Проблема пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и не приобретших права на пенсию по выслуге лет
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).
При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, с которыми заключен соответствующий контракт.
До заключения контракта о прохождении военной службы курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования признаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.
Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
В этой связи, учеба курсантов образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, а после заключения контракта – из расчета один день военной службы за один день работы.
Понятия «военная служба» и «военная служба по контракту» впервые введены Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 4455-1), вступившим в силу с 1 марта 1993 г.
До вступления в силу Закона № 4455-1 применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава – «действительная военная служба».
Статьей 11 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» было предусмотрено, что граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами.
На курсантов распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы, в связи с чем они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 76-ФЗ, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах¸ а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.
С учетом указанного положения Федерального закона № 76-ФЗ действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, включается в стаж гражданской службы в льготном порядке из расчета один день военной службы за два дня работы, действительная военная служба, как и военная служба по контракту – из расчета один день военной службы за один день работы.
Учитывая изложенное, до принятия Закона № 4455-1 период обучения граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения, включается в стаж гражданской службы в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы, а оставшееся время обучения – из расчета один день военной службы за один день работы.
Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/prohozhdenie/1/1/1
Как военная служба по призыву будет включаться в стаж работы
Давайте разберемся, как же военная служба по призыву будет включаться в стаж работы для тех призывников, которых призвали служить Родине после 2015 года.
Открываем Федеральный закон №400-ФЗ, и находим в пункте 1 части 1 статьи 12 этого закона довольно лаконичную запись о стаже военнослужащих: «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж — период прохождения военной службы». Однако в законе не уточняется характер военной службы, засчитываемой в страховой период, а ведь служба может быть и срочной по призыву и службой по контракту.
В новом пенсионном законе всё-таки имеется небольшое уточнение проливающее свет на то, включает ли законодатель в «период прохождения военной службы» военную службу по призыву.
В пункте 12 статьи 15 имеется единственное маленькое уточнение: «Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву) составляет 1,8 ».
Это означает, что военная служба по призыву входит в указанный в пункте 1 части 1 статьи 12 «период прохождения военной службы» и она будет включаться в страховой стаж гражданина, а за каждый год такой службы на его лицевом счету будет учитываться по 1,8 пенсионных баллов.
Какие права имеет военнослужащий срочной службы после демобилизации
Военнослужащий срочной службы по призыву после демобилизации имеет право на трудоустройство и социальное обеспечение установленное законом «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ. Эти права установлены в пункте 5 статьи 23 этого закона. В частности там закреплено, что гражданам, уволенным с военной службы, а также членам их семей, устанавливаются следующие дополнительные права:
♦ предоставление органами занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом имеющейся специальности;
♦ сохранение в течение 3-х месяцев после увольнения с военной службы за бывшим военнослужащим, работавшим до своего призыва в госорганизациях, права на поступление на работу в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва в армию;
♦ зачет службы в армии в непрерывный стаж работы, если перерыв между днем демобилизации и днем поступления на работу (учебу) не превысил 1 год;
♦ получение преимущества на оставление на работе при сокращении штатов работников;
♦ одиноким матерям, чьи сыновья проходят службу по призыву, предоставляется преимущество на оставление на работе при сокращении штатов работников;
♦ демобилизованным гражданам, после принятия их на прежнее место работы, предоставляется материальная помощь на обзаведение хозяйством;
♦ предоставление в месячный срок со дня обращения для их детей мест в дошкольных учреждениях, не зависимо от их формы собственности;
♦ для тех бывших военнослужащих, которые проходили военную службу в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, и поступивших после своего увольнения на работу в этих же районах, срок военной службы в календарном исчислении будет засчитываться в стаж работы для получения процентных надбавок к зарплате.
Источник: https://soc-factor.ru/archives/2958