тщательно отслеживать природу дохода того или иного священника.

В Белоруссии заработок священника в среднем составляет 805 белорусских рублей (примерно 24 тысячи рублей), что на порядок ниже российской зарплаты.

  • За рубежом заработок священнослужителей нельзя назвать высоким и прибыльным. Там вся сумма дохода составляется из отчислений из фонда церкви, который также выплачивает пенсии священникам (в среднем 1100 евро). Например, в Италии и Испании средняя месячная плата составляет 700-800 евро.
  • В Чехии зарплата представителя церкви равно 600 евро за месяц.
  • Во Франции заработок священника составляет 950 евро, при государственном минимуме зарплаты в 1100 евро. Но для них государство выделяет бесплатное жилье. Представители других верований получают пенсию в размере 900 евро.
  • В Бельгии начинающий священник может рассчитывать на месячный доход в размере 1800—2000 евро, а священник с многолетним стажем зарабатывает от 6 тысяч евро.

В заключении следует сказать, что заработок священнослужителей зависит от многих факторов и отличается нестабильностью. Сегодня церковь получила крупное пожертвование, а завтра ничего нет. Поэтому назвать конкретные цифры дохода священнослужителей крайне трудно.

Источник: http://700deneg.ru/skolko-zarabatyivaet-svyashhennik.html

Приглашение на исповедь: сколько зарабатывают священники в России

Священники получают зарплату от государства</span>» width=»300″ height=»200″ class=»alignleft size-medium» /></p><p><b>Шрифт</b> A A</p><p>Долгие годы церковь была далека от жизни российского общества. Сейчас персоны клира и зарплаты православных священников стали предметом пристального внимания. Служители церкви получают вознаграждение за свою деятельность. Доходы могут составлять минимальную заработную плату, а могут достигать сумм, намного превышающих 100 тыс. рублей в месяц.</p><h3>Каков доход священников</h3><p>В обычном понимании должностного оклада священнослужителей нет. Священники и члены их семей живут на процент от спонсорских отчислений, пожертвований прихожан, оказывая услуги, на которые в церкви установлены расценки. В разных странах суммы доходов разнятся.</p><h3>Зарплаты священников в зарубежных странах</h3><p>В зарубежных странах представители клира (это касается православных, католических и протестантских священников) зарабатывают в среднем (в рублях):</p><ul><li>Беларусь — 24 тыс.;</li><li>Украина — 32 тыс.;</li><li>Греция — 40 тыс.;</li><li>Франция  56 тыс. и бесплатное жилье;</li><li>Италия, Испания — 65 тыс.;</li><li>Бельгия — 240 тыс.;</li><li>США — около 230 тыс.</li></ul><p>В богатых странах с сильными религиозными традициями зарплаты священнослужителей выше.</p><h3>Заработок священника в России в 2019 году</h3><p>В России, стране с обширными территориями, зарплата священнослужителей разнится кардинально, иногда на порядок, в зависимости от места расположения храма, в которых они служат.</p><p><iframe title=

На проповеди. Пастве нужны молодые и образованные священники

В большинстве случаев оплата труда священника зависит от настоятеля церкви, который назначает ее для конкретного соискателя по результатам собеседования. В руках настоятеля сосредоточен доход, получаемый храмом от проведения обрядов, продажи книг и свечей, пожертвований при проведении служб, доходов от коммерческой деятельности.

Церковная лавка при храме приносит ему доход

Из общей суммы отчисляется 20 % в епархию, оплачиваются коммунальные услуги и начисляется зарплата. Ее размер ориентирован на среднюю заработную плату работников социальной сферы в разных регионах.

Самыми высокооплачиваемыми могут считаться батюшки Приморского края; 100 тыс. рублей — это их ежемесячный доход. В Северной столице попы получают в два раза меньше — 50 тыс. рублей.

Вдвое, а иногда и втрое меньше эта сумма для священников маленьких сельских храмов российской глубинки.

Сколько получает священник в Москве

Рядовые столичные клирики зарабатывают в среднем в 60–80 тыс. рублей в месяц.

Бывший настоятель Елоховского Богоявленского собора в Москве Александр Агейкин, ныне председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; его зарплата исчисляется суммой с шестью нулями

Настоятели московских храмов, по свидетельству издания «Рамблер. Финансы» со ссылкой на информацию Businessman.ru, имеют доход от 100 тыс. до 1 млн рублей.

Льготы и выход на пенсию

Все священнослужители имеют трудовые книжки, зарегистрированные в Пенсионном фонде, и медицинские страховки. Отчисления в Пенсионный фонд совершаются настоятелем и имеют стандартный размер, определенный Трудовым законодательством.

Священникам полагается отпуск продолжительностью 28 дней. Они могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет, но понятия «пенсия» для них не существует. Батюшки работают до глубокой старости и могут отказаться от работы лишь по состоянию здоровья.

Сколько зарабатывает РПЦ?

Русская православная церковь (РПЦ) — разветвленная корпорация, богатая и влиятельная. Реальные ее доходы, как и статьи, по которым осуществляются расходы, широкой публике и даже заинтересованным лицам не известны.

По косвенным признакам можно сделать вывод, что они исчисляются триллионами рублей. Это следует из того, что необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви (проведение церемоний и обрядов, пожертвования, поступления от реализации религиозной литературы) по данным двухлетней давности, находящимся в открытом доступе, составили 5,6 млрд рублей.

Церковь в Российской Федерации отделена от государства, но она получает от государства финансовую поддержку на культурные программы, проекты, связанные с реставрацией исторических памятников, функционирование больниц при епархиях и создание Благотворительных фондов.

Из чего складывается доход священника

Сумма средств, которые зарабатывает батюшка, — величина совокупная. Она состоит из фиксированного дохода, который получает священник исходя из плановых поступлений в бюджет храма за счет оплаты услуг венчания, крещения и пр.

Церковные приходы часто занимаются коммерческой деятельностью, имеют собственные производства, доходы от которой также пополняют церковную казну и влияют на размер дохода священника.

Монастырские куличи и хлеб, продаваемые прихожанам храма, — это одна из статей доходов

В храмах, где есть состоятельные прихожане, существенную часть прибыли составляют их пожертвования.

Есть у церкви и обязательные расходы, которые уменьшают общую сумму — ремонт или восстановление церкви, содержание воскресных школ, домов престарелых, пожертвования идут на оказание материальной помощи малоимущим гражданам.

Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Москве

Два священника, служащие в разных церквах, будут получать доход, значительно отличающийся друг от друга в зависимости от:

  • наличия или отсутствия дополнительных источников прибыли;
  • размеров необходимых плат на нужды прихода;
  • местоположения храма;
  • числа прихожан;
  • количества обеспеченных прихожан и попечителей.

Не секрет: любой священник мечтает о приходе в центре крупного города, где нет конкурирующих храмов и куда стекается вся паства.

Где учат на священников

Чтобы стать священником, нужно получить высшее специальное образование. Его дают православный университет, духовная семинария либо академия. Наиболее престижные из них — Российский православный университет, Духовная семинария в Москве, столичная Троице-Сергиевская академия, Духовная академия в Северной столице. Полный курс обучения — пять лет.

Поступая в семинарию, нужно успешно сдать экзамен по Закону Божьему.

Основными предметами являются педагогика пастыря, история церкви, богословие, история русской церкви, Ветхий Завет, Новый Завет, библеистика, сектоведение.

Чтобы приравнять полученный диплом к степени бакалавра, в программу добавлены иностранный и русский языки, литература. Основной упор, кроме профильных предметов, делается на изучение психологии.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • иметь документ об окончании духовного училища, а затем семинарии или академии;
  • заручиться рекомендацией действующего священника;
  • быть прихожанином;
  • достичь возраста 30 лет;
  • сочетаться браком только один раз.

Для построения успешной карьеры на религиозном поприще важно удачно распределиться из учебного заведения, быть гибким и коммуникабельным в отношениях с властями предержащими, пройти все ступени иерархической лестницы.

Выгодна ли эта профессия?

«Паки, паки… иже херувимы!» Эта профессия не про выгоду! Выбирая стезю служения церкви и людям, каждый должен решить, для чего он это делает.

 Нет гарантий, что соискатель будет распределен в столичный храм, в приходе которого состоят богатые спонсоры, и он будет получать хорошую зарплату, а в качестве благодарности за услуги — дорогие автомобили.

Местом службы может оказаться глухая провинция, где приход будет состоять из десятка малоимущих пенсионеров.

Отец Сергий из провинции на свои средства построил храм

Поэтому если говорить о чистой выгоде, стоит поискать другие виды деятельности, стабильно гарантирующие высокий доход. В эту профессию идут в основном по призванию, по зову сердца. Много среди священников выходцев из среды служителей церкви — это их дети. В духовную семинарию принимают также девушек из семей священников — после окончания они становятся регентами церковных хоров.

На занятиях в Саратовском межъепархиальном женском духовном училище хором руководит выпускница-регент

Величина зарплат священнослужителей в России имеет большой разброс. Размер доходов зависит от многих факторов, которые способны повысить получаемые прибыли или снизить их до уровня минимальной заработной платы.

Источник: https://ostrovrusa.ru/zarplata-svyashhennika

Нужны ли в армии полковые священники?. Исследовательский центр портала Superjob.ru

Священники получают зарплату от государства</span>» width=»300″ height=»188″ class=»alignleft size-medium» /></p><td> Исследовательский центр портала Superjob.ru<p>В русской армии всегда присутствовали священнослужители. А стоит ли возродить эту традицию в современной российской армии?</p><p></p><p>Общий объем выборки: 1200 респондентов.</p><p>Время проведения опроса: 2 -10 июля 2005г.</p><p>Исследуемая совокупность: население России в возрасте от 18 лет и старше.</p><p><strong>Вопрос: Нужны ли в армии полковые священники?</strong></p><p>Мнения респондентов разделились следующим образом:</p><p><table></p><tr><td>Да</td><td>56,67%</td></tr><tr><td>Нет</td><td>24,42%</td></tr><tr><td>Затрудняюсь ответить</td><td>18,92%</td></tr></table><p>Приведем наиболее распространенные мнения респондентов:</p><p><strong>Да:</strong></p><p>«Именно в армии, где в силу условий, человек может быть убит или сам стать убийцей, необходимо осмысление происходящего, чтоб не возникло дисгармонии в душе.</p><p>Не всегда люди способны самостоятельно разобраться и помочь себе оставаться личностью, уважающей себя, понимающей необходимость некоторых действий, происходящих в армии, умеющих прощать и не ожесточиться.</p><p>Я думаю, что священик может быть в этом очень полезен.»</p><p><i>(Бухгалтер по расчету заработной платы, 43 года, г. Москва);</i></p><p>«С верой легче жить и умирать.»<br /><i>(Экономист, 28 лет, г. Москва);</i></p><p>«Конечно, среди срочников верующих — единицы. Священник в армии скорее мог бы выполнять функции психолога, — поговорить, поддержать, посоветовать что-то. Дело в том, что у большинства наших психологов проблемы с профпригодностью, а вот служители культа справляются с этими вопросами весьма успешно.»<br /><i>(Менеджер, 29 лет, г.Курск);</i></p><p>«Все, что связано с жизнью души нужно во всех сферах жизни.Господь нас хранит везде. Почему же не привнести в трудную, полную лишений армейскую суровую жизнь, божественного света, духовности и постижения таинств мироздания?»</p><p><i>(PR-менеджер, 38 лет, г. Москва);</i></p><p>«Армия без единой идеологии — сборище вооруженных отморозков.Самые успешные армии мира имеют сильную идеологию. Примеры- Израиль, арабские террористические организации.</p><p> Заново созданная идеология требует значительной финансовой подпитки. Лучше использовать в качестве основы проверенные временем традиционные религии. В России — Православное Христианство, Мусульманство, Буддизм.</p><p>«</p><p><i>(System Engineer, 35 лет, г. Москва).</i></p><p><strong>Нет:</strong></p><p>«Хватит политработников, еще одного политработника армия не выдержит. Основа армии — единоначалие (авторитет лейтенанта). Вы что, хотите вернуть времена коммисарства? У нас сегодня равноправие религий.</p><p> На то, чтобы послать человека на смерть командир что, должен спросить соизволения десяти духовников — православного, исламского, буддиста, других (оригинальных) религий? Все предложения, касающиеся введения религий в армии (и православной, в том числе), есть покушение на боеспособность армии.»<br /><i>(Менеджер по продажам, 45 лет, г. Санкт-Петербург);</i></p><p>«В России несколько больших религиозных общин. Что, на каждую из этих общин надо вводить своего священника (муллу, раввина,…</p><p>)? Как же быть с уважением к другим религиям?Надо заниматься КАЧЕСТВЕННОЙ подготовкой для войск штатных военных психологов, воспитателей, работников солдатских клубов и домов офицеров. И не изобретать то, что давно уже было изобретено.</p><blockquote class=

Пусть священники приходят, посещают, в меру своей занятости и способностей, воинские части. Но присутствие их там постоянно — излишне.»

(Менеджер по маркетингу, 49 лет, г. Санкт-Петербург);

«Церковь насквозь коррумпирована, и создавать ещё одну кормушку для зарвавшихся попов не следует. Вера должна быть в душе, и попы тут не причём.»
(Начальник от логистики, 43 года, г. Москва);

«До тех пор пока не будет престижа военной службы, институт полковых священников будет являться «убежищем» для «нерадивых» солдат.»
(Директор, 43 года, г. Москва);

«Церковь отделена от государства, и если хочешь исповедаться, то,  пожалуйста, в индивидуальном порядке.»
(Системный администратор, 29 лет, г.Омск).

Затрудняюсь ответить:

«В армии могут служить люди, принадлежащие к самым разным конфессиям. Если будет только православный священник — это будет ущемление в правах всех других. Так что либо нужны священники разных конфессий, либо совсем не надо. Тот, кто стремится к Богу, найдет храм всегда.»
(Переводчик, 52 года, г. Ленинградская область);

«А если в армии служат представители различных конфессий? То тогда необходимы как православные священники, так и мусульманские священники и раввины.»
(Экономист, 34 года, г. Москва);

«Если есть верующие солдаты, то наверное нужно.»
(Менеджер по персоналу, 23 года, г. Екатеринбург);

«Тема религии, на мой взгляд, сугубо личный и интимный вопрос для каждого!»
(Секретарь, 19 лет, г. Москва).

Источник: https://Russia.SuperJob.ru/research/articles/149/nuzhny-li-v-armii-polkovye-svyaschenniki/

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости, Александр Филиппов. «Церковь живет на пожертвования.

Храм не рабочее, а сакральное место» — эти аргументы в пользу изменения законодательства услышаны Госдумой и президентом, но в обществе вызвали неоднозначную реакцию.

Правда ли, что религиозные организации теперь могут не платить сотрудникам даже минимальную заплату, сколько в среднем получают в православных храмах и есть ли там рабочие места, рассказали РИА Новости представители законодательной власти и церкви.

«У священников нет зарплаты»

Величественный белокаменный храм Московских Святых — один из самых больших в столице. Служат здесь, кроме настоятеля игумена Сергия Рыбко, еще семь священников и два дьякона.

Отец Сергий вместе с тремя священниками и двумя дьяконами служат также в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Помимо этого, в обоих храмах работает человек десять сотрудников по штатному расписанию.

Но многие трудятся безвозмездно.

А какую зарплату получают священники? «Такого понятия у нас нет. Священник служит и должен это делать даже бесплатно», — объясняет отец Сергий. Трудовой договор священнику «не положен», как и трудовая книжка. «А вот простые сотрудники заключают договоры, и им начисляют зарплату», — добавляет игумен.

Духовенство, вопреки расхожему мнению, живет небогато. «Например, в деревенском храме в Калужской области мои знакомые получают мизерную сумму и вынуждены подрабатывать», — продолжает священнослужитель.

Все зависит от размера пожертвований, а это, в свою очередь, — от прихода. В новых храмах, где почти нет прихожан, пожертвования на клир небольшие. А в старых храмах с большими приходами остаются деньги и на штатных сотрудников.

По словам отца Сергия, сегодня в Москве дьякон в среднем зарабатывает 20-30 тысяч рублей в месяц.

«В богатых столичных храмах, которые не закрывались даже при советской власти, настоятели могут получать 100 тысяч, рядовые священники — 60-80 тысяч. А в деревнях в некоторых храмах вообще ничего не платят», — вздыхает игумен.

И уточняет, что средняя зарплата персонала религиозных учреждений в Москве — 18-20 тысяч рублей, что соответствует столичному минимальному размеру оплаты труды (МРОТ).

Минимальная зарплата бывает разная

Федеральный МРОТ в 2019 году согласно закону № 481-ФЗ установлен на уровне прожиточного минимума: 11 280 рублей. Никакая организация не имеет права платить сотрудникам меньше, иначе штраф — 50 тысяч рублей. Причем каждый регион России волен устанавливать надбавку к федеральному МРОТ. Так, в Москве МРОТ составляет 18 781 рублей, а в Московской области — 14 200.

Организации должны начислять зарплату не меньше регионального МРОТ, если только они официально от этого не откажутся. Но для отказа нужно согласие профсоюза.

Это условие до последнего времени было невыполнимым для религиозных организаций, поскольку в России нет соответствующих профсоюзов.

Последние поправки, принятые одновременно с законом, устанавливающим федеральный МРОТ, решили эту проблему.

«Каждая религиозная организация должна платить сотрудникам зарплаты не ниже МРОТ. Это норма Трудового кодекса», — подчеркивает один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по труду депутат Ярослав Нилов.

По его словам, при рассмотрении законопроекта на заседание комитета Госдумы по труду приглашали представителей традиционных религиозных организаций и все единогласно высказались за принятие поправок.

В Русской православной церкви вынуждены отказываться от регионального уровня минималки в частности потому, что «некоммерческие организации, в том числе религиозные, существуют за счет пожертвований граждан и не имеют постоянных источников финансирования». «Отдаленные сельские приходы не всегда могут соблюсти требования о минимальной заработной плате. И контингент работников у нас особый», — объясняет РИА Новости руководитель юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега).

Надо добавить, что православные семьи, как правило, многодетные, поэтому жены просто лишены возможности работать — им надо заниматься детьми. Причем это касается не только семей священников, но и многих мирян.

Традиционные конфессии с 2016 года ставили вопрос об определении особого порядка отказа от региональных соглашений для религиозных организаций. «В минувшем году нас услышали, закон принят и подписан президентом», — говорит игуменья Ксения.

Священное или рабочее место?

Условия труда в церкви тоже особые. Игуменья уточняет: «У священника не работа, а служение». Его оформляют в штат храма указом правящего архиерея. Этот указ — единственный юридический документ для государственных органов».

«Трудовой договор со священниками не заключается, потому что они не являются работниками — закон «О свободе совести» выводит их из этой категории. Они — отдельная категория, не вступающая в трудовые отношения с религиозной организацией. При этом все отчисления в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования — осуществляются», — заверила главный юрист Московской патриархии.

А вот мирские работники религиозных организаций, в отличие от священников, оформляются по трудовому договору или как добровольцы по договору о добровольческой деятельности.

Вторая резонансная поправка к трудовому законодательству касается Федерального закона «О специальной оценке условий труда». По закону все организации на территории России до 2014 года должны проходить аттестацию рабочих мест.

Но у религиозных организаций и здесь своя специфика. «Если в храме исходя из религиозных правил проводят богослужение при свете свечей, каким образом выполнять оценку этого рабочего места?» — недоумевает депутат Нилов.

Поэтому в Госдуме решили избавить священнослужителей от этой обязанности.

«Алтари, храмовые задания и храмовые территории нельзя рассматривать как рабочие места, подлежащие аттестации», — подчеркивает игуменья Ксения. Цель аттестации — выявление «вредных производственных факторов», например, «наличия электромагнитных полей, вредных микроорганизмов, радиоактивного излучения».

«Но как позволить специализированным организациям проверять религиозные объекты, места служения наших священников и религиозного персонала на предмет наличия вредных производственных факторов? Ведь люди Богу служат!» — говорит руководитель юридической службы Московского патриархата.

Принятая поправка распространяется и на рядовых сотрудников церковных организаций, работающих в прихрамовых зданиях.

«Мы просто хотим избежать оскорбления чувств верующих и не можем допустить посторонние организации производить оценку мест служения наших клириков и религиозного персонала, выявлять какие-то вредные факторы в наших зданиях, на территории монастырей, приходов, — объясняет игуменья.

— Это позиция не только Русской православной церкви, это консолидированная позиция религиозного сообщества традиционных конфессий — мусульман, протестантов, иудеев. Она отражена в протоколах заседания комитета Госдумы по труду».

«Представьте маленький храм: как оценить рабочее место сторожа? Нельзя сравнивать храм и шахту. Эта норма была создана для оценки потенциально опасных рабочих мест», — убежден депутат Нилов.

В пресс-службе Минтруда не стали комментировать поправки, сославшись на то, что законопроект выдвинут депутатами Госдумы.

Источник: https://ria.ru/20190114/1549247759.html

Advokat25
Добавить комментарий