Закон о застройке земельных участков

Категории земель и виды разрешенного использования

Закон о застройке земельных участков</span>» width=»300″ height=»203″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Категории земель</p><p>Для того, чтобы государство могло отслеживать состояние отечественных ресурсов, Земельный кодекс РФ классифицирует все существующие земли на категории земель и виды разрешенного использования. Ст. 7 ЗК РФ выделяет около десятка таких категорий, однако в личных целях гражданами используются, как правило, только две:</p><ul><li>земли сельскохозяйственного назначения;</li><li>земли населенных пунктов.</li></ul><p>Проводить какие-либо мероприятия на земельном участке собственники могут лишь в соответствии с актуальными видами разрешенного использования. Найти их можно в Приказе от 1 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Традиционно вид пользования любого участка вписывают в его кадастровый паспорт.</p><h3><strong>Какие земли могут относиться к личному хозяйству?</strong></h3><p>Чаще всего в собственность гражданам оформляются участки на:</p><p>Как указано в ст. 85 ЗК РФ, населенные пункты состоят из девяти типов зон. Гражданам могут быть переданы только жилые зоны или участки с/х назначения:</p><table><tr><td>ВРИ:</td><td>Преимущества и недостатки</td></tr><tr><td>Жилые зоны</td><td><ul><li>ИЖС (индивидуальное жилое строительство)</li><li>ЛПХ (личное подсобное хозяйство)</li></ul></td><td>Возведение жилых объектов допускается и в ИЖС, и в ЛПХ. Больше всего прав дает ИЖС – такие здания будут равноценны объектам населенных пунктов городского типа. При этом проект застройки необходимо согласовать с местными властями. При выборе ИЖС гражданин постоянно живет в загородном доме с оформленной регистрацией, получает доступ к экстренным службам (скорая, полиция и т.д.), получает почту на адрес строения. Помимо индивидуального жилого дома (до трех ярусов включительно, раздел на квартиры невозможен), у хозяина есть право заниматься разведением с/х культур. Кроме того, он может построить на участке гараж. Главный минус ИЖС – высокая ставка налогообложения.Также объекты для проживания на постоянной основе можно возводить в рамках ЛПХ. Здание не должно превышать три яруса, также разрешено возведение гаража и прочих подобных зданий, содержание с/х животных, осуществление с/х деятельности. Главный минус такого ВРИ – возможные сложности с оформлением регистрации.</td></tr></table><p>*Не стоит путать данное определение с одной из категорий земель. В таблице описаны сельскохозяйственные участки, которые соответствуют целевому назначению поселений.</p><p>Группа включает участки земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства. К основным ВРИ относятся:</p><ul><li>растениеводство;</li><li>выращивание зерновых, бобовых и других с/х культур;</li><li>овощеводство;</li><li>культивирование лекарственных цветочных растений;</li><li>животноводство;</li><li>скотоводство;</li><li>звероводство;</li><li>птицеводство;</li><li>свиноводство;</li><li>рыбоводство;</li><li>научное обеспечение с/х сферы;</li><li>хранение и обработка с/х продукции;</li><li>расположение на участке техники и вспомогательных объектов инфраструктуры для обеспечения сельского хозяйства;</li><li>ведение ЛПХ – при этом допускается расположение на участке только некапитальных жилых зданий. Получить регистрацию в домах, которые находятся на территории сельскохозяйственных земель, практически невозможно – встать на регистрационный учет можно только в том случае, если здание относится к какому-либо населенному пункту.</li></ul><h3><strong>Дачные, садоводческие и огороднические хозяйства</strong></h3><p>Осенью 2015 года вышел Приказ «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540».</p><p>Согласно ему, в классификатор добавили три дополнительных вида разрешенного использования земельных участков под номерами 13.1, 13.2 и 13.3 соответственно. Речь идет о:</p><table><tr><td><strong>Вид разрешенного использования</strong></td><td><strong>         Характеристика</strong></td></tr><tr><td>Ведение садоводства</td><td><ul><li>выращивание овощных, плодовых и других с/х культур;</li><li>строительство садового дома (раздел на квартиры не допускается);</li><li>возведение хозстроений.</li></ul></td></tr><tr><td>Ведение огородничества</td><td><ul><li>выращивание овощных, плодовых и других с/х культур;</li><li>строительство некапитальных жилых домов и хозяйственных сооружений (для расположения орудий труда и продукции).</li></ul></td></tr><tr><td>Ведение дачного хозяйства</td><td><ul><li>возведение жилых объектов до 3 этажей (здание должно быть рассчитано всего на одну семью);</li><li>выращивание с/х культур;</li><li>возведение вспомогательных с/х сооружений.</li></ul></td></tr></table><h3><strong>Чем грозит использование участка не по назначению?</strong></h3><p>Гражданин, который ведет на участке деятельность, противоречащую требованиям Классификатора, несет административную ответственность.</p><p> Как указано в Статье №8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штрафные санкции достигают 0,5–1% от кадастровой стоимости для граждан (не менее 10 тысяч рублей) и 1,5–2% кадастровой стоимости для юрлиц (не менее 100 тысяч рублей).</p><p> При условии возведения на участке объекта, назначение которого не вписывается в рамки допустимого применения, данный объект сносят.</p><h3><strong>Подводим итоги</strong></h3><p>Категория «Сельскохозяйственные земли» допускает строительство только тех зданий, которые необходимы для потребностей с/х отрасли. При этом возведение жилых объектов капитального строительства невозможно.</p><p><iframe title=

Если в ваши планы входит строительство жилых объектов с возможностью регистрации, оптимальным решением станет выбор участка в пределах населенных пунктов.

В рамках ВРИ ИЖС зданиям гораздо проще получить адрес, а вы в дальнейшем сможете зарегистрироваться по месту жительства, воспользоваться коммунальными услугами и т.п. При этом будьте готовы к высокой кадастровой стоимости.

Источник: https://prokadastr.com/kategorii-zemel/

Вс указал, какие капитальные сооружения разрешено строить в придорожных полосах

Закон о застройке земельных участков</span>» width=»300″ height=»203″ class=»alignleft size-medium» /></p><p><strong>МОСКВА, 18 июл — РАПСИ, Никита Ширяев.</strong> В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов, предназначенных для обслуживания, реконструкции и ремонта автотрасс, а также объектов ГИБДД и инженерных коммуникаций, говорится в решении Верховного суда (ВС) РФ. </p><p>В четверг ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 13 января 2010 года №4. </p><p>Согласно оспариваемой норме, в пределах придорожных полос устанавливается особый режим использования земельных участков, на территории которых запрещается строительство капитальных сооружений. </p><p>В то же время порядок предусматривает определенные исключения из этого правила. Так, допускается постройка зданий и строений, предназначенных для обслуживания автомобильных дорог, их реконструкции, ремонта и содержания. Кроме того, действие обжалуемого положения не распространяется на объекты ГИБДД, объекты дорожного сервиса, рекламные конструкции, информационные щиты и указатели. </p><p><strong>Судьба построенных сооружений </strong></p><p>С административным иском в суд обратился Максим Мяченков. Истец просил признать оспариваемый пункт недействующим в той мере, в которой он нарушает права собственников земельных участков, попавших в границы придорожных полос. </p><p>По мнению заявителя, указанная норма не отвечает критериям правовой определенности и содержит дополнительные ограничения по сравнению с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Кроме того, в ней не урегулированы вопросы о судьбе сооружений, которые были построены до установления придорожной полосы, но впоследствии попали в ее границы. </p><p>«Порядок должен определять момент установления придорожных полос, момент установления ограничений на строительство в их границах, а также должен определять судьбу прав собственников объектов, которые были построены до установления придорожных полос. Помимо этого, порядок должен содержать технические требования к объектам, которые строятся в придорожных полосах. Однако этих основополагающих моментов данный акт не содержит», — отметил в своем выступлении Мяченков. </p><p>По его словам, неопределенность правового регулирования дает судам возможность произвольно трактовать положения, содержащиеся в обжалуемом пункте. Истец пояснил, что в соответствии с судебным решением он был лишен права распоряжаться недвижимостью, расположенной на его земельном участке. </p><p>«30 июня 2014 года Пушкинский городской суд признал за мной право собственности на объекты недвижимости. 10 июля 2014 года, то есть уже после вынесения решения, были установлены придорожные полосы и ограничения на строительство в пределах этих полос.</p><blockquote class=

Это говорит о том, что я не совершал действий, нарушающих права собственника автодороги, поскольку на момент вынесения судебного решения, а тем более на момент строительства недвижимости, никаких ограничений не существовало.

Однако неопределенность привела к тому, что в 2018 году суд апелляционной инстанции применил оспариваемый порядок и на его основании отменил право собственности на мое недвижимое имущество», — рассказал заявитель. 

В целях безопасности 

Административный ответчик в лице Минтранса исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. 

«Оспариваемый порядок издан во исполнение норм Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и приказа президента РФ №727, который в настоящий момент не оспаривается.

В то же время нормы, которые приводит в обоснование своих требований истец, в частности, положения главы 19 Земельного кодекса (зоны с особыми условиями использования территорий — прим. ред.

), появились недавно и соответственно не могут свидетельствовать о незаконности приказа», — уточнил представитель Минтранса. 

Он пояснил, что ограничения, установленные обжалуемым положением, полностью соответствуют Конституции, поскольку приняты в том числе в целях обеспечения безопасности граждан. 

«Статья 55 Конституции допускает ограничение прав, установленные федеральным законом.

В частности, пункт 16 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» устанавливает особый режим использования земельных участков, расположенных в границах придорожных полос, в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги и ее сохранности», — подчеркнул ответчик. 

Представитель Минтранса добавил, что технические требования к объектам, находящимся и строящимся на территории придорожных полос, устанавливаются отдельным актом и никак не могут регулироваться приказом Минтранса. 

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20190718/301807486.html

Закон о

Закон о застройке земельных участков</span>» width=»300″ height=»225″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>В начале 2017 года в России состоялось, казалось бы, радостное для всех событие: начал действовать закон о «зеленых лесопарковых поясах».</p><p> Сейчас его ошибочно называют законом «О Зеленом щите» — немудрено, ведь именно так он и преподносился в бесчисленных публикациях СМИ.</p><p> Однако, даже при беглом сравнении инициативы «Зеленый щит», набравшей всего за месяц требуемые 100 000 на РОИ, с тем, что на выходе выдал наш парламент, становится понятно, что с «Зеленым щитом» новый закон имеет мало общего.</p><p>Но это было бы только полбеды, если бы «бешеный принтер» просто сделал народную инициативу пустышкой. Настоящая опасность в том, что закон «о зеленых поясах» содержит — как известно, дьявол кроется в деталях — маленькие, неприметные оговорки, которые, фактически, отменяют всякую охрану лесов и делают их уязвимыми для застройки.</p><p>Увы, но именно с этими «небольшими оговорками» закон о зеленых лесопарковых поясах из средства защиты пригородных лесов становится угрозой их существованию.</p><p>Понятно, что даже ложка дряни превращает кастрюлю супа в кастрюлю дряни…</p><p><iframe title=

Эксперты команды «Зеленый щит» подготовили справку об этой опасной оговорке, сводящей на нет всю ценность зеленых лесопарковых поясов:

Оригинал — на сайте «Зеленого щита»

ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЙ ЩИТ»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Возможность для злоупотребления законом о лесопарковых зеленых поясах в целях легализации застройки и добычи полезных ископаемых в защитных лесах

Общественная инициатива «Зеленый щит», прошедшая ание на РОИ, была предложенным решением проблемы застройки лесов, лесопарков и других природных территорий вблизи городских районов.Основным тезисом инициативы был полный запрет капитального строительства в лесах в пределах защитного пояса («зеленого щита») города.

В ходе разработки законопроекта на основе этой инициативы Государственной Думой было добавлено исключение, практически отменяющее охранный режим в «зеленых лесопарковых поясах», полностью противоречащее целям и задачам «Зеленого щита», и создающее инструмент для практически беспрепятственной застройки лесов, в том числе, защитных лесов и особо охраняемых природных территорий.Речь идет о пункте 6 части 3 статьи 62.4, добавленной в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ. Он выглядит следующим образом:«3. На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:…6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);»Иными словами, на территории ЛЗП допускается практически любое капитальное строительство – в т.ч. широко практикующееся в настоящее время жилищное строительство (например, под видом гостиницы для посетителей оздоровительных или спортивных учреждений), строительство торговых площадей (формально в составе турбаз или спортцентров).Следует отметить, что лесное (пункт 5 части 3 и часть 5.1 статьи 105,), земельное законодательство (часть 2 статьи 59 и часть 2 статьи 61) и даже федеральный закон «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 61) запрещают капитальное строительство в лесах, лесопарках и городских лесах.Однако, установление режима ЛЗП дает формальные основания для такого строительства. При этом следует отметить, что даже наличие охранного режима и жестких ограничений, установленных иными, в том числе федеральными, правовыми актами, бывает достаточно для массового уничтожения лесов под застройку. Так, например, в Подмосковье в период действия более строгого – по сравнению с текущими редакциями – лесного, земельного и экологического законодательства, несмотря на все запреты, массово происходила застройка лесного фонда: по данным МПР от 2004 г., общая площадь территорий лесного фонда, нелегально выведенных под коттеджную застройку, составила 1500 га; эксперты Экологического союза Московской области заявляли о 369-и случаях легализации самозахватов лесных участков в 2003 г. и продаже порядка 5000 га леса ежегодно. Основанием для легализации самозахватов в указанных случаях было формальное допущение краткосрочной аренды лесных участков – заключив аренду на три года, недобросовестные застройщики проводят вырубку и осуществляют строительство с тем, чтобы оформить объект капитального строительства в собственность и затем, пользуясь нормами лесного, гражданского и земельного законодательства, пользоваться либо правами преимущественного арендатора, либо правом приватизации.

Иными словами, для осуществления захвата и уничтожения лесных территорий субъектам достаточно малейшего формального основания, чтобы «зайти» на территорию – как только застройщики приобретают даже мизерные права на лесную территорию, включаются многочисленные известные механизмы легализации имущества.

Следует отметить, что пункт 6 части 3 статьи 62.4 текущей редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» ни по форме, ни по содержанию новым не является.

С начала периода массового захвата и застройки лесов, прилегающих к крупным городским агломерациям – прежде всего, лесов Московской области – недобросовестные девелоперы активно пользуются «лазейкой», содержавшейся еще в советском законодательстве, а именно — постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1984 года № 505 «О порядке выдачи разрешений на размещение в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального типа и о порядке пользования лесом в культурно-оздоровительных целях». Формально данное постановление не отменено, хотя с введением в действие новой редакции Лесного Кодекса, фактически, перестало применяться.
Нетрудно заметить, что указанное допущение, введенное в закон «Об охране окружающей среды» поправками о «зеленых лесопарковых поясах», воспроизводит те самые «советские лазейки», которыми активно пользовались недобросовестные девелоперы а также многие другие владельцы недвижимости, выстроенной на государственных лесах под предлогом «организованного отдыха» и «развития массового спорта».

Нельзя забывать и про «побочные» виды недобросовестного природопользования: обход запрета на добычу полезных ископаемых на территории лесов, лесопарков и особо охраняемых природных территориях. По данным Министерства экологии Московской области, в 2015 г.

ущерб государству от несанкционированных песчаных карьеров составил порядка 2,5 миллиардов рублей. При этом карьеры устраивали на территории, формально отведенной под строительство – в частности, в Солнечногорском районе нелегальный песчаный карьер был организован на земельном участке, отведенном под строительство теплиц.

Случаи превращения строительных площадок в карьеры для незаконной добычи песка отмечались в Тверской и Московской областях при строительстве трассы М-11, а также в Краснодарском крае, где под предлогом добычи песка для строительства олимпийских объектов было уничтожено 13 Га территорий национального парка (выделы 15, 16, 18, 23, 25, 26 квартала 37 Веселовского лесничества Сочинского национального парка).

Таким образом, действующая редакция Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которую пункт 6 части 3 статьи 62.

4 был введен, якобы, в исполнение общественной инициативы «Зеленый щит», в корне противоречит и целям, и принципам этой инициативы – по сути, не только делает ничтожным охранный режим «лесопарковых зеленых поясов», но и создает основания для организации строительства и добычи полезных ископаемых на лесных землях, где другими законодательными актами это строжайше запрещено.

Необходимо внести изменения в этот пункт, а именно – исключить весь текст в скобках и ввести, например, следующую редакцию: «создание объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством)».

Источник: http://activatica.org/blogs/view/id/3712/title/zakon-o-zelenyh-poyasah-mozhet-byt-ispolzovan-dlya-zastroyki-lesov

Право застройки. Часть 1. Право застройки и существующие основания пользования чужим земельным участком для целей строительства

Закон о застройке земельных участков</span>» width=»300″ height=»223″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Прошедший недавно круглый стол М-Логоса, посвященный праву застройку, был, пожалуй, первым публичным мероприятием, на котором более-менее подробно обсуждалась предлагаемая в проекте вещного права ГК РФ конструкция суперфиция (права застройки).</p><p>Мероприятие лично для меня оказалось довольно полезным и интересным.</p><p> С одной стороны, получилось, что называется, «в бою» пообсуждать новеллы (меня попросили сделать доклад о праве застройки по проекту ГК на Санкт-Петербургском международном юридическом форуме и поэтому круглый стол стал хорошей разминкой в публичном отстаивании новелл), а с другой стороны, я для себя вынес кое-что новое (например, меня убедили в том, что наличие долга по внесению платежей за право застройки не должно быть основанием для прекращения этого права, здесь проект ошибается и соответствующие нормы нужно изменять, но об этом потом).</p><p>Мне представляется, что было бы полезным в формате блога еще раз пообсуждать принципиальные черты права застройки, его достоинства и недостатки в том виде как это право описано в проекте.</p><p> Я предполагаю сделать несколько очерков, посвященных различным аспектам этих очень интересных новелл (возможно, есть смысл сделать такие очерки по всем ограниченным вещным права, включенным в проект).</p><p> Первый очерк целесообразно, на мой взгляд, посвятить описанию конструкции права застройки и его сравнению с действующей юридической схемой строительства на чужом земельном участке.  </p><p>Итак, вкратце о том, что такое право застройки и для чего разработчики раздела «Вещное право» включили в него соответствующую главу.</p><blockquote class=

1. Здания или сооружения возводятся либо (а) собственником земельного участка самостоятельно или при посредстве третьих лиц (подрядчиков), либо (б) лицом, не имеющим право собственности на земельный участок, но с согласия собственника. 

Во втором случае правовым основанием, позволяющим требовать от собственника претерпевания нахождения на его земельном участке чужого здания или сооружения, может быть или (а) договор, который предусматривает соответствующее обязательство собственника и право его контрагента требовать исполнения этого обязательства, или (б) ограниченное вещное право, содержанием которого собственно и является право застроить чужую землю и некоторое время пользоваться ею.

В первом случае мы имеем дело с договором аренды, во втором — с правом застройки.

2. В современном российском праве конструкция, опосредующая строительство на чужом земельном участке, устроена следующим образом.

Застройщик заключает с собственником участка договор аренды для целей строительства (как правило, на срок до 5 лет), возводит здание/сооружение, регистрирует право собственности на него, а затем заключает договор аренды для целей эксплуатации здания/сооружения.

Как правило, все эти операции осуществляются в отношении застройки публичных земель, для застройки частных земель застройщики приобретаеют у собственников участки.

3. В чем видятся минусы существующей схемы строительства на чужой земле?

(а) застройщик вынужден дважды оформлять права на землю: при строительстве и для эксплуатации; целесообразность такого удвоения неочевидна;

(б) в силу того, что договор аренды (как и всякий договор) подчиняется принципу действия договорной свободы, это означает, что его содержание может быть довольно сильно изменено сторонами по сравнению с тем, как оно урегулировано законом.

В нашем случае это означает, что в договоре аренды для целей строительства могут существовать условия, которые в значительной степени расшатывают «прочность» землепользования: право арендодателя на отказ от договора; право арендодателя в одностороннем порядке менять арендную плату; блокирование арендодателем уступки и залога прав арендатора. Все это делает права арендатора крайне ненадежным (с точки зрения залогоспособности) активом;

(в) в законе нет норм, которые бы устанавливали возможность введения законом же минимального срока аренды, что является принципиальным для аренды для строительства с точки зрения гарантирования застройщику «прочного» правового положения в течение длительного времени и залогоспособности  его прав в отношении застраиваемого земельного участка;

(г) права арендатора по договору аренды вследствие недостатков (б) и (в) не являются привлекательными с точки зрения передачи их банку в залог для целей получения кредита на строительство.

Тем самым застройщики лишаются важнейшего источника финансирования строительства и вынуждены искать его в иных сферах (в первую очередь — это частные накопления), перекладывая на инвесторов риски остановки строительства;

(д) аренда для целей строительства и эксплуатации зданий/сооружений имеет существенную специфику, отличающую ее от обычной аренды (достаточно, например, вспомнить, что договор аренды — это договор о пользовании вещью на время, по истечении которого арендатор должен возвратить вещь обратно с учетом естественного износа; но это же совершенно не укладывается ни в конструкцию аренды для целей строительства, ни аренды для целей эксплуатации здания!). В связи с этим возникают многочисленные вопросы о том, можно ли к этим случаям аренды применять общие положения об аренде (например, о праве арендодателя потребовать расторжения договора при двукратной просрочке в уплате арендной платы по договору аренды для эксплуатации здания; положительный ответ на этот вопрос — нонсенс!).

(е) действующее право совершенно не предоставляет собственникам частных земельных участков возможности «извлекать» стоимость земельных участков в виде постоянного дохода путем передачи их под застройку без отчуждения участка.

Единственный способ для собственника участка капитализировать его ценность — это продажа участка.

Но это означает, что собственник получает доход однократно, далее его задача заключается в поиске способа размещения этих денежных средств, например, на счете в банке для того, чтобы они приносили доход.

Способа же капитализации, при котором участок бы не отчуждался, но собственник получал бы периодические платежи, сегодня в России нет. Между тем, привлекательная городская и пригородная незастроенная земля в крупных городах во многом частная. Получается, что собственникам участков необходимо или застраивать их, или продавать. 

Описанная ситуация нехороша и для девелоперов, которым для начала строительства требуется привлекать серьезные денежные средства для приобретения участка в собственность. Как правило, это делается за счет средств банковского кредита, что также удорожает строительство.

4. Право застройки как вещное право на чужой земельный участок в значительной степени лишено описанных недостатков.

(а) Право застройки устанавливается однократно и на весьма длительный срок (вопрос о конечности права застройщика, который волнует многих, предлагаю пообсуждать отдельно), оно предполагает не только право застроить, но и право эксплуатировать в течение срока действия права застройки соответствующие здания/сооружения.

Кстати, введение права застройки, тем самым, подталкивает участников оборота к тому, чтобы не тратить время и денежные средства на государственную регистрацию права собственности на объекты, возведенные на чужом земельном участке. Ведь застройщику достаточно обладать соответствующим правом на участок, а возведенное здание рассматривается как составная часть права застройки.

Оборот зданий/сооружений де-факто осуществляется будет оборота права застройки;

(б) содержание права застройки как вещного права хотя и определяется соглашением сторон (договором об установлении права застройки), но этот договор имеет значение лишь для цели внесения права в реестр. В дальнейшем право застройки существует только в том виде, как оно описано в реестре и постольку, поскольку оно записано в реестр.

В связи с этим это право не может быть прекращено в результате одностороннего отказа от договора, его содержание не может быть изменено односторонним волеизъявлением собственника, оборот этого права (залог и уступка) осуществляется без согласия собственника.

В целом, наверное, это право по своей экономической сути ничем не отличается от собственности на землю;

(в) закон устанавливает минимальный и максимальный срок права застройки.  Минимальный — 30 лет, максимальный — 100 лет.

Сроки эти подобраны таким образом, что позволяют, с одной стороны, застройщику в любом случае извлечь существенную экономическую выгоду от застройки, а с другой — подчеркнуть «конечность» существования объекта.

О срочности права застройки, еще раз напомню, я хотел бы поговорить отдельно, этому вопросу я планирую посвятить второй очерк;

(г) вследствие особенностей (б) и (в) право застройки должно стать привлекательным обеспечением для кредитования процесса строительства. Обращает на себя внимание на то, что привлечения кредитных средств для приобретения самого участка в данном случае не потребуется;

(д) введение права застройки устраняет несуразности, имеющиеся в текущей практике применения общих положений об аренде к аренде для целей строительства и аренде по ст. 36 ЗК;

(е) право застройки позволит вовлекать в оборот земельные участки, принадлежащие на праве собственности частным лицам, которые не имеют желания/намерения их застраивать. Право застройки — платное, оно позволит собственникам извлекать периодический доход, капитализируя тем самым ценность земельных участков, не отчуждая их. 

5. Можно ли добиться эффектов, описанных в п. 4, без резких изменений в сфере правового регулирования землепользования для целей строительства.

В принципе, да, это возможно путем введения в гл.

34 Кодекса отдельного параграфа «Аренда для целей строительства и эксплуатации зданий и сооружений», в котором нужно исключить из конструкции договора аренды все те черты, которые присущи ей как договору. 

На мой взгляд, это вряд ли правильно методологически. В результате получится «договор аренды», который договором в подлинном смысле не является.

Кроме того, оставляя именно «договор аренды» как основное право для строительство на чужом участке мы так и не сможем полностью юридически «оторвать» само право пользования участком от его основания — договора и снизить тем самым риски залогодержателей и возможных покупателей этого права.

Поэтому, как мне представляется, более догматически верно и практически целесообразнее конструирование права строительства на чужом земельном участке именно как ограниченное вещное право.

PS. Для России это право не новое, оно существовало с 1912 по 1948 г. (застройщики упоминаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», правда, с явно негативной коннотацией — см.

приложенную презентацию), поэтому утверждение о том, что, мол, для русского уха «право застройки» или тем паче «суперфиций» звучит дико — неправда (в конце концов, привыкли же россияне и, как говорят сотрудники кадастровых служб, с удовольствием (особенно сельчане) используют дикованное заморское слово «сервитут»).

PPS. А еще есть безумно интересный вопрос о праве застройки, установленном на земельных участках в Крыму. Дело в том, что украинский ГК знает право застройки, а Закон о воссоединении гарантирует всем гражданам на крымских территориях сохранение всех прав на имущество. Вопрос: что с правом застройки, установленным до воссоединения на земельном участке, расположенном в Крыму?

PPPS. В качестве приятного приложения выкладываю для заинтересовавшихся этим институтом презентацию, которую я готовил для круглого стола М-Логоса, а также ссылки на некоторые классические работы по праву застройки (формат *.pdf):

Варшавский, Право застройки в СССР

Вольман, Право застройки

Выдрин, Виленкин, Закон о праве застройки

Гойхбарг, Закон о праве застройки

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/12280

Отступ от границы участка при строительстве жилого дома: норма СНиП и закон для ИЖС, СНТ

Закон о застройке земельных участков</span>» width=»300″ height=»191″ class=»alignleft size-medium» /></p><p>Отступ от границы участка при строительстве дома регламентируется законодательными нормами на земельных участках ИЖС и СНТ. Минимально он равен 3 метрам, но есть нюансы.</p><p> Соблюдение закона и норм обязательно для любого застройщика, планируется ли возведение здания в сельской местности или на территории города.</p><p> Неукоснительное следование нормативам гарантирует беспроблемное проживание застройщика и его семейства, отсутствие претензий со стороны надзорных организаций и соседей.</p><p>Границы земельного участка ИЖС</p><h3>Какие нормативы регулируют вопрос</h3><p>Первоочередной учет основополагающих правил не означает, что нет других официальных указаний и ограничений. Реалии современного существования предусматривают необходимость выполнения пунктов, указанных в других документах, учитывающих риски от источников комфорта, освещения или тепла.</p><p><strong>Пожарные требования, предписывающие соблюдение безопасной удаленности, устраняют возможность возгорания от потенциальных источников угрозы.</strong> Наличие необходимого отступа от линий электропередачи, надземных и подземных, и газопровода не только позволяет избежать их повреждений, когда производится рытье траншеи при строительстве.</p><p><iframe title=

Это еще и забота о жизни и здоровье людей, которые будут проживать или работать в возведенном здании. При строительстве жилого дома застройщику нужно учитывать следующие нормативные документы:

  • СНиП – разработанные еще в советское время, а впоследствии неоднократно отредактированные и дополненные, чтобы привести их в соответствие с современными законодательными реалиями;
  • СанПиН – нормы эпидемиологической и санитарной безопасности, выведенные путем осуществления научных исследований и обеспечивающие отсутствие заражения окружающей среды, безопасность людей от возможного инфицирования;
  • противопожарные расстояния, регламентированные ФЗ № 123, – меры, направленные на предотвращение возгораний зданий от потенциально опасных объектов. В Федеральном Законе указано, на каком расстоянии допускается возведение жилых зданий и бытовых строений;
  • Градостроительный кодекс указывает необходимое дистанцирование объектов недвижимости от общественных зданий, гаражей, образовательных и лечебных учреждений, предельные расстояния до дороги;
  • ПЗЗ – правила землепользования и застройки;
  • КоАП предусматривает целую систему санкций: штрафов и наказаний за нарушение предписаний в документах, приравненных к законодательным.

Избежать расхожих ошибок в строительстве на территории городских и сельских поселений помогают надзорные органы.

Именно они определяют, какими должны быть необходимые расстояния на основании существующих законов, проверяя планы застройщиков, внося коррективы, если в проектировании допущены ошибки. Они же утверждают нормативы, каким образом необходимо размещать различные типы строений.

Строительные нормы и правила

СНиП – это общее название для всех регламентирующих документов, разработанных на многолетнем типовом строительстве и государственной стандартизации.

Это законодательное нормирование, по которому следует определять необходимое удаление друг от друга строений бытового назначения и жилого помещения, расстояние до зданий от границ участка, вариативные размеры отступов при застройке надела СНТ, при размещении от улицы, земельного надела соседа или государственных сооружений.

Нормы отступов для участков ИЖС и СНТ согласно СНиП

Основными строительными правилами (СП), с помощью которых осуществляется застройка территорий, считаются:

  1. СП 13330.2011 – «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений…». Они регламентируют дистанцию при постройке на небольших стандартных наделах, где иногда невозможно неукоснительное соблюдение требований других нормативов ввиду небольшого размера и близкого расположения дачных участков. В 2017 г. в них были внесены изменения, вступившие в действие с начала 2018 года.
  2. Минимальное удаление в частном землевладении регламентирует СНиП 30-02-97 (его актуализированная редакция), при составлении которого учитывались и другие нормативы. Официальное название – СП 53.13330.2011. При попытке отыскать два документа найдется только одна версия, в которой учтены особенности застройки территорий садоводческих некоммерческих объединений. Ориентироваться следует только на обновленную версию с изменениями 2018 года.

Источник: https://stroydomkin.ru/stroitelstvo-doma/normy/otstup-ot-granicy-uchastka-pri-stroitelstve-doma

Застройка земельного участка: нормы и правила

Закон о застройке земельных участков</span>

Advokat25
Добавить комментарий